город Омск
15 июня 2009 г. |
Дело N А75-1760/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладышевой Е.В.
судей Гергель М.В., Семеновой Т.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Карпущенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2793/2009) Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23.03.2009 по делу N А75-1760/2009 (судья Загоруйко Н.Б.), принятое по заявлению Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры к обществу с ограниченной ответственностью Региональная Лесопромышленная Компания "Кода Лес" о взыскании 1 489 545 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью Региональная Лесопромышленная Компания "Кода Лес" - представитель не явился;
установил:
Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - Департамент лесного хозяйства ХМАО-Югры) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью Региональная лесопромышленная компания "Кода Лес" (далее - ООО РЛК "Кода-Лес") о взыскании в доход бюджета неустойки в размере 1 489 545 руб.
В обоснование иска Департамент лесного хозяйства ХМАО-Югры сослался на Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 (далее - Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23.03.2009 по делу N А75-1760/2009 в удовлетворении исковых требований Департамента лесного хозяйства ХМАО-Югры отказано.
Возражая против принятого решения, Департамент лесного хозяйства ХМАО-Югры обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы истец указал, что обязанность ответчика уплатить неустойку в предъявленном размере предусмотрена как заключенным сторонами договором N 05-2/2007 от 06.08.2007, так и действующим законодательством. Расчет неустойки произведен с учетом ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310. Поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 169 не содержит прямого указания на то, что оно распространяется на отношения, возникшие до его введения, к спорным правоотношениям подлежат применению положения законодательства, действующие в момент причинения вреда. До 21.10.2008 у Департамента лесного хозяйства ХМАО-Югры отсутствовали полномочия по применению части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Часть 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации касается прав и свобод человека и гражданина, а не юридического лица.
ООО РЛК "Кода-Лес" в письменном отзыве на апелляционную жалобу указало на необоснованность доводов истца, просило оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что между Департаментом лесного хозяйства ХМАО-Югры (продавец) и ООО РЛК "Кода-Лес" (покупатель) заключён договор N 05-2/2007 от 06.08.2007, согласно которому продавец продаёт, а покупатель покупает лесные насаждения, занимающие площадь 50га, расположенные на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в Октябрьском районе, г. Нягань, Красноленинский лесхоз, Ендырское лесничество, кв. 429, в. 50, 55 (пункты 1, 2).
Вывозка древесины осуществляется по 05.08.2008 одновременно с заготовкой (пункт 10).
Срок действия договора установлен сторонами с 06.08.2007 по 05.08.2008 (пункт 25).
По условиям пункта 11 договора N 05-2/2007 от 06.08.2007 очистку лесосеки от порубочных остатков ООО РЛК "Кода-Лес" должно было произвести путём укладывания порубочных остатков в валы на волока и уплотнение проходами трактора; сбора на погрузочных площадках в валы или кучи шириной не более 3м ч/з 15-20 м с последующим сжиганием их в неопасный в пожарном отношении период.
Передача лесных насаждений покупателю оформлена актом от 06.08.2007 передачи лесных насаждений N 05-2/2007 (лист дела 22).
Старшим инспектором Ендырского участкового лесничества Хабибуллиным А.Ф. в присутствии представителя ООО РЛК "Кода-Лес" Пахмутова А.Л. 06.08.2008 произведено освидетельствование заготовленной древесины и места рубки в квартале 429, делянке 4а, по результатам которого составлен акт освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок от 06.08.2008 (лист дела 7).
При освидетельствовании выявлены нарушения лесохозяйственный требований, а именно: оставление в лесу на летний период неокорённой древесины в объёме 786, 78, 8, 115 куб. м.; оставление недорубов в виде куртин и отдельных деревьев в объёме 20, 5, 4, 4 куб. м; оставление высоких пней в объёме 949, 52, 60, 24, 57 куб. м; неудовлетворительная очистка мест рубок от порубочных остатков на площади 24 га.
На основании акта от 06.08.2008 и руководствуясь пунктом 72 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, Департамент лесного хозяйства ХМАО-Югры направил ООО РЛК "Кода-Лес" претензию N 711 от 26.08.2008 о необходимости в течение месяца со дня ее получения уплатить неустойку за допущенные лесонарушения в размере 1 489 545 руб. (листы дела 14-15).
Расчет неустойки произведен с применением ставок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2007 N 310 .
Данная претензия получена ООО РЛК "Кода-Лес" 28.08.2008 (лист дела 17).
Поскольку ответчик не оплатил неустойку в добровольном порядке, Департамент лесного хозяйства ХМАО-Югры обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для взыскания с ответчика неустойки, поскольку на момент освидетельствования и выявления лесонарушений Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации утратили силу.
При оценке доводов сторон арбитражный суд апелляционной инстанции принял во внимание следующие обстоятельства.
Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года введен в действие с 01.01.2007 Федеральным законом N 201-ФЗ от 04.12.2006.
В соответствии со статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему законом полномочия, постановлением от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" утвердило таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, согласно приложению N 1; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, согласно приложению N 2; методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, согласно приложению N 3; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно приложению N 4.
Таким образом, нарушение лесного законодательства может являться основанием для привлечения соответствующего лица к административной, уголовной ответственности или к ответственности в виде возмещения вреда, причиненного лесу.
При этом в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации 2006 года.
В соответствии с пунктами 62, 63, 64, 66 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации лесхозы осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований названных Правил; после окончания срока действия лесорубочного билета производится освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев; о дне освидетельствования лесопользователь должен быть извещен лесхозом письменно; в случае выявления нарушений требований настоящих Правил лесопользователям даются предписания по устранению этих нарушений и предъявляются требования о добровольной уплате неустойки в месячный срок. Если в указанный срок лесопользователем добровольная уплата неустоек не произведена, лесхоз обязан в недельный срок оформить и направить соответствующие материалы в суд для взыскания неустоек в принудительном порядке.
Составленный по результатам освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок акт служит основанием для начисления неустоек и является официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации.
Таким образом, Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации после введения в действия Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года подлежат применению в части не противоречащей указанному кодексу.
Между тем, постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 "Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации" было признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 169, вступившим в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации" - 24.03.2008), то есть с 31.03.2008.
В данном случае, согласно акту освидетельствования мест рубок от 06.08.2008, Ендырское участковое лесничество проводило контроль за соблюдением ответчиком требований Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации после окончания срока действия договора купли-продажи лесных насаждений N 05-2/2007 от 06.08.2007, и начисляло ответчику неустойку в размере 1 489 545 руб., после того как названные Правила утратили силу.
После прекращения действия Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года и принятые в соответствии с ним нормативные акты, не предусматривают возможности привлечения виновного лица к ответственности за нарушение лесного законодательства в виде взыскания с него неустойки за такое нарушение как оставление недорубов.
Следовательно, при установлении лесхозами нарушений лесохозяйственных требований, ими должны быть приняты меры по применению к нарушителю ответственности, предусмотренной статьями 99, 100 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года.
Несмотря на то, что правоотношения связанные с вырубкой ответчиком древесины возникли на основании договора купли-продажи, заключённого в период действия Правил отпуска древесины на корню, нарушения лесного законодательства были выявлены Ендырским участковым лесничеством 06.08.2008, то есть после прекращения действия Правил отпуска древесины на корню.
Как следует из пункта 3 статьи 16 и пункта 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется, в том числе правилами заготовки древесины, устанавливаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила заготовки древесины, утверждены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.07 N 184 и начали действовать с 07.12.2007.
Нарушение правил заготовки древесины влечет административную ответственность для юридических лиц на основании части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, согласно норме статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации от 2006 года, лицо причинившее вред лесам, обязан возместить его добровольно или в судебном порядке, а размер вреда должен быть определен по таксам и методикам. Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года не предусматривает ответственность за лесонарушение в виде начисления неустойки.
В данном случае, предметом иска Департамента лесного хозяйства ХМАО-Югры являются не материально - правовые требования о возмещении ответчиком вреда, причиненного лесу. Размер требований определен истцом не на основании такс и методик, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273.
Принимая во внимание то, что действие Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации прекращено и мера ответственности в виде уплаты неустойки в Лесном кодексе Российской Федерации 2006 года не предусмотрена, оснований для возложения на ответчика ответственности, не предусмотренной действующими нормативными правовыми актами, не имеется.
Доводы Департамента лесного хозяйства, изложенные в апелляционной жалобе, не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку, принимая решение о взыскании с ООО РЛК "Кода Лес" неустойки, истец руководствовался нормативными актами, утратившими силу.
Учитывая изложенное, решение суда отмене не подлежит.
Апелляционная жалоба Департамента лесного хозяйства ХМАО-Югры подлежит оставлению без удовлетворения.
Поскольку Департамент лесного хозяйства ХМАО-Югры на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, подлежит возвращению из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23.03.2009 по делу N А75-1760/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Департаменту лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры из федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 947 от 09.04.2008.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.В. Гладышева |
Судьи |
М.В. Гергель |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-1760/2009
Истец: Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью Региональная Лесопромышленная Компания "Кода Лес"
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2793/2009