город Омск
16 апреля 2009 г. |
Дело N А75-8092/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Н.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе (регистрационный номер 08АП-1408/2009) Государственного учреждения -регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 28.01.2009 по делу N А75-8092/2008 (судья Т.П.Кущева), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" к Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу об оспаривании действий государственного органа,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" - Анфилофьев А.С. по доверенности от 31.12.2008 N 17, действительной до 31.12.2009 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
установил:
Открытое акционерное общество "Славнефть-Мегионнефтегаз" (далее - ОАО "СН-МНГ", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в лице его Филиала N 1 (далее - региональное отделение ФСС, Фонд социального страхования, заинтересованное лицо), выразившихся в отказе финансирования в 2008 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или опасными) производственными факторами.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.01.2009 по делу N А75-8092/2008 требования ОАО "СН-МНГ" удовлетворены, оспариваемые действия признаны незаконными.
Региональное отделение ФСС с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в порядке апелляционного производства. Просит отменить принятый по настоящему делу судебный акт и принять новый - об отказе в удовлетворении требований общества. Указывает, что основанием для отказа в финансировании в 2008 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или опасными) производственными факторами, явилось полное распределение между страхователями бюджетных ассигнований по статье "Обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний", финансирование предупредительных мер возможно только в случае выделения дополнительных ассигнований.
Кроме того, заинтересованное лицо выразило позицию, в соответствии с которой финансирование предупредительных мер неразрывно связано с заявительной системой страхователей на финансирование, в связи с чем указывает, что страхователи, обратившиеся в Фонд социального страхования с соответствующим заявлением ранее общества, обеспечили финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя не обеспечило, ходатайств об отложении дела не заявляло, в связи с чем по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителя названного лица.
От ОАО "СН-МНГ" письменный отзыв на апелляционную жалобу Фонда социального страхования не поступил, его представитель в заседании суда апелляционной инстанции пояснил, что считает обжалуемый судебный акт законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Исследовав материалы дела, рассмотрев апелляционную жалобу, выслушав представителя ОАО "СН-МНГ", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
29.07.2008 ОАО "СН-МНГ" обратилось к региональному отделению ФСС с заявлением о финансировании в счет начисляемых в 2008 году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в размере 2 740 640 руб. 30 коп.
Заинтересованное лицо письмом от 23.09.2008 исх.N 01/5184 в предоставлении финансирования отказало, указав, что в соответствии с приказом ГУ РО ФСС по ХМАО-Югре от 02.04.2008 "О доходах и внутриведомственной росписи расходов бюджета на 2008 год", доведенные до Филиала N 1 бюджетные ассигнования по статье "Обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний" - полностью распределены.
ОАО "СН-МНГ", не согласившись с отказом регионального отделения ФСС в финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, полагая действия заинтересованного лица по отказу не соответствуют требованиям действующих нормативных правовых актов в области страхования в Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суд первой инстанции проанализировал положения Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", а также Приказа Минздравсоцразвития России от 30.01.2008 N 43н "Об утверждении Правил финансирования в 2008 году и в плановый период 2009 - 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" и пришел к выводу о соблюдении обществом всех необходимых требований и наличии у него права на испрашиваемое финансирование предупредительных мер.
Довод Фонда социального страхования о распределении между страхователями лимитированных бюджетных ассигнованиях на цели финансирования предупредительных мер, судом отклонен исходя из того, что отсутствие денежных средств не является основанием для отказа в финансировании.
Решение суда первой инстанции является предметом рассмотрения Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:
обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2007 N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" фонд вправе в 2008 году и в плановый период 2009 и 2010 годов принимать решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем году, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Порядок финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительством Российской Федерации от 19.11.2008 N 787 "О финансировании в 2008 году и в плановый период 2009 - 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручено утвердить по согласованию с Фондом социального страхования Российской Федерации правила финансирования в 2008 году и в плановый период 2009 - 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, и давать разъяснения по их применению.
Приказом Минздравсоцразвития России от 30.01.2008 N 43н утверждены Правила финансирования в 2008 году и в плановый период 2009 - 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил финансированию в 2008 году и в плановый период 2009 - 2010 годов за счет сумм страховых взносов подлежат расходы на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Согласно пункту 3 Правил финансирование предупредительных мер осуществляется страхователем соответственно суммам страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в ФСС РФ в текущем календарном году.
Размер средств, направляемых страхователем на финансирование предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году. При этом финансирование предупредительных мер осуществляется в пределах ассигнований, доведенных на эти цели ФСС РФ до региональных отделений ФСС РФ.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что страхователь обращается с заявлением о финансировании предупредительных мер в исполнительный орган ФСС РФ по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. К заявлению прилагаются предусмотренные названным пунктом документы.
Исполнительный орган Фонда социального страхования на основании представленных документов принимает решение о финансировании предупредительных мер, размере финансирования или об отказе в финансировании (пункт 5 Правил).
Причем, в соответствии с абзацем 7 пункта 5 Правил исполнительный орган Фонда социального страхования принимает решение об отказе в финансировании предупредительных мер только в случае, если у страхователя имеется недоимка по уплате страховых взносов, представлен неполный перечень документов или представленные им документы содержат недостоверную информацию.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что общество обратилось с заявлением с приложением соответствующих документов в региональное отделение ФСС 29.07.2008, то есть до истечения срока предусмотренного на подачу заявления, им представлены все документы, предусмотренные пунктом 4 Правил (список приложений к заявлению общества от 29.07.2008 л.д.10-11) и указанные документы соответствовали всем требованиям, что подтверждается письмом Фонда социального страхования, а также письмом Заместителя председателя Фонда социального страхования Российской Федерации от 03.09.2008 (л.д.28).
Доводов и доказательств в обоснование обратного, заинтересованным лицом ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не заявлено и не представлено.
В связи с этим, апелляционная коллегия арбитражного суда приходит к выводу о соблюдении обществом всех требований, предусмотренных рассматриваемыми Правилами.
Учитывая изложенное, при выполнении указанных выше условий общество вправе получить финансирование в счет начисляемых в 2008 году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы подателя жалобы о том, что лимитированные бюджетные ассигнования на эти цели распределены между страхователями, что финансирование предупредительных мер возможно только в случае выделения дополнительных ассигнований и, что для получения испрашиваемого финансирования обществу надлежало заранее обратиться с соответствующим заявлением к заинтересованному.
Из вышеизложенных норм права данных выводов не следует и податель жалобы не обосновал, каким нормативным правовым актом закреплены указанные положения. Более того, данные доводы прямо противоречат требованиям Правил, в пункте 5 которых указано, что основанием для отказа в финансировании предупредительных мер, являются следующие обстоятельства: у страхователя имеется недоимка по уплате страховых взносов; представлен неполный перечень документов; представленные им документы содержат недостоверную информацию.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, такого основания для отказа в финансировании как отсутствие денежных средств в Фонде социального страхования, действующим нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции признает действия заинтересованного лица, выразившиеся в отказе финансирования в 2008 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или опасными) производственными факторами, противоречащими положениям Приказа Минздравсоцразвития России от 30.01.2008 N 43н от 30.01.2008 "Об утверждении Правил финансирования в 2008 год и в плановый период 2009 и 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами".
В соответствии с честью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции о признании незаконными оспариваемых действий регионального отделения ФСС является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В связи с освобождением государственных органов от уплаты государственной пошлины по делам, в которых такие органы выступали в качестве ответчиков (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации), с заинтересованного лица государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 28.01.2009 по делу N А75-8092/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-8092/2008
Истец: Открытое акционерное общество "Славнефть-Мегионнефтегаз"
Ответчик: Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1408/2009