город Омск
13 мая 2009 г. |
Дело N А46-814/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мокшиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2146/2009) Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 26.02.2009 по делу N А46-814/2009 (судья И.М. Солодкевич), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Триал-Авто" г. Омска к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска о признании недействительным решения от 04.09.2008, вынесенного по результатам камеральной налоговой проверки налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2008 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "Триал-Авто" г. Омска,
при участии в судебном заседании представителей:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска - Рыбиной С.С. (удостоверение, доверенность от 09.04.2009 сроком до 31.12.2009);
от общества с ограниченной ответственностью "Триал-Авто" - Касимовой А.А. (паспорт, доверенность от 01.01.2009 сроком действия на один год);
установил:
Арбитражный суд Омской области решением от 26.02.2009 по делу N А46-814/2009 удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью "Триал-Авто" (далее - налогоплательщик, общество, заявитель) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска (далее - налоговый орган, инспекция) от 04.09.2008, вынесенного по результатам камеральной налоговой проверки налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2008 года.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что на момент проведения камеральной налоговой проверки вид разрешенного использования земельного участка, находящегося в пользовании заявителя, был определен как "для эксплуатации размещенных на нем административно-бытового цеха и цеха новой техники", в то время как в Постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П названный вид разрешенного использования не предусмотрен, в связи с чем, определить кадастровую стоимость такого земельного участка не представляется возможным.
В апелляционной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика.
В обоснование своей позиции инспекция указывает на то, что по сведениям, представленным в инспекцию Управлением Роснедвижимости по Омской области, по состоянию на 01.01.2008 кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Нефтезаводская, 47, с кадастровым номером 55:36:050201:0035, составила 37 189 709 руб. Такой кадастровой стоимостью и руководствовался налоговый орган при исчислении земельного налога.
Следовательно, налогоплательщику при исчислении авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2008 г. следовало руководствоваться кадастровой стоимостью земельного участка по состоянию на 01.01.2008 г. в сумме 37 189 709 руб. Однако заявитель исчислил земельный налог исходя из налоговой базы 6 731 216 руб., действующей до 01.01.2008 г.
Кроме того, налоговый орган не согласен с судом первой инстанции в части возложения на инспекцию бремени несения судебных расходов налогоплательщика по уплате государственной пошлины, поскольку на момент вынесения судом решения по делу налоговый орган в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) был освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
В представленных в апелляционный суд возражениях на апелляционную жалобу инспекции общество выражает свое несогласие с позицией налогового органа, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, возражения на нее, заслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
Общество имеет на праве бессрочного пользования земельный участок площадью 6252 кв. м с кадастровым номером 55:36:05 02 01:0035, что подтверждается свидетельством от 25.12.2000 серии 55 ААN 230131.
14.04.2008 налогоплательщиком представлен в инспекцию налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2008 года, согласно которому сумма авансового платежа по земельному налогу за земельный участок с кадастровым номером 55:36:05 02 01:0035 за указанный период составила 25 242руб.
Специалистами инспекции была проведена камеральная проверка налогового расчета заявителя, по результатам которой составлен акт от 25.07.2008 N 06-34/021182 ДСП.
04.09.2008 заместителем начальника инспекции в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ, были рассмотрены материалы камеральной проверки налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2008 года и принято решение N 06-34/26369 ДСП, которым налогоплательщику был доначислен к уплате 114 219 руб. авансового платежа по земельному налогу за 1 квартал 2008 года и 3 094руб. 42 коп. пени за его несвоевременную уплату.
Основанием для принятия решения послужило неверное определение налогоплательщиком кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка, поскольку согласно Постановлению Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - Постановление N 174-п) кадастровая стоимость принадлежащему обществу участка составляет 37 189 709руб., а не 6 731 216руб., как указал в расчете налогоплательщик.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области, которое решением от 05.11.2008 N 26-17/17779 оставило жалобу без удовлетворения.
Находя решение от 04.09.2008 нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с заявление о признании указанного решения инспекции недействительным.
Решением от 26.02.2009 по делу N А46-814/2009 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования общества.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Судом первой инстанции правомерно было указано, что в соответствии со статьей 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, а кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, сведения о которой содержаться в государственном земельном кадастре. Государственную кадастровую оценку земель осуществляют органы Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области. Результаты кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов агентства.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36.
Согласно приложению к названному постановлению, земельный участок, принадлежащий заявителю, расположен в кадастровом квартале N 55:36:05 02 01, при этом средний удельный показатель кадастровой стоимости земель в указанном кадастровом квартале зависит от вида разрешенного использования.
Как усматривается из материалов дела, на момент проведения камеральной налоговой проверки вид разрешенного использования земельного участка, находящегося в пользовании заявителя, был определен как "для эксплуатации размещенных на нем административно-бытового цеха и цеха новой техники" (кадастровый план - л.д. 22).
Поскольку вид разрешенного использования - "для эксплуатации размещенных на нем административно-бытового цеха и цеха новой техники" в Постановлении N 174-п не указан, апелляционная коллегия разделяет позицию суда первой инстанции, согласно которой не представляется возможным определить кадастровую стоимость земельного участка заявителя с использованием показателей названного постановления.
Фактически налоговый орган самостоятельно определил средний удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка, приняв за истинный вид разрешенного использования, вид, означенный в пункте 7 названного Постановления - "для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", опираясь при этом на сведения, полученные от Управлением Роснедвижимостью по Омской области, по состоянию на 01.01.2008 г.
Суд апелляционной инстанции находит недопустимым определение вида разрешенного использования налоговым органом самостоятельно, не смотря на то, что такие сведения были представлены ему Управлением Роснедвижимостью, поскольку процедура определения кадастровой стоимости имеет законодательно установленный порядок.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 08.04.2000 N 316 утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктами 11 и 13 названного Постановления установлено, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, которые применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков, в том числе, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка (пункт 1.2 Методических указаний).
Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 Методических указаний, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом Управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей (пункты 1.3, 1.4 Методических указаний).
Пунктом 2.3 названных Методических указаний определено, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель поселений его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Согласно примечанию 5 к приложению названных указаний (Акт определения кадастровой стоимости земельных участков) В графе "06" для вновь образуемых земельных участков указывается наименование вида разрешенного использования в соответствии с формой Ф.1.1 описания земельных участков. Для исходных земельных участков указывается наименование вида разрешенного использования в соответствии с формой Ф.1.1 открытого подраздела либо правоустанавливающим (правоудостоверяющим) документом. В случае изменения вида разрешенного использования существующего земельного участка новый вид разрешенного использования указывается в соответствии с утвержденным в установленном порядке градостроительным регламентом либо решением органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Из вышеизложенного следует, что в случае необходимости изменения вида разрешенного вида использования земельного участка проводится строго определенная процедура кадастровой оценки. При этом новый вид разрешенного использования утверждается органом местного самоуправления.
Следовательно, налоговый орган не имеет полномочий по определению вида разрешенного использования земельного участка.
Поскольку Мэром города Омска вид разрешенного использования земельного участка налогоплательщика был изменен на существующий в Постановлении N 174-п лишь 14.11.2008 (л.д. 50), то у налогового органа не имелось правовых оснований для доначисления земельного налога за 1 квартал 2008 года, исчисленного с кадастровой стоимости, определенной с учетом вида разрешенного использования не означенного в кадастровом плане земельного участка налогоплательщика.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные Обществом и налоговым органом доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Суд апелляционной инстанции также находит правомерным отнесение на налоговый орган расходов заявителя по уплате государственной пошлины, поскольку, не смотря на то, что Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ, были внесены изменения в пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины, статья 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статья 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают возврат из бюджета уплаченной государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в пользу государственного органа (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.03.2009 N Ф04-622/2009(1275-А75-49)).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 26.02.2009 по делу N А46-814/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-814/2009
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Триал-Авто"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2146/2009