Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 22 ноября 2004 г. N КА-А40/10803-04
(извлечение)
Решением от 17.06.2004, оставленным без изменения постановлением от 12.10.2004, удовлетворено заявленное требование закрытого акционерного общества "Совавто-экспедитор" к ИМНС РФ N 4 по ЦАО г. Москвы и ИМНС РФ N 14 по САО г. Москвы о признании недействительным решения N 1104 от 20.04.2004 об отказе в возмещение сумм НДС и об обязании ИМНС РФ N 14 возместить (путем возврата) НДС в размере 22.389 руб. за услуги по доставке экспортных грузов за пределы РФ за октябрь 2003 года, ссылаясь на требования ст. 165, 169, 172, 176 Налогового кодекса Российской Федерации, незаконность оспариваемого решения, доказанность права Общества на возмещение НДС за оказанные услуги.
Законность и обоснованность решения и постановления суда проверяется в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просит решение и постановление суда отменить, в иске отказать, поскольку оказанные истцом услуги облагаются НДС в размере 20%, представленные ГТД и CMR не содержат отметок о вывозе товара за пределы территории РФ, а также в связи с нарушением судом п. 4 ст. 65, п. 3 ст. 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит решение и постановление суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, так как доводы жалобы не основаны на подп. 3 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации, материалах дела, доказательствах, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Суды полно и всесторонне исследовали все значимые обстоятельства, дали надлежащую правовую оценку представленным сторонам, доказательствам, доводам сторон, правильно применили ст.ст. 164, 165, 172, 176 Налогового кодекса Российской Федерации и приняли законное и обоснованное решение.
Положение подп. 2 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и импортируемых в РФ, выполняемых российскими перевозчиками и иные подобные работы (услуги), к которым и относятся услуги по экспедированию.
В представленной заявителем декларации за октябрь 2003 года указано место нахождения постоянно действующего исполнительного органа: Москва, Сущевская ул., 8/12, номер офиса 220 (фактический адрес).
Заключенные договора и другие документы содержат как юридический, так и фактический адрес.
Согласно подп. 1 п. 4 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации помимо долгосрочных договоров, определяющих общие правила перевозки грузов, налогоплательщиком представлены заявки под каждую перевозку груза, которые содержат все конкретные условия перевозки.
Представленные ГТД свидетельствуют о вывозе груза через Республику Беларусь. Все ГТД имеют отметки таможенного органа "Выпуск разрешен", производившего таможенное оформление груза, что соответствует абз. 3 подп. 3 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Приказ ГТК РФ N 598 от 26.06.01 не регулирует налоговые правоотношения и с августа 2003 года утратил силу.
Факт поступления денежных средств за оказанные услуги подтверждается копиями выписок Марьинорощинского ОСБ N 7981.
Дополнительно к выпискам приложены свифт-послания (АВИЗО), по которым можно определить источник поступления денежных средств, конкретное иностранное или российское лицо - покупателя услуг, поскольку поля межбанковских сообщений заполняются в соответствии с международными правилами, формами и стандартами автоматизированной системы Свифт. Вместе с декларацией представлен построчный перевод полей свифт-послания (АВИЗО).
Каждое поступление по свифт-посланиям и заявки по каждой услуге взаимоувязаны и сопоставимы между собой.
Кроме того, на запрос инспекции с просьбой подтвердить поступление денежных средств Марьинорощинским ОСБ 18.12.03 дан ответ о поступлении выручки.
Судом 1 инстанции в качестве второго ответчика была привлечена ИМНС РФ N 14 по САО г. Москвы, в которой общество состоит на налоговом учете с 06.02.04. Однако все документы и карточки лицевого учета находятся в инспекции N 4. Недоимка по федеральному бюджету отсутствует.
Копии искового заявления и решения N 1104 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в ИМНС N 14 по САО г. Москвы были направлены 15.06.04 г. письмом N 1563.
Отсутствие комплекта документов, предусмотренных ст. 165, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, у ИМНС N 14 по САО г. Москвы не может влиять на решение суда первой инстанции, поскольку доводы, изложенные и рассмотренные в суде, основаны на исследовании всех фактических обстоятельств дела.
Кроме того, документы в соответствии со ст. 165, 172 Налогового кодекса Российской Федерации представлены в ИМНС N 14 по САО г. Москвы письмом N 1675 от 09.09.04.
Является необоснованным довод налогового органа о том, что услуги по экспедированию оказываются заявителем до помещения товара под таможенный режим экспорта и, следовательно, не могут являться экспортируемыми.
Транспортно-экспедиторская деятельность регламентируется гл. 41 Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом "О транспортно-экспедиционной деятельности" от 30.06.2003 N 87-ФЗ. В соответствии с договорами транспортной экспедиции ЗАО "Совавто-экспедитор" обязуется организовать перевозку груза по избранному маршруту, заключить от своего имени договоры перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с его доставкой.
Документом, подтверждающим выполнение работ, оказание услуг, в соответствии с заключенными договорами, является международная товаротранспортная накладная с отметкой получателя груза.
Довод налогового органа, изложенный в жалобе, о том, что услуги, оказываемые до момента помещения товара под таможенный режим экспорта, не могут являться экспортными, нарушает единообразие в толковании норм права.
В соответствии с п. 3 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации право на налоговые вычеты сумм "входного НДС" по экспортным операциям возникает при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Только их отсутствие может служить основанием для отказа в проведении возмещения налога на добавленную стоимость.
В соответствии с п. 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации НДС по экспортным операциям подлежит возмещению путем зачета (возврата) при подтверждении экспорта на основании отдельной налоговой декларации и документов, установленных ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Положения п. 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации не указывают, какой конкретно налоговый орган обязан произвести возмещение.
В соответствии со ст. 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы являются подразделениями единой налоговой системы с одинаковыми функциями, возмещение налога производится не за счет денежных средств определенной инспекции, а за счет соответствующего бюджета.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что принятое налоговым органом решение не соответствует действующему налоговому законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, является недействительным.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 17.06.2004, постановление от 12.10.2004 по делу N А40-21468/04-98-204 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу ИМНС РФ N 14 по САО г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 ноября 2004 г. N КА-А40/10803-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании