город Омск
18 июня 2009 г. |
Дело N А46-126/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Золотовой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Радченко Н.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2774/2009) общества с ограниченной ответственностью "К-Резерв" на решение Арбитражного суда Омской области от 27.03.2009 по делу N А46-126/2009 (судья Стрелкова Г.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "К-Резерв"
к Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству государственно-правового развития Омской области
о признании незаконными действий
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "К-Резерв" - Есина О.В. по доверенности от 11.01.2009 действительной 3 года;
от Министерства имущественных отношений Омской области - не явился (о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом);
от Министерства государственно-правового развития Омской области - Банников А.А. по доверенности от 14.12.2007 N 3912/1 действительной 3 года;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "К-Резерв" (далее по тексту - ООО "К-Резерв", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованиями к Министерству имущественных отношений Омской области (далее по тексту - Министерство имущественных отношений), Министерству государственно-правового развития Омской области (далее по тексту - Министерство государственно-правового развития):
- о признании незаконными действий, совершенных 29.12.2008 Министерством имущественных отношений, по отказу в рассмотрении ходатайства Общества от 23.10.2008 N 525/08 о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:11:09 29 02:273 и возврату ходатайства Обществу, как несоответствующих пункту 4 части 1 статьи 7, пункту 2 части 2 статьи 3, части 3 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и обязании Министерства имущественных отношений принять и рассмотреть ходатайство от 23.10.2008 N 525/08 о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:11:09 29 02:273 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для целей строительства гостиницы и автостоянки;
- о признании незаконными действий Министерства государственно-правового развития по отказу в согласовании проекта распоряжения Правительства Омской области "О переводе земельного участка из одной категории в другую", выраженного в отрицательном заключении от 26.12.2008 за N 4248 рп/1, как не соответствующих пункту 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и обязании Министерства государственно-правового развития согласовать проект распоряжения Правительства Омской области "О переводе земельного участка из одной категории в другую", касающийся перевода земельного участка с кадастровым номером 55:11:09 29 02:273 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для целей строительства гостиницы и автостоянки.
Решением от 27.03.2009 по делу N А46-126/2009 Арбитражный суд Омской области частично удовлетворил требования Общества, признал незаконными действия, совершенные 29.12.2008 Министерством имущественных отношений, по отказу в рассмотрении ходатайства ООО "К-Резерв" от 23.10.2008 N 525/08 о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:11:09 29 02:273 и возврату ходатайства ООО "К-Резерв", как несоответствующие части 2 статьи 3, части 3 статьи 3, статье 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Суд обязал Министерство имущественных отношений принять и рассмотреть ходатайство от 23.10.2008 N 525/08 о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:11:09 29 02:273 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для целей строительства гостиницы и автостоянки.
В удовлетворении остальной части требований Общества суд отказал.
Решение суда первой инстанции мотивировано следующим.
Возврат документов Министерством имущественных отношений возможен по основаниям и в сроки, установленных частями 2, 3 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", а именно: в течение 30 дней со дня поступления ходатайства, с которым обратилось ненадлежащее лицо и/или приложило к нему документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям земельного законодательства. Возврат ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и приложенных к нему документов должен быть мотивированным. В данном случае письмо Министерства имущественных отношений от 29.12.2008 N 04-02/9346 в качестве отказа в рассмотрении ходатайства ООО "К-Резерв" не может быть признано судом ни мотивированным, поскольку в нем отсутствуют основания для возврата, указанные в части 2 статьи 3, ни вынесенным в установленные законом сроки (срок истек 27.11.2008 включительно, действие совершено 29.12.2008).
Кроме того, Министерство имущественных отношений, наделенное Правительством Омской области полномочиями по рассмотрению ходатайств об изменении категории земель сельскохозяйственного назначения, не вправе выносить решения об отказе в осуществлении такого рода действия. Таким правом наделено только Правительство Омской области как исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации. При этом наличие или отсутствие отрицательных заключений органов государственной власти субъекта Российской Федерации не является препятствием для передачи проекта распоряжения на рассмотрение и утверждение Правительства Омской области.
Отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований мотивирован тем, что обжалуемые действия Министерства государственно-правового развития по отказу в согласовании проекта распоряжения Правительства Омской области "О переводе земельного участка из одной категории в другую", выраженного в отрицательном заключении от 26.12.2008 за N 4248 рп/1, не нарушают прав и законных интересов Общества и не противоречат закону.
При этом суд указал, что вопрос наличия или отсутствия исключительного основания для перевода арендуемого Обществом земельного участка с кадастровым номером 55:11:09 29 02:273, входящим в состав земель сельскохозяйственного назначения, не подлежат исследованию и оценке, поскольку данное обстоятельство подлежало бы выяснению в случае вынесения Правительством Омской области отрицательного распоряжения по результатам рассмотрения ходатайства ООО "К-Резерв" от 28.10.2008, основанного на таком толковании. Иными словами, отрицательное заключение Министерства государственно-правового развития Омской области не только не может быть признано судом не соответствующим закону, но и само по себе не может нарушать прав ООО "К-Резерв" в сфере землепользования, поскольку данные права могут быть затронуты только распоряжением Правительства Омской области об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую, в котором в основу отказа было бы положено такое заключение.
Суд не принял ссылку Общества на нарушение Регламента Правительства Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 24.12.2004 N 34, указав, что из пункта 1 Регламента следует, что данный документ устанавливает основные правила организации деятельности Правительства Омской области как органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и по статусу правовых актов к законам не относится.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований и в этой части принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на неверное толкование Министерством государственно-правового развития положений пункта 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", на нарушение Министерством государственно-правового развития Регламента Правительства Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 24.12.2004 N 34.
Общество считает, что вывод суда о том, что наличие или отсутствие отрицательных заключений органов государственной власти субъектов Российской Федерации не является препятствием для передачи проекта распоряжения на рассмотрение и утверждение Правительства Омской области, противоречащим пункту 36 Регламента Правительства Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 24.12.2004 N 34, поскольку в силу данного пункта при наличии замечаний со стороны Министерства государственно-правового развития проект распоряжения вообще не может быть передан на рассмотрение Правительства Омской области. Только положительное заключение Министерства государственно-правового развития является основанием для передачи проекта на согласование первому председателю Правительства Омской области и вынесения проекта на рассмотрение Правительства.
По мнению подателя апелляционной жалобы, Правительство Омской области при наличии отрицательного проекта правового акта не может принять положительное решение по вопросу в виде распоряжения о переводе земель.
Министерство государственно-правового развития Омской области в соответствии с представленным суду апелляционной инстанции письменным отзывом на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Министерство государственно-правового развития указывает на то, что оно не наделено полномочиями по принятию каких-либо решений либо совершению действий, устанавливающих права лиц, заинтересованных в переводе земельных участков, или по отказу в установлении таких прав. Требования Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", касающиеся порядка рассмотрения ходатайств о переводе земельных участков, адресованы Правительству Омской области и Министерству имущественных отношений Омской области.
Министерство имущественных отношений Омской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило. От Министерства поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Министерство имущественных отношений.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель Министерства государственно-правового развития поддержал возражения, изложенные в отзыве на жалобу, просил отказать в ее удовлетворении, решение суда оставить без изменения.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей Общества и Министерства государственно-правового развития, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
ООО "К-Резерв" заключило с Администрацией Любинского муниципального района Омской области договор от 09.07.2007 N А3-11-707/2007, по условиям которого Общество приобрело право аренды земельного участка с кадастровым номером 55:11:09 29 02:0273, площадью 13906,55 кв.м, местоположение которого установлено относительно 591 км Федеральной автодороги Тюмень-Омск, Любинский район, Омская область. Срок действия договора установлен 11 месяцев.
Дополнительным соглашением от 09.06.2008 срок договора аренды N А3-11-707/2007 от 09.07.2007 был продлен до 09.05.2009.
ООО "К-Резерв" 28.10.2008 было подано в Министерство имущественных отношений Омской области ходатайство от 23.10.2008 за исх. N 525/08 о переводе земель из одной категории в другую, в котором Общество просило перевести земельный участок с кадастровым номером 55:11:09 29 02:273, площадью 13906,55 кв.м, имеющий местоположение: Омская область, Любинский район, 591 км Федеральной автодороги "Тюмень-Омск", используемый Обществом на праве аренды, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для целей строительства гостиницы и автостоянки.
29.12.2008 Министерство имущественных отношений письмом за исх. N 04-02/9346, возвращая представленные материалы для перевода земельного участка, уведомило Общество о том, что подготовленный Министерством имущественных отношений проект распоряжения Правительства Омской области "О переводе земельного участка из одной категории земель в другую" был передан на рассмотрение Министерства государственно-правового развития Омской области, которое составило заключение от 26.12.2008 N 4248рп/1 о том, что проект не может быть согласован.
Из заключения от 26.12.2008 N 4248-рп/1 Министерства государственно-правового развития следует, что отказал в согласовании проекта мотивирован тем, что пункт 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" позволяет осуществлять перевод земельных участков из категории сельскохозяйственного назначения в другую в исключительных случаях, связанных в том числе с размещением промышленных объектов, а объекты недвижимости, планируемые к размещению на испрашиваемом земельном участке (гостиница и автостоянка), не относятся к таковым.
Общество, полагая, что указанные действия государственных органов не соответствуют закону и нарушают его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в суд с требованиями о признании действий незаконными.
Решением суда первой инстанции удовлетворено заявление Общества в части требования о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений, совершенных 29.12.2008, по отказу в рассмотрении ходатайства Общества от 23.10.2008 N 525/08 и возврату ходатайства Общества. На Министерство имущественных отношений возложена обязанность по принятию и рассмотрению ходатайства Общества.
В удовлетворении остальной части требований Общества суд отказал.
Означенное решение обжалуется Обществом в суд апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лицами, участвующими в деле возражений не заявлено, суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой Обществом части.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, не находит оснований для его отмены в этой части, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным действия (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение этим действием (бездействием) прав и законного интересов обратившегося в суд лица.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия действия (бездействия) закону возлагается на орган, совершивший действие, обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием действия (бездействия) незаконным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель, находящихся в частной собственности, из одной категории земель сельскохозяйственного назначения в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Правовые вопросы регулирования отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее по тексту - Федеральный закон N 172-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ).
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (часть 4 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ).
Такими уполномоченными органами на территории Омской области являются Правительство Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Омской области от 12.07.2006 N 90-п "Об установлении содержания ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состава прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации" Министерству имущественных отношений Омской области уполномочено осуществлять рассмотрение ходатайств о переводе земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, а также подготовку по результатам рассмотрения данных ходатайств проектов распоряжений Правительства Омской области о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" Правительство Омской области принимает решения о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо решения об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель и земельных участков, находящихся в собственности Омской области, земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной или частной собственности.
Таким образом, в силу изложенных норм действующего законодательства ходатайство о переводе земель из одной категории в другую рассматривает Министерство имущественных отношений Омской области, решение о переводе земельного участка из одной категории в другую принимает Правительство Омской области.
Участие Министерства государственно-правового развития в процедуры принятия Правительством Омской области решений заключается в следующем.
В соответствии с пунктом 29 Регламента Правительства Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 24.02.2004 N 34 (далее по тексту - Регламент) проекты правовых актов Губернатора Омской области и Правительства Омской области, а также проекты областных законов, иных правовых актов, вносимых на рассмотрение Законодательного Собрания Омской области Губернатором Омской области, подлежат согласованию с органами исполнительной власти Омской области, органами местного самоуправления Омской области, организациями, должностными и иными лицами, в компетенцию (функции) которых входит рассмотрение соответствующих вопросов или интересы которых затрагиваются проектом правового акта.
В силу пункта 31 Регламента проект правового акта представляется для согласования одновременно всем органам исполнительной власти Омской области, органам местного самоуправления Омской области, организациям, должностным и иным лицам, в компетенцию (функции) которых входит рассмотрение соответствующих вопросов или интересы которых затрагиваются проектом правового акта.
Пункт 32 Регламента предусматривает, что согласование проектов правовых актов осуществляется в форме подписания листа согласования при отсутствии замечаний и предложений или с указанием в листе согласования на наличие замечаний и предложений с приложением указанных замечаний и предложений в письменной форме.
При согласовании проекта правового акта органы исполнительной власти Омской области, органы местного самоуправления Омской области, организации, должностные и иные лица, указанные в пункте 29 Регламента, вправе выражать мотивированные замечания и предложения по вопросам, входящим в их компетенцию (функции), а также затрагивающим их интересы.
Ответственный исполнитель, в свою очередь, обеспечивает рассмотрение, устранение и учет замечаний и предложений в течение трех дней после их получения. При устранении (учете) замечаний и предложений ответственный исполнитель принимает меры по обеспечению совместимости устраняемых (учитываемых) замечаний и предложений. По замечаниям и предложениям ответственный исполнитель может дать мотивированное возражение
В случае недостижения согласованного решения Министерство государственно-правового развития Омской области на основании обращения ответственного исполнителя дает правовое заключение по спорному вопросу в течение 10 дней после обращения.
После получения правового заключения Министерства государственно-правового развития Омской области ответственный исполнитель докладывает первому заместителю Председателя Правительства Омской области о неурегулированных разногласиях. При этом ответственный исполнитель представляет мотивированные возражения по замечаниям и предложениям и правовое заключение Министерства государственно-правового развития Омской области по спорным вопросам. Первый заместитель Председателя Правительства Омской области рассматривает представленные документы и принимает окончательное решение, которое в письменной форме доводится до сведения Министерства государственно-правового развития Омской области и ответственного исполнителя.
Первый заместитель Председателя Правительства Омской области может внести в Правительство Омской области предложение о рассмотрении на заседании Правительства Омской области проекта правового акта с имеющимися разногласиями. В этом случае к проекту правового акта прилагаются тексты замечаний к проекту правового акта, возражений ответственного исполнителя на данные замечания и правовое заключение Министерства государственно-правового развития Омской области.
Таким образом, в рассмотренном порядке, устанавливающем обязательное согласование правовых актов, в частности Правительства Омской области, с органами исполнительной власти Омской области, органам местного самоуправления Омской области, организациям, должностным и иным лицам, в компетенцию (функции) которых входит рассмотрение соответствующих вопросов или интересы которых затрагиваются проектом правового акта, Министерство государственно-правового развития выступает в качестве арбитра, разрешающего возникшие разногласия.
Вместе с этим, пункт 35 данного Регламента устанавливает, что проекты правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, проекты областных законов и иных правовых актов, вносимые на рассмотрение Законодательного Собрания Омской области Губернатором Омской области, согласованные в порядке, установленном пунктами 30 - 34 настоящего Регламента, подлежат согласованию последовательно с Министерством государственно-правового развития Омской области (за исключением проектов правовых актов, указанных в пункте 35.1 настоящего Регламента) и первым заместителем Председателя Правительства Омской области.
Согласно пункту 36 Регламента заключение Министерства государственно-правового развития Омской области выдается в течение пяти дней (для проектов областных законов - в течение десяти дней) после представления проекта правового акта в Министерство государственно-правового развития Омской области со всеми документами, указанными в подпунктах 1 - 6 пункта 41, подпунктах 1 - 5 пункта 42 настоящего Регламента. Для заключения представляются только проекты правовых актов, согласованные без замечаний в порядке, установленном пунктами 29 - 34 настоящего Регламента.
Заключение выдается в форме визирования проекта правового акта при отсутствии замечаний и предложений Министерства государственно-правового развития Омской области (положительное заключение) или в письменной форме без визирования при наличии замечаний и предложений Министерства государственно-правового развития Омской области (отрицательное заключение).
После согласования Министерством государственно-правового развития Омской области проект правового акта в течение одного дня передается лицом, являющимся разработчиком проекта правового акта, для согласования первому заместителю Председателя Правительства Омской области (абзац четвертый пункта 37 Регламента).
Таким образом, изложенный порядок предусматривает обязательное последовательное согласование проекта правовых актов, в частности Правительства Омской области с Министерством государственно-правового развития и первым заместителем Председателя Омской области.
При этом пунктом 39 Регламента установлено, что на рассмотрение Губернатору Омской области, в Правительство Омской области представляются только проекты правовых актов, согласованные без замечаний. В Правительство Омской области могут быть представлены проекты правовых актов, в отношении которых имеется положительное решение первого заместителя Председателя Правительства Омской области в соответствии с пунктом 32 настоящего Регламента.
Из данной нормы следует, что представление проектов правовых актов согласованных без замечаний, в том числе и с Министерством государственно-правового развития и с первым заместителем Председателя Омской области, требуется только на рассмотрение проектов Губернатору Омской области.
На рассмотрение в Правительство Омской области могут быть представлены и проекты правовых актов, в отношении которых имеется только положительное решение первого заместителя Председателя Правительства Омской области в соответствии с пунктом 32 настоящего Регламента, то есть могут быть представлены проекты правовых актов с разногласиями, с текстами замечаний и правовым заключением Министерства государственно-правового развития. А как указано выше, заключение дается Министерством государственно-правового развития в письменной форме без визирования при наличии замечаний и предложений.
Таким образом, на рассмотрение Правительства Омской области допускается представление проекта правового акта и при наличии заключения Министерства государственно-правового развития, то есть при наличии замечаний и предложений со стороны Министерства.
Изложенное свидетельствует о том, что действия Министерства государственно-правового развития по принятию заключения от 24.12.2004 N 34 на проект распоряжения Правительства Омской области "О переводе земельного участка из одной категории в другую" совершены в соответствии с изложенным порядком Регламента и не нарушают права и законные интересы Общества, поскольку данное заключение не является препятствием для рассмотрения Правительством Омской области вопроса о переводе земельного участка из одной категории в другую. Как указано выше, Регламентом прямо установлена возможность рассмотрения Правительством Омской области проектов правовых актов, в отношении которых имеется положительное решение лишь первого заместителя Председателя Правительства Омской области в соответствии с пунктом 32 настоящего Регламента.
Вопрос же о том, какое решение будет принято Правительством Омской области по результатам рассмотрения проекта правового акта не входит в рамки рассмотрения по настоящему делу. При этом однозначным является вывод о том, что анализ изложенных норм свидетельствует о том, что наличие отрицательного заключения Министерства государственно-правового развития Омской области (в письменной форме без визирования при наличии замечаний и предложений) не влечет автоматического принятия Правительством Омской области отрицательного решения.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционной жалобы в этой части.
Ссылку подателя апелляционной жалобы в обоснование неправомерности действий Министерства государственного правого развития Омской области на неправильное толкование данным государственным органом пункта 4 части 1 статьи 7 Федерального закона N 172-ФЗ, суд апелляционной инстанции не принимает по тем же основаниям, по которым суд первой инстанции не принял эти доводы.
Вопрос наличия или отсутствия исключительного основания для перевода арендуемого Обществом земельного участка с кадастровым номером 55:11:09 29 02:273, входящим в состав земель сельскохозяйственного назначения, не подлежат исследованию и оценке в рамках настоящего дела, поскольку данное обстоятельство подлежало бы выяснению в случае вынесения Правительством Омской области отрицательного распоряжения по результатам рассмотрения ходатайства ООО "К-Резерв" от 28.10.2008, основанного на таком толковании пункта 4 части 1 статьи 7 Федерального закона N 172-ФЗ.
Как верно указал суд первой инстанции, отрицательное заключение Министерства государственно- правового развития Омской области не только не может быть признано судом не соответствующим закону, но и само по себе не может нарушать прав ООО "К-Резерв" в сфере землепользования, поскольку данные права могут быть затронуты только распоряжением Правительства Омской области об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую, в котором в основу отказа было бы положено такое заключение.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения в оспариваемой части оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции в оспариваемой части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 27.03.2009 по делу N А46-126/2009 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-126/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "К-Резерв"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство государственно-правового развития Омской области
Кредитор: Правительство Омской области
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2774/2009