город Омск
26 мая 2009 г. |
Дело N А46-24516/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Радченко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2100/2009) Департамента финансов и контроля Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 11.03.2009 по делу N А46-24516/2008 (судья Храмцов К.В.), принятое по заявлению Департамента финансов и контроля Администрации города Омска к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области
3-е лицо: Управление коммунального хозяйства и благоустройства администрации Ленинского административного округа, Жилищное управление администрации Ленинского административного округа
о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента финансов и контроля Администрации города Омска - Окишев К.В. по доверенности от 07.07.2008 3 4201, действительной 3 года (удостоверение N 634 действительно до 15.04.2010);
от инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска - Шестаков М.С. по доверенности от 25.07.2007 N 12832, действительной 3 года (удостоверение УР N 338985 действительно до 31.12.2009); Новоселова А.М. по доверенности от 18.12.2008 N 29620, действительной 3 года (удостоверение УР N 337926 действительно до 31.12.2009);
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области - Лапшова Е.В. по доверенности от 11.01.2009 N 03-22/72, действительной до 31.12.2009 (удостоверение УР N 338850 действительно до 31.12.2009);
от Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации Ленинского административного округа - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Жилищного управления администрации Ленинского административного округа - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
Департамент финансов и контроля Администрации города Омска (далее -Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска (далее - ИФНС РФ по ЛАО г. Омска), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (далее - МИФНС РФ N 12 по Омской области) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении процедуры исключения Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации Ленинского административного округа и Жилищного управления администрации Ленинского административного округа из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном статьей 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации), и обязании ИФНС по ЛАО г. Омска, МИФНС РФ N 12 по Омской области провести процедуру исключения указанных выше юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц.
Определением суда от 02.02.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление коммунального хозяйства и благоустройства администрации Ленинского административного округа, Жилищное управление администрации Ленинского административного округа.
Решением от 11.03.2009 по делу N А46-24516/2008 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении заявленных Департаментом требований.
При принятии решения суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку добровольная ликвидация Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации Ленинского административного округа и Жилищного управления администрации Ленинского административного округа не завершена в порядке, предусмотренном действующим гражданским законодательством, в том числе и по причине наличия задолженности перед бюджетом, то у регистрирующих органов отсутствовала обязанность применения упрощенной процедуры исключения указанных недействующих юридических лиц из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) на основании статьи 21.1 Закона о государственной регистрации.
Не согласившись с указанным решением, Департамент финансов и контроля Администрации города Омска обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению Департамента, статья 21.1 Закона о государственной регистрации является специальной нормой, предусматривающей возможность исключения недействующих юридических лиц из государственного реестра вне зависимости от оснований, установленных гражданским законодательством, а наличие совокупности условий, предусмотренных указанной статьей, порождает у регистрирующего органа обязанность по инициации процедуры исключения недействующих юридических лиц из государственного реестра.
В обоснование изложенной позиции податель жалобы ссылается на пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" от 20.12.2006 N 67. Суд же при рассмотрении спора, по мнению подателя жалобы, пришел к прямо противоположному выводу, что противоречит сложившейся арбитражной практике.
Подателем жалобы также указано на отсутствие в материалах дела каких-либо доказательств, подтверждающих проведение ликвидационными комиссиями мероприятий по добровольной ликвидации, что, по его мнению, свидетельствует об их приостановлении.
В заблаговременно представленных отзывах на апелляционную жалобу и выступлениях в заседании суда апелляционной инстанции представители ИФНС РФ по ЛАО г. Омска и МИФНС РФ N 12 по Омской области отклонили доводы апелляционной жалобы, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Управление коммунального хозяйства и благоустройства администрации Ленинского административного округа, Жилищное управление администрации Ленинского административного округа, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие данных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, выслушав явившихся в судебной заседание представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Управление коммунального хозяйства и благоустройства администрации Ленинского административного округа зарегистрировано в качестве юридического лица 23.04.1991 г.
Жилищное управление администрации Ленинского административного округа зарегистрировано в качестве юридического лица 15.09.1993 г.
Письмом от 03.09.2008 г. N 03-06/5644 Департамент обратился в ИФНС РФ по ЛАО г. Омска с предложением о проведении в отношении вышеуказанных юридических лиц мероприятий по исключению их из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующих в порядке, предусмотренном статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
С аналогичным письмом от 03.09.2008 г. N 03-06/5642 заявитель обратился и в МИФНС РФ N 12 по Омской области.
Письмом от 08.09.2008 г. N 04-21/32733 МИФНС РФ N 12 по Омской области проинформировала заявителя, что формирование списков юридических лиц, попадающих в категорию недействующих предприятий, возложено на налоговые органы. На основании указанных списков регистрирующим органом принимаются решения о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц.
Письмом от 26.09.2008 г. N 07-22/22265 ИФНС РФ по ЛАО г. Омска проинформировала заявителя о невозможности передать на ликвидацию вышеуказанные организации в связи с наличием у них задолженности перед бюджетом.
Полагая, что вышеуказанное бездействие ИФНС РФ по ЛАО г. Омска и МИФНС РФ N 12 по Омской области противоречит Федеральному закону от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Департамент обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Омской области.
11.03.2009 Арбитражный суд Омской области вынес судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 указанной статьи при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя.
Как следует из материалов дела, Департаментом в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оспаривается бездействие регистрирующих органов, выразившееся в непроведении процедуры исключения Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации Ленинского административного округа и Жилищного управления администрации Ленинского административного округа из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном статьей 21.1. Закона о государственной регистрации.
Таким образом, для признания бездействия незаконным необходима совокупность одновременно двух условий: наличие законодательно установленной обязанности, неисполненной или исполненной ненадлежащим образом и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Между тем, доказательств нарушения регистрирующим органом норм действующего законодательства и наличия каких-либо нарушенных прав и законных интересов заявителя, явившихся непосредственным результатом оспариваемого бездействия регистрирующего органа, суду не представлено и в материалах дела отсутствуют, в связи с чем, по убеждению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Департамента.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в отношении Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации Ленинского административного округа, Жилищного управления администрации Ленинского административного округа имеются в наличии признаки недействующего юридического лица, определенные в статье 21.1 Закона о государственной регистрации. Банковские счета данных юридических лиц в кредитных организациях закрыты, последняя отчетность, предусмотренная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, представлялось в налоговый орган Управлением коммунального хозяйства и благоустройства администрации Ленинского административного округа 28.07.2006, Жилищным управлением администрации Ленинского административного округа - 27.03.2007 г.
В соответствии со статьей 21.1. Закона о государственной регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Проанализировав положения приведенной статьи, Восьмой арбитражный апелляционный суд считает, что регистрирующий орган вправе, а не обязан исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ при условии наличия всех признаков недействующего юридического лица.
Подателем жалобы также не приведено доводов о том, что рассматриваемая обязанность предусмотрена какими-либо иными нормативно-правовыми актами, положения которых были нарушены оспариваемым бездействием регистрирующих органов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит правомерной и поддерживает позицию ИФНС РФ по ЛАО г.Омска и МИФНС РФ N 12 по Омской области о том, что у регистрирующих органов, при наличии совокупности признаков недействующего юридического лица, автоматически не возникает обязанности по инициированию административной процедуры исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ.
Кроме того, системный анализ положений статьи 21.1 Закона о государственной регистрации позволяет прийти к выводу о том, что административная процедура исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, являющаяся специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией, предшествует процедуре ликвидации (добровольной либо принудительной) в установленном гражданским законодательством порядке.
При этом, Закон о государственной регистрации не допускает одновременного применения административной процедуры прекращения юридического лица и гражданско-правовой процедуры его ликвидации, на что прямо указывает пункт 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации.
Как обоснованно установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и не отрицается сторонами, на момент рассмотрения настоящего дела процедура добровольной ликвидации Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации Ленинского административного округа и Жилищного управления администрации Ленинского административного округа на основании статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации не завершена.
Постановлением Администрации Ленинского административного округа г. Омска N 136 от 06.04.2004 создана ликвидационная комиссия по ликвидации Жилищного управления администрации Ленинского административного округа.
Распоряжением Администрации Ленинского административного округа г. Омска N 205 от 15.11.2005 г. создана ликвидационная комиссия по ликвидации Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации Ленинского административного округа.
В единый государственный реестр юридических лиц в отношении Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации Ленинского административного округа 24.11.2005 г. внесены записи о принятии решения о ликвидации юридического лица (N 2055509032995) и о внесении сведений о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (N2055509033017), что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 20.01.2009 г.
Аналогичные записи за N 2045509002317 и N 2045509002328 внесены в единый государственный реестр юридических лиц соответственно 15.04.2004 г. и 16.04.2004 г. в отношении Жилищного управления администрации Ленинского административного округа (Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 20.01.2009 г.).
Порядок ликвидации юридических лиц предусмотрен в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и включает, в том числе: уведомление кредиторов о ликвидации юридического лица; предъявление требований кредиторами; составление промежуточного ликвидационного баланса; расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом; составление и утверждение ликвидационного баланса; внесение записи в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности юридического лица.
Как следует из материалов дела, ИФНС по Ленинскому административному округу г. Омска как кредитор по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды заявило в ликвидационные комиссии Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации Ленинского административного округа и Жилищного управления администрации Ленинского административного округа требования о погашении имеющейся задолженности (письма от 17.01.2006 г. N 01-05/365, от 20.01.2006 г. N 01-03/613, от 03.07.2007 г. N 11-16/11350).
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела процедура добровольной ликвидации вышеуказанных муниципальных учреждений не прекращена и не приостановлена.
При этом, Департаментом, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено в материалы дела каких-либо доказательств того, что процедура ликвидации не была завершена по причинам, не зависящим от ликвидационных комиссий Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации Ленинского административного округа и Жилищного управления администрации Ленинского административного округа.
С учетом изложенного, Восьмой арбитражный апелляционный суд находит, что суд первой инстанции, не усмотрев в непроведении ИФНС РФ по ЛАО г. Омска и МИФНС РФ N 12 по Омской области процедуры исключения Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации Ленинского административного округа и Жилищного управления администрации Ленинского административного округа из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном статьей 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" несоответствия действующему законодательству и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, пришел к правомерному и обоснованному выводу.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 11.03.2009 по делу N А46-24516/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-24516/2008
Истец: Департамент финансов и контроля Администрации г. Омска
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска
Третье лицо: Управление коммунального хозяйства и благоустройства администрации Ленинского административного округа, Жилищное управление администрации Ленинского административного округа