город Омск
23 июня 2009 г. |
Дело N А46-2607/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Радченко Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3249/2009) индивидуального предпринимателя Ибатулина Рафаиля Абдуллахатовича на решение Арбитражного суда Омской области от 16.04.2009 по делу N А46-2607/2009 (судья Суставова О.Ю.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Ибатулина Рафаиля Абдуллахатовича к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска о признании недействительным решения от 16.12.2008 N 1612,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Ибатулина Рафаиля Абдуллахатовича - Ларионов Р.А. по доверенности от 07.04.2009, действительной 3 года N 1283;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска - Дараева О.В. по доверенности от 17.12.2008 N 03/15805-4;
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.04.2009 по делу N А46-2607/2009 отказано в удовлетворении требований, заявленных индивидуальным предпринимателем Ибатулиным Рафаилем Абдуллахатовичем (далее по тексту - предприниматель Ибатулин Р.А., заявитель, налогоплательщик) к инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г.Омска (далее по тексту - ИФНС России по ОАО г.Омска, заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 16.12.2008 N 1612.
Мотивируя решение, суд указал, что предприниматель Ибатулин Р.А. должен был рассчитать свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
Суд первой инстанции исходил в данном случае из того, что данный нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель регулирует земельные, а не налоговые отношения, указанный акт не относится к нормативным правовым актам о налогах и сборах и, следовательно, на него не распространяются нормы статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Также суд первой инстанции указал, что нарушения порядка проведения камеральной налоговой проверки со стороны налогового органа не установлены.
Предприниматель Ибатулин Р.А. в апелляционной жалобе просит решение Арбитражного суда Омской области от 16.04.2009 по делу N А46-2607/2009 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, которым утверждены результаты кадастровой стоимости оценки земель населенных пунктов горда Омска, относится к актам законодательства о налогах и сборах, так как принято во исполнение не только пункта 2 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, но во исполнение главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель предпринимателя Ибатулина Р.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене.
Налоговый орган, в соответствии с представленным письменным отзывом на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
31.10.2008 предпринимателем Ибатулиным Р.А. был представлен налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 9 месяцев 2008 года в ИФНС России по ОАО г.Омска.
ИФНС России по ОАО г.Омска была проведена камеральная налоговая проверка на основании представленного предпринимателем Ибатулиным А.Р. налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 9 месяцев 2008 года, по результатам которой был составлен акт N 2674 от 11.11.2008.
Уведомлением от 11.11.2008 N 4234 предприниматель Ибатулин Р.А. был приглашен в налоговый орган для представления пояснений по акту камеральной налоговой проверки. Уведомление было получено представителем заявителя по доверенности от 15.08.2006 Алехиной И.В., о чем свидетельствует ее подпись на бланке уведомления.
04.12.2008 ИФНС России по ОАО г.Омска был составлен Протокол рассмотрения акта по обнаруженным фактам налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьей 100 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиком Ибатулиным Р.А.
По итогам рассмотрения акта налоговой проверки от 11.11.2008 N 2674 заместителем начальника ИФНС России по ОАО г.Омска было вынесено решение N 1612 от 16.12.2008 об отказе в привлечении предпринимателя Ибатулина Р.А. к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации, которым доначислены и предложены к уплате недоимка по авансовым платежам по земельному налогу за 9 месяцев 2008 года в размере 700 709 руб., пени в размере 12 556 руб. 70 коп.
В решении налоговый орган указывает на занижение предпринимателем Ибатулиным Р.А. налоговой базы по земельному налогу в отношении земельного участка, включенного в налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 3 квартал 2008 года, на 183 855 803 руб., что повлекло занижение авансового платежа по земельному налогу за 9 месяцев 2008 года на 718 856 руб. По мнению проверяющих, кадастровая стоимость земельных участок, принадлежащих предпринимателю Ибатулину Р.А. на праве собственности, подлежала определению на
основании постановления Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007.
Предприниматель Ибатулин Р.А., полагая, что решение налогового органа от 16.12.2008 N 1612 не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании указанного ненормативного правового акта налогового органа недействительным.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.04.2009 в удовлетворении требований, заявленных предпринимателем Ибатулиным Р.А., отказано.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании договора купли-продажи земельного участка N 133/2006 от 07.11.2006, зарегистрированного Управлением федеральной регистрационной службы по Омской области от 18.12.2006 N 55-55-01/2006/160-628, предпринимателю Ибатулину Р.А. принадлежит на праве собственности земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 55:36:15 01 01:0059, местоположение которого установлено относительно здания теплицы (базис), имеющего почтовый адрес: г.Омск, Центральный административный округ, ул. 10 лет Октября, д. 219, корп. 2, используемый для производственных целей под строение.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации предприниматель Ибатулин Р.А. является плательщиком налога на землю.
В соответствии с положениями статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В порядке пункта 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области в налоговый орган представлены сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе о земельном участке с кадастровым номером 55:36:15 01 01:0059, принадлежащем заявителю на праве собственности.
Как верно указал суд, согласно представленным сведениям кадастровая стоимость названного земельного участка, с учетом положений постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной
кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", с 01.01.2008 составила 191 855 803 руб., а не 4 760 946 руб., как указал предприниматель Ибатулин Р.А. в налоговом расчете.
Учитывая ставку земельного налога, установленную подпунктом 6 пункта 2 Решения Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298 "О земельном налоге на территории города Омска", сумма авансового платежа, подлежащего уплате за 9 месяцев 2008 года, составила 718 563 руб.
Как усматривается из материалов дела, налогоплательщиком в соответствии с поданным расчетом авансового платежа по земельному налогу уплачен таковой в сумме 17 854 руб., в связи с чем, как правильно указал в решении суд, доначисление налоговым органом к уплате суммы 700 709 руб. является правомерным.
При этом, суд апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что не основан на нормах действующего законодательства довод заявителя относительно незаконности применения при исчислении земельного налога кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
Так, согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством российской Федерации.
Таким образом, нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, в силу прямого указания статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации относятся к земельному законодательству Российской Федерации.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ).
Таким образом, плательщики земельного налога за 2008 год обязаны самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется по состоянию на 01.01.2008 и которая в целях исчисления земельного налога налогоплательщиками подлежит доведению до их сведения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 01.03.2008 (статьи 391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции считает необоснованным довод предпринимателя Ибатулина Р.А. о том, что постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п является нормативным правовым актом о налогах и сборах на основании следующего.
Согласно статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, определены в статье 2 Налогового кодекса Российской Федерации. К таким отношениям относятся властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях. При этом, издание исполнительным органом субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов о кадастровой стоимости земель не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Между тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, которым утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска, принято во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области". Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п касается вопросов оценки принадлежащих (находящихся в пользовании) граждан и юридических лиц земель и не регулирует правоотношений, указанных в статье 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
То обстоятельство, что утвержденная данным постановлением кадастровая стоимость земель используется налогоплательщиками и налоговыми органами в целях исчисления земельного налога, само по себе не свидетельствует о том, что постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п является правовым нормативным актом о налогах и сборах.
Кроме того, кадастровая стоимость может использоваться также при определении цены земельного участка (статья 36 Земельного кодекса Российской Федерация).
Также необходимо указать следующее.
Статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
При этом одним из обязательных условий является их опубликование не позднее месяца до наступления соответствующего налогового периода.
Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год (статья 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
Если признать верным вывод налогоплательщика о том, что нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший кадастровую стоимость земель, относится к актам законодательства о налогах, то указанный акт должен быть опубликован в рассматриваемом случае до 01.12.2007.
В то же время в соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации" не позднее 1 марта этого года (редакция, вступившая в силу с 01.01.2008).
То есть, кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2008 подлежала доведению до сведения налогоплательщиков до 01.03.2008.
Таким образом, из вывода налогоплательщика относительно отнесения нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердившего кадастровую стоимость земель, к актам законодательства о налогах, непосредственно следует вывод о том, что, с одной стороны данный акт должен быть (в рассматриваемом случае) опубликован до 01.12.2007, с другой стороны - данный акт должен быть доведен до сведения налогоплательщиков до 01.03.2008.
Поскольку опубликование нормативного правового акта является достаточным условием доведения его до сведения налогоплательщиков (так как понятие "опубликование" включает в себя понятие "доведение до сведения" исходя из содержания указанных действий), то признание довода налогоплательщика верным делает бессмысленным (недействующим) пункт 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, так как доведение до сведения налогоплательщиков нормативного акта до 01.03.2008 происходит всегда при его опубликовании до 01.12.2007.
Данная позиция отражена в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.06.2009 по делу N АФ04-2783/2009 (6067-А46-40).
Таким образом, учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что предприниматель Ибатулин Р.А. должен был рассчитать свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, является правомерным.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В связи с тем, что жалоба предпринимателя Ибатулина Р.А. удовлетворению не подлежит, а также то, что при обращении в Восьмой арбитражный апелляционный суд предприниматель Ибатулин Р.А. государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы не уплатил, с подателя жалобы в доход федерального бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 50 руб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 16.04.2009 по делу N А46-2607/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ибатулина Рафаиля Абдуллахатовича - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Ибатулина Рафаиля Абдуллахатовича (дата рождения: 27.05.1959, проживает по адресу: 644041, город Омск, улица 1-я Военная, 7 корпус 1, квартира 19-20, зарегистрирован по адресу: Омская область, омский район, поселок Ростовка, улица 3-я Новая, дом 43, ИНН 550500026210, ОГРН 304550621200012) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 50 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-2607/2009
Истец: Индивидуальный предприниматель Ибатулин Рафаиль Абдуллахатович
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3249/2009