город Омск
13 мая 2009 г. |
Дело N А75-289/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Радченко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1953/2009) межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 20.02.2009 по делу N А75-289/2009 (судья Загоруйко Н.Б.), принятое по заявлению Ханты-Мансийского городского потребительского общества к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре признании незаконным решения N 260 от 07.10.2008,
при участии в судебном заседании представителей:
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Крылатова Е.Г. по доверенности от 17.02.2009, действительной до 17.02.2011 (удостоверение УР N 428806 действительно до 31.12.2009); Коняев А.И. по доверенности от 30.04.2009, действительной до 30.04.2012 (паспорт 3704 953070 выдан УВД г. Кургана Курганской области 05.07.2004);
от Ханты-Мансийского городского потребительского общества - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
20.02.2009 Решением по делу Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры удовлетворил требование Ханты - Мансийского городского потребительского общества (далее - Ханты - Мансийское ГорПО, общество, налогоплательщик), признал недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - МИФНС РФ N1 по ХМАО-Югре, Инспекция, налоговый орган) N260 от 07.10.2008 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счёт имущества налогоплательщика.
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал, что налоговым органом не соблюдена процедура бесспорного взыскания недоимки, предусмотренная Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ), и не представлено надлежащих доказательств наличия взыскиваемых недоимок по налогам и сборам.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного налогоплательщиком требования, при этом ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие его выводов материалам дела.
Податель жалобы настаивает на том, что оспоренное Ханты - Мансийским ГорПО решение N 260 было принято в полном соответствии с требованиями статей 46, 47 НК РФ, а недостаточность денежных средств на счетах налогоплательщика подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
В заблаговременно представленном отзыве на апелляционную жалобу Ханты - Мансийское ГорПО отклонило доводы апелляционной жалобы, просило оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Ханты - Мансийское ГорПО, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении слушания по делу не заявило.
Суд апелляционной инстанции считает возможным на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Ханты-Мансийского ГорПО.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей Инспекции, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Ханты - Мансийское городское потребительское общество зарегистрировано в качестве юридического лица 24 мая 1999 года за основным государственным регистрационным номером 1028600511994 Отделом по выдаче лицензий и регистрации предприятий муниципального образования город Ханты - Мансийск.
МИФНС РФ N 1 по ХМАО-Югре в период с 29.09.2006 по 11.02.2008 была проведена выездная налоговая проверка Ханты - Мансийского ГорПО за 2003 год, по результатам которой Инспекцией вынесено решение N 11-19/9 от 18.04.2008.
На основании решение N 11-19/9 от 18.04.2008 Инспекцией, в порядке статьи 69 НК РФ, было предъявлено Ханты - Мансийскому ГорПО требование N 1261 от 11.08.2008 об уплате недоимки по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, единому налогу на вменённый доход для отдельных видов деятельности, единому социальному налогу, налогу на имущество организаций, налогу на доходы физических лиц в общей сумме 27 335 005 руб. 82 коп., недоимки по пени по указанным налогам в общей сумме 12 994 505 руб. 81 коп., штрафов в общей сумме 1 024 680 руб. 97 коп.
В связи с неисполнением Обществом указанного требования, МИФНС РФ N 1 по ХМАО-Югре вынесено решение N 4628 от 07.10.2008 о взыскании с Ханты - Мансийского ГорПО налогов, сборов, пеней, штрафов за счёт денежных средств налогоплательщика - организации в общей сумме 39 062 073 руб. 61 коп. (т.1 л.д.9)
В тот же день - 07.10.2008 налоговым органом на данную сумму выставлены и направлены в ОАО "Запсибкомбанк" инкассовые поручения N 7099-N 7127 (т.1 л.д.10-38), в том числе - инкассовое поручение N 7099 от 07.10.2008 на сумму 18 549 559 руб., по которому ОАО "Запсибкомбанк", начиная с 08.10.2008 производило частичные платежи и на 11.11.2008 сумма частичного платежа составила 12 000 000 рублей.
Также 07.10.2008 МИФНС РФ N 1 по ХМАО - Югре вынесено решение N 260 от 07.10.2008 о взыскании с Ханты - Мансийского ГорПО налогов, сборов, пеней, штрафов за счёт имущества налогоплательщика в общей сумме 39 062 073 руб. 61 коп.
На основании решения N 260 от 07.10.2008 Инспекцией вынесено постановление N 258 от 07.10.2008 на взыскание 39 062 073 руб. 61 коп., на основании которого судебным приставом - исполнителем возбуждено исполнительное производство о взыскании с Ханты - Мансийского ГорПО налогов, пени, штрафов в размере 39 062 073 руб. 61коп.
Ханты - Мансийское ГорПО, полагая, что решение N 260 от 07.10.2008 не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительными.
20.02.2009 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынес судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога, штрафа, пени в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога, штрафа, пени с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.
Пунктами 1, 2 статьи 46 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога, штрафа, пени в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.
Взыскание налога, штрафа, пени производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
В силу пункта 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог, штраф, пени за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 НК РФ. В этом случае налоговый орган вправе обратить взыскание налога, штрафа, пени за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, штрафа, пени и с учетом сумм, в отношении которых уже произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ.
Таким образом, до обращения взыскания на иное имущество налогоплательщика налоговый орган должен иметь необходимые предпосылки для этого - наличие доказательств о невозможности взыскания налоговой недоимки путем бесспорного списания денежных средств со счетов в банке.
При этом налоговый орган должен располагать сведениями о состоянии всех счетов налогоплательщика организации в банках, чтобы иметь возможность своевременно выставить к ним инкассовые поручения, а при наличии недостаточности остатка денежных средств для взыскания имеющейся задолженности принять соответствующие меры для обращения взыскания налогов за счет имущества организации-налогоплательщика с учетом сумм, взыскиваемых в соответствии со ст. 46 НК РФ, и сумм, добровольно уплаченных налогоплательщиком в погашение этой возникшей задолженности.
Поскольку взыскание налога за счет иного имущества является дополнительным способом взыскания недоимки, то налоговый орган при обжаловании налогоплательщиком его решения о взыскании недоимки за счет имущества на основании п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязан предоставить в обоснование вынесенного решения бесспорные доказательства принятия им всех возможных мер по взысканию налоговой недоимки за счет безналичных денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (то есть, обязанность доказывания невозможности взыскания налоговой недоимки за счет денежных средств лежит на налоговых органах).
Между тем, сведений о количестве открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях Ханты-Мансийского ГорПО материалы дела не содержат, равно как и не содержат доказательств того, что у налогового органа отсутствовала информация о счетах Ханты-Мансийского ГорПО.
Факт неполучения Инспекцией в установленной форме исчерпывающих сведений обо всех открытых счетах налогоплательщика в банках является грубым нарушением процедуры бесспорного взыскания налоговой недоимки, поскольку переход к способу взыскания недоимки за счет иного имущества организации возможен только после установления Инспекцией невозможности взыскания недоимки за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках.
При этом, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Ханты-Мансийское ГорПО имеет, как минимум, два расчетных счета - в ОАО "Запсибкомбанк" и Западно-Сибирском банке Сбербанка РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела решениями от 07.10.2008 N 6736 и N 6737 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (т.1 л.д.65-68).
Между тем, из представленных налоговым органом документов следует, что инкассовые поручения были выставлены и взыскание осуществлялось только с одного расчетного счета налогоплательщика - в ОАО "Запсибкомбанк" (инкассовые поручения N 7099-N 7127 (т.1 л.д.10-38)).
Таким образом, на основании решения N 260 от 07.10.2008 о взыскании налога, штрафа, пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках инкассовые поручения были выставлены налоговым органом не ко всем действующим банковским счетам заявителя.
Принятие решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и направление их в два банка - в ОАО "Запсибкомбанк" и Западно-Сибирском банке Сбербанка РФ - не может служить доказательством выполнения налоговым органом требований, предусмотренных ст. 46 НК РФ.
Иных доказательств выставления и направления инкассовых поручений в Западно-Сибирский банк Сбербанка РФ инспекцией не представлено.
Кроме того, как следует из материалов дела, 07.10.2008 Инспекцией вынесено решение N 4628 от 07.10.2008 о взыскании с Ханты - Мансийского ГорПО налогов, сборов, пеней, штрафов за счёт денежных средств налогоплательщика - организации в общей сумме 39 062 073 руб. 61 коп. (т.1 л.д.9) и решение N 260 от 07.10.2008 о взыскании с Ханты - Мансийского ГорПО налогов, сборов, пеней, штрафов за счёт имущества налогоплательщика также в общей сумме 39 062 073 руб. 61 коп.
При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, по выставленным Инспекцией и направленным в ОАО "Запсибкомбанк" инкассовым поручениям банк начиная с 08.10.2008 производил частичные платежи и на 11.11.2008 сумма платежа составила 12 000 000 рублей, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 47 НК РФ должна учитываться при взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика.
В связи с вышеизложенным, довод подателя апелляционной жалобы о соблюдении при вынесении оспариваемого решения требований, установленных законодательством о налогах и сборах, суд апелляционной инстанции расценивает как несостоятельный, поскольку процедуры, предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ, применяются последовательно и в порядке статьи 47 НК РФ могут быть взысканы только суммы, не возможные к взысканию в порядке статьи 46 НК РФ.
Налоговым органом в нарушение статьи 65 и пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказана невозможность взыскания задолженности за счет денежных средств. Более того, у налогового органа отсутствует какая-либо возможность установить факт отсутствия (недостаточности) денежных средств на расчетных счетах налогоплательщика иначе как путем выставления к ним инкассовых поручений.
Учитывая, что налоговый орган не использовал в полном объеме возможность взыскания задолженности за счет денежных средств на счетах Ханты-Мансийского ГорПО, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности вынесения налоговым органом решения N 260 от 07.10.2008 и нарушении указанными действиями налогового органа прав и законных интересов налогоплательщика.
Помимо изложенного, Восьмой арбитражный апелляционный суд считает необходимым указать следующее.
Согласно решению N 260 от 07.10.2008, основанием для его принятия явился факт неисполнения Ханты-Мансийским ГорПО требования N 1261 от 11.08.2008, выставленного на основании решения N 11-19/9 от 18.04.2008 по результатам проведенном выездной налоговой проверки.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решение налогового органа N 11-19/9 от 18.04.2008, Обществом было обжаловано в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры.
Решением суда от 02.09.2008 по делу N А75-3013/2008 и Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2009 по делу NА75-3013/2008, отменившим решение суда первой инстанции от 02.09.2008 в части отказа в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований и в части распределения расходов по уплате госпошлины, решение МИФНС РФ N1 по ХМАО-Югре N 11-19/9 от 18.04.2008 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным в части начисления и предложения уплатить:
- налог на добавленную стоимость за 2003 год в сумме 997 792 руб., пени в сумме 700 283 руб. 95 коп. за несвоевременную уплату указанной суммы НДС;
- пени в сумме 312 665 руб. 06 коп. по единому налогу на вменённый доход для отдельных видов деятельности за период с 26.04.2003 по 26.01.2005;
- пени по налогу на имущество организаций в сумме 32 709 руб. 33 коп. за период с 06.05.2004 по 05.08.2004;
- налог на имущество за 2004 год в сумме 59559 руб.;
- налог на добавленную стоимость в общей сумме 7 767 286 руб. 52 коп.;
- единый социальный налог за 2003 год в сумме 89840 руб. 81 коп.;
- налог на доходы физических лиц в размере 3418 руб. за 2004 год, 260 руб. за 2005 год;
- пени в сумме 19 564 руб. 11 коп. за несвоевременную уплату доначисленного налога на доходы физических лиц в сумме 50 836 руб.,
- штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ:
- в сумме 59 918 руб. 20 коп. за неполную уплату налога на имущество за 2005 год;
- в сумме 282 219 руб. 58 коп. за неполную уплату налога на добавленную стоимость за 2005 год;
- в сумме 271 832 руб. за неполную уплату единого социального налога за 2005 год;
- в сумме 66 347 руб. 91 коп. - за неполную уплату налога на прибыль за 2005 год.
Решение арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-3013/2008 от 02.09.2008, вступившее в законную силу в необжалованной части 02.10.2008, а также Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2009, вступившее в законную силу в день принятия, то есть 10.02.2009, имеют преюдициальное значение для настоящего дела и подтверждают несоответствие указанных ко взысканию в решении N 260 от 07.10.2008 сумм недоимки фактическому размеру задолженности Общества.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции находит правомерным и обоснованным вывод суда первой инстанции о недоказанности налоговым органом, в нарушение требований статей 46, 47 НК РФ, 65, 200 АПК РФ, размера задолженности, подлежащей взысканию за счет имущества в соответствии с решением МИФНС РФ N 1 по ХМАО-Югре N 260 от 07.10.2008.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 20.02.2009 по делу N А75-289/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-289/2009
Истец: Ханты-Мансийское городское потребительское общество
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной Налоговой Службы Российской Федерации N1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1953/2009