город Омск
27 мая 2009 г. |
Дело N А75-427/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания
Лиопой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2176/2009) Ханты-Мансийской таможни на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.02.2009 по делу N А75-427/2009 (судья Л.С.Истомина), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Лукойл"
к Ханты-Мансийской таможне
о признании незаконными действий (бездействия) и возврате излишне уплаченных таможенных сборов,
при участии в судебном заседании представителей:
от Ханты-Мансийской таможни на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Хасанова Г.М. (удостоверение РС N 088570 действительно до 07.02.2012, доверенность N 12 от 13.01.2009 сроком до 31.12.2009);
от открытого акционерного общества "Лукойл" - не явился, извещен;
установил:
Открытое акционерное общество "Лукойл" (далее - ОАО "Лукойл", общество) обратилось в Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Ханты-Мансийской таможне о признании незаконными действия (бездействие), выразившиеся в отказе возвратить сумму излишне уплаченных в 2005 году таможенных сборов в размере 300 000 руб., обязать его устранить нарушение прав и законных интересов общества и возвратить ОАО "Лукойл" излишне уплаченные таможенные сборы в вышеуказанном размере.
Решением от 25.02.2009 по делу N А75-427/2009 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворил требования ОАО "Лукойл", обязав Омскую таможню возвратить обществу 300 000 руб. излишне уплаченного таможенного сбора за таможенное оформление товаров, вывозимых на экспорт.
В обоснование решения суд первой инстанции указал, что уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
В апелляционной жалобе таможенный орган просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО "Лукойл".
По мнению подателя апелляционной жалобы, полная таможенная декларация, представляемая в таможенный орган в соответствии со статьей 138 Таможенного кодекса Российской Федерации при избрании участником таможенных правоотношений такого порядка декларирования товаров, вывозимых на экспорт, как периодическое временное декларирование, не может быть отождествлена с повторной таможенной декларацией, при подаче которой пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 установлена обязанность декларанта по уплате таможенного сбора за оформление, и более того этой же нормой права предусмотрен прямой запрет на распространение этого правила при подаче полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
При таких обстоятельствах, у общества отсутствует факт излишней уплаты, таможенных сборов за таможенное оформление, в связи с чем оснований для возврата таможенных сборов за таможенное оформление в сумме 300 000 руб. не имеется.
Кроме того, правомерность принятого таможенным органом решения о взимании таможенных сборов при подаче полных таможенных деклараций и соответственно, отказ в возврате денежных средств обществу по их обращению в таможенный орган в декабре 2008 года подтверждается также принятым Постановлением Правительства от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863", согласно которому при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяются периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 настоящего Постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Ханты-Мансийской таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Лукойл" просит оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от ОАО "Лукойл" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя общества, которое суд счел необходимым удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя таможенного органа, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ОАО "Лукойл" в 2005 году как экспортер вывозило на экспорт нефть/нефтепродукты, произведя таможенное оформление экспортных операций посредством представления в таможенный орган временных (N 10505080/311005/0008143, 10505080/311005/0008144, 10505080/311005/0008130), а затем полных периодических деклараций (N 10505080/311005/0008171, 10505080/311005/0008172, 10505080/311005/0008173), уплатив при подаче и первых, и вторых согласно платежным поручениям N 41 от 30.11.2005, N 39 от 06.10.2005, N 55 от 24.10.2005 таможенный сбор за таможенное оформление дважды.
Полагая, что из таможенного сбора, уплаченного при подаче периодических деклараций, 300 000 руб. исчислено и внесено в бюджет излишне, общество 20.10.2008, 14.11.2008 обратилось в Ханты-Мансийскую таможню с заявлениями об их возврате.
Письмами от 27.10.2008 N 20-23/9094, от 25.11.2008 N 20-23/10084 Ханты-Мансийская таможня отказала обществу возвратить 300 000 руб. излишне уплаченного таможенного сбора за таможенное оформление товаров, вывозимых на экспорт.
ОАО "Лукойл", посчитав действия (бездействия) таможенного органа незаконными, а предъявленный к возврату таможенный сбор подлежим возврату, обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с соответствующим заявлением.
25.02.2009 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 14 Таможенного кодекса Российской Федерации все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом. При осуществлении таможенного оформления таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.
Статьёй 63.1 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что за таможенное оформление взимаются таможенные сборы в соответствии с настоящим Кодексом.
Пункт 1 статьи 357.1 Таможенного кодекса Российской Федерации относит к таможенным сборам таможенные сборы за таможенное оформление.
Статьёй 138 Таможенного кодекса Российской Федерации регламентированы особенности таможенного оформления в виде периодического временного декларирования, заключающиеся, в том числе и в том, что при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, их декларирование производится путем подачи временной таможенной декларации, а после убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации полной таможенной декларации на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
При этом пунктом 1 статьи 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации определено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации, а размер таможенного сбора за таможенное оформление должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может быть более 100 000 руб.
Реализуя полномочия, приданные ему данной нормой права, Правительством Российской Федерации от 28.12.2004 принято Постановление N 863, пунктом 1 которого 1 установлены ставки таможенных сборов, взимаемых за таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границ Российской Федерации, а пунктом 7 специально оговорено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2008 N 631-О-О указано, что Таможенный кодекс Российской Федерации относит таможенные сборы наряду с ввозной и вывозной таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизом, взимаемыми при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, к таможенным платежам, которые взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 318), и в общем виде устанавливает их основные элементы: плательщиков, порядок исчисления, сроки, порядок и формы уплаты (статьи 357.3, 357.5, 357.6 и 357.7). Что касается ставок такого вида таможенных сборов, как таможенные сборы за таможенное оформление, то согласно пункту 1 статьи 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации они устанавливаются Правительством Российской Федерации, однако размер таможенного сбора за таможенное оформление должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может быть более 100 000 руб.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации Правительство Российской Федерации своими нормативными правовыми актами может предусматривать обязательные платежи, которые взимаются в публично-правовом порядке, если они не носят налогового характера и допускаются по смыслу федерального закона, возлагающего регулирование исполнения закрепляемых им обязанностей на Правительство Российской Федерации, а также устанавливать ставки неналоговых платежей (сборов), если это делегировано ему федеральным законом, в котором непосредственно определены плательщики и объект обложения; такого рода нормативное правовое регулирование не противоречит Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации (Постановление от 17 июля 1998 года N 22-П, определения от 8 февраля 2001 года N 14-О, от 14 мая 2002 года N 88-О и от 14 мая 2002 года N 94-О).
Таможенный сбор за таможенное оформление является индивидуальным возмездным платежом, взимаемым за совершение таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением перемещаемых через таможенную границу товаров, в том числе при периодическом временном декларировании российских товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 60 Таможенного кодекса Российской Федерации в системной связи с подпунктом 21 пункта 1 его статьи 11, содержащим определение понятия "таможенная процедура", а также статей 123 и 138 данного Кодекса, периодическое временное декларирование как упрощенный порядок таможенного оформления вывозимых за рубеж российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, начинается, по общему правилу, в момент представления в таможенный орган временной таможенной декларации (в случаях, предусмотренных данным Кодексом, - в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление), а завершается представлением в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации; представление временной таможенной декларации, хотя и требует уплаты таможенного сбора за таможенное оформление, не может рассматриваться как оконченный процесс таможенного оформления.
Представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования и (как вывод со ссылкой на Постановление Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 4574/08), уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что поскольку представление ОАО "Лукойл" временных, а затем полных таможенных деклараций, представляет собой единый процесс таможенного оформления и законоположениями, содержащимися в Таможенном кодексе Российской Федерации, не предусмотрена обязанность общества производить уплату таможенного сбора дважды с применением и при подаче временных, и при представлении полных таможенных деклараций в отношении одних и тех же товаров, исходя из ставок, установленных пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 N 863, то действия Ханты-Мансийской таможни противоречат смыслу норм таможенного законодательства и конституционно-правовому их толкованию, данному Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 07.11.2008 N 631-О-О, что нарушает права и законные интересы ОАО "Лукойл".
Признавая незаконными действия Ханты-Мансийской таможни, суд первой инстанции правомерно в качестве способа восстановления нарушенного права указал на обязанность Ханты-Мансийской таможни возвратить обществу 300 000 руб. излишне уплаченного таможенного сбора за таможенное оформление товаров, вывозимых на экспорт.
Таможенный орган в обоснование своей позиции ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление", в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 официально опубликовано в марте 2009 года и обратной силы не имеет (статья 4 Таможенного кодекса Российской Федерации). В связи с этим ссылка таможенного органа на данный нормативный правовой акт отклоняется апелляционной коллегией как прежде всего не имеющая правового значения для рассматриваемых (возникших ранее) правоотношений.
Удовлетворив заявленные ОАО "Лукойл" требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа не имеется.
При вынесении постановления по настоящему делу, судом апелляционной инстанции учтена опечатка, допущенная во вводных частях резолютивной части и полного текста обжалуемого решения, выразившаяся в неверном указании номера дела, вместо N А75-427/2009 судом первой инстанции указано N А75-427/2008 (определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.05.2009).
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.02.2009 по делу N А75-427/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-427/2009
Истец: Открытое акционерное общество "Лукойл"
Ответчик: Ханты-Мансийская таможня