город Омск
18 июня 2009 г. |
Дело N А81-530/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Золотовой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Радченко Н.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2950/2009) общества с ограниченной ответственностью "ПНГ-Нефтепромсервис" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.02.2009 по делу N А81-530/2009 (судья Лисянский Д.П.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПНГ-Нефтепромсервис"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе
о признании незаконным и отмене постановления от 24.12.2008 N 202
представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились;
установил:
решением от 11.02.2009 по делу N А81-530/2009 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа отказал в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "ПНГ-Нефтепромсервис" (далее по тексту - ООО "ПНГ-Нефтепромсервис", Общество) о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе (далее по тексту - ТУ ФСФБН в ЯНАО, Управление, административный орган) от 24.12.2008 N 202 о назначении административного наказания.
Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами и фактически Обществом не оспаривается.
При этом суд исходили из того, что состав административного правонарушения, закрепленный в части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является сложным. Одно или несколько предусмотренных в нем противоправных действий, будучи совершенными в действительности, рассматриваются как одно или несколько оконченных правонарушений. Также данный состав административного правонарушения, является формальным и считается оконченным с момента нарушения сроков представления форм учета и отчетности, независимо от наступления вредных последствий. В данном случае административный орган привлек Общество к административной ответственности за правонарушения, совершенные одним лицом - Обществом за разные действия, разные составы, предусмотренные частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в силу части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них
Также суд указал, что в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Общество ссылается на то, что привлечение к административной ответственности за каждый документ, представленный одновременно с другими касающимися одной сделки, с нарушением установленного срока неправомерно, так как согласно диспозиции части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность наступает за несоблюдение сроков представления форм учета и отчетности, а не за количество документов, представленных с нарушением срока.
Административный орган, в соответствии с представленным письменным отзывом на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
10.11.2008 контролер-ревизор отдела правового обеспечения и валютного контроля ТУ ФСФБН в ЯНАО, рассмотрев информацию Банка России в отношении юридического лица - ООО "ПНГ-Нефтепромсервис", вынесла определение N 231 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования Управлением было установлено, что между ООО "ПНГ-Нефтепромсервис", Россия (Исполнитель) и Республиканским унитарным предприятием "Производственное объединение "Белоруснефть", Беларусь (Заказчик) заключен договор на оказание сервисных услуг от 25.12.2007 N 10 (далее по тексту - Договор).
На основании Договора в Нефтеюганском филиале Открытого акционерного общества "Всероссийский банк развития регионов" 17.04.2008 открыт паспорт сделки N 08040005/3287/0008/3/0 на сумму 27 375 493 руб. с датой завершения исполнения обязательств по контракту 31.12.2008.
По условиям договора Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется оказывать в течение срока действия договора следующие работы и услуги: изготовление запасных частей, РТИ и нестандартного оборудования к нефтепромысловому и буровому оборудованию; ремонт бурового и нефтепромыслового оборудования; ремонт КИПиА; ремонт энергетического оборудования; наладка, испытание, паспортизация вентиляционных систем; проверка оборудования методами неразрушающего контроля; гидроиспытание труб. Стоимость услуг по договору ориентировочно составляет 27 375 943 руб., в том числе НДС 4 175 923 руб.
Административным органом было установлено, что паспорт сделки по договору оформлен с нарушением установленного срока, поскольку акт сдачи-приемки выполненных работ на сумму 225 459 руб. 60 коп. составлен 31.01.2008, а паспорт сделки оформлен 17.04.2008, при том, что паспорт сделки по контракту должен быть оформлен не позднее 31.01.2008. Дата нарушения - 01.02.2008.
11.12.2008 на основании материалов административного расследования в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении N 252.
24.12.2008 по результатам рассмотрения протокола и иных материалов дела об административном правонарушении налоговым органом было вынесено постановление N 202 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Общество, полагая, что данное постановление не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований Общества отказано.
Означенное решение обжалуется Обществом в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Часть 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Часть 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее по тексту - Закон о валютном регулировании и контроле) устанавливает, что резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции обязаны, в частности, представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 Закона.
Статьей 20 Закона о валютном регулировании и контроле предусмотрено, что Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее по тексту - Инструкция N 117-И), установлен порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядок учета валютных операций и порядок оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций.
Согласно пункту 3.3 Инструкции N 117-И в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентом и нерезидентом, заключающимся в осуществлении расчетов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, резидент по каждому контракту (кредитному договору) оформляет один паспорт сделки (далее - ПС) в одном банке ПС в порядке, указанном в Приложении 4 к Инструкции.
В соответствии с пунктом 3.14 Инструкции N 117-И для оформления ПС резидент представляет в банк ПС документы, указанные в п. 3.5 Инструкции, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту либо иного исполнения обязательств по контракту.
Материалами дела подтверждается факт оформления паспорта сделки по Договору с нарушением установленного срока, поскольку акт сдачи-приемки выполненных работ на сумму 225 459 руб. 60 коп. составлен 31.01.2008, соответственно паспорт сделки по контракту должен быть оформлен не позднее 31.01.2008. Однако паспорт сделки оформлен 17.04.2008, то есть с нарушением установленного срока. Дата нарушения - 01.02.2008.
Данные обстоятельства Обществом не оспариваются.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.
Правомерно отклонен судом первой инстанции довод Общества о малозначительности совершенного правонарушения.
Так, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15.04.2008 N 248-О указал, что частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания установлен административный штраф и указаны его минимальный и максимальный размеры, что позволяет назначать наказание с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения правонарушителя и иных обстоятельств, предусмотренных законом. Из статьи 2.9 данного Кодекса, рассматриваемой с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, учреждению или государству. Поэтому административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В рассматриваемом случае правонарушение посягает установленный законом порядок представления форм учета и отчетности по валютным операциям, при этом по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей, в связи с этим, вменяемое Обществу правонарушение не может быть признано малозначительным.
Также, учитывая, то обстоятельство, что обязанность по оформлению паспорта сделки Общество должно было исполнить не позднее 31.01.2008, а фактически исполнило 17.04.2008, не указав при этом каких-либо уважительных причин его несвоевременного оформления, апелляционный суд не находит оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признания данного правонарушения малозначительным.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции характер и тяжесть совершенного Обществом административного правонарушения были оценены административным органом при производстве по делу, в результате чего Обществу было назначено административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
При таких обстоятельствах, основания для освобождения Общества от административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.
Также судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о том, что привлечение к административной ответственности за каждый документ, представленный одновременно с другими документами, касающимися одной сделки, с нарушением установленного срока, является неправомерным.
Так, суд первой инстанции верно указал, что административный орган привлек Общество к административной ответственности за правонарушения, совершенные одним лицом - ООО "ПНГ-Нефтепромсервис" за разные действия, разные составы, предусмотренные частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Часть 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них.
В данном случае суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что состав административного правонарушения, закрепленный частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является сложным. Одно или несколько предусмотренных в нем противоправных действий, будучи совершенными в действительности, рассматриваются как одно или несколько оконченных правонарушений. Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является формальным и считается оконченным с момента нарушения сроков представления форм учета и отчетности, независимо от наступления вредных последствий.
Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение.
Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения (пункт 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Сложный состав правонарушения в публично-правовой доктрине рассматривается как допускающий оценку правонарушения как оконченного без совершения всех перечисленных в нем противоправных действий, а с совершением хотя бы одного из них.
В данном случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, то правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.02.2009 по делу N А81-530/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-530/2009
Истец: общество с ограниченной ответственностью "ПНГ-Нефтепромсервис"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе