город Омск
22 июня 2009 г. |
Дело N А75-1634/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зиновьевой Т.А.,
судей Глухих А.Н., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания
Мазик И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2870/2009) Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 марта 2009 года, принятое по делу N А75-1634/2009 (судья Кущева Т.П.) по иску Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры к обществу с ограниченной ответственностью Региональная лесопромышленная компания "Кода Лес" о взыскании 219 255 руб. неустойки за лесонарушения,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - не явился, извещен;
от общества с ограниченной ответственностью Региональная лесопромышленная компания "Кода Лес" - не явился, извещено;
установил:
Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент лесного хозяйства) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Региональная лесопромышленная компания "Кода Лес" (далее - ООО РЛК "Кода Лес") о взыскании 219 255 руб. неустойки за лесонарушения.
Требования мотивированы нарушением ответчиком требований Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.03.2009 по делу N А75-1634/2009 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что Департамент лесного хозяйства необоснованно предъявил требования о взыскании неустойки за выявленные лесонарушения в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551, недействующими на момент установления совершения правонарушения.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Департамент лесного хозяйства обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент лесного хозяйства указал, что решение суда первой инстанции нельзя считать законным и обоснованным, так как при его вынесении не были детально и всесторонне изучены доводы истца, основанные на нормах действующего законодательства Российской Федерации, недостаточно исследованы материалы дела, не учтены обоснованные требования о возмещении ущерба, причиненного лесному хозяйству в результате нарушений лесохозяйственных требований.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ООО РЛК "Кода Лес" указывает на законность и обоснованность обжалуемого решения, с доводами апелляционной жалобы не согласно.
В заседание суда апелляционной инстанции представители сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не явились.
Согласно статье 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 26.12.2006 Красноленинским лесхозом Ун-Юганского лесничества ООО РЛК "Кода Лес" выдан лесорубочный билет N 193 на рубки растущей древесины в квартале N 53 с площадью лесосек 26,8 га.
Согласно указанному лесорубочному билету срок окончания вывозки и заготовки древесины установлен 26.12.2007.
В связи с окончанием срока действия лесорубочного билета ООО РЛК "Кода Лес" 26.05.2008 Ун-Юганским участковым лесничеством проведено освидетельствование мест рубок.
По результатам проверки составлен акт освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок от 26.05.2008 с указанием допущенных лесопользователем нарушений, выразившихся в повреждении и уничтожении подроста и молодняка (0,71 га), оставлении не вывезенной в срок древесины (6 куб.м.), оставлении неокоренной древесины (6 куб.м.), оставлении высоких пней (6 куб.м.), а также неудовлетворительной очистке лесосек (4га).
На основании данного акта и руководствуясь пунктом 72 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551, истец направил ответчику претензию от 17.06.2008 N 508 с предложением добровольной уплаты суммы неустойки в размере 219 255 руб.
Неуплата неустойки в указанном размере послужила основанием для обращения Департамента лесного хозяйства в арбитражный суд.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований истец обратился с апелляционной жалобой, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции принял во внимание следующие обстоятельства.
Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года введен в действие с 01.01.2007 Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ.
В соответствии со статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему законом полномочия, Постановлением от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" утвердило таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, согласно приложению N 1; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, согласно приложению N 2; методику исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, согласно приложению N 3; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно приложению N 4.
Таким образом, нарушение лесного законодательства может являться основанием для привлечения соответствующего лица к административной, уголовной ответственности или к ответственности в виде возмещения вреда, причиненного лесу.
При этом в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации 2006 года.
В соответствии с пунктами 62, 63, 64, 66 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551, лесхозы осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований названных Правил; после окончания срока действия лесорубочного билета производится освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев; о дне освидетельствования лесопользователь должен быть извещен лесхозом письменно; в случае выявления нарушений требований настоящих Правил лесопользователям даются предписания по устранению этих нарушений и предъявляются требования о добровольной уплате неустойки в месячный срок. Если в указанный срок лесопользователем добровольная уплата неустоек не произведена, лесхоз обязан в недельный срок оформить и направить соответствующие материалы в суд для взыскания неустоек в принудительном порядке.
Составленный по результатам освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок акт служит основанием для начисления неустоек и является официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований Правил отпуска древесины на корню.
Таким образом, Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551, после введения в действия Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года подлежат применению в части, не противоречащей указанному кодексу.
Между тем, Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 "Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации" было признано утратившим силу Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 169, вступившим в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в "Собрании законодательства РФ" - 24.03.2008), то есть с 31.03.2008.
В данном случае, согласно акту освидетельствования мест рубок от 26.05.2008, Ун-Юганское участковое лесничество проводило контроль за соблюдением ООО РЛК "Кода Лес" требований Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551, после окончания срока действия лесорубочного билета от 26.12.2006 N 193, и начислило ответчику неустойку в размере 219 255 руб. после того, как названные Правила утратили силу.
После прекращения действия Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551, Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года и принятые в соответствии с ним нормативные акты, не предусматривают возможности привлечения виновного лица к ответственности за нарушение лесного законодательства в виде взыскания с него неустойки за лесонарушения, указанные в акте освидетельствования мест рубок от 26.05.2008.
Следовательно, при установлении лесхозами нарушений лесохозяйственных требований, ими должны быть приняты меры по применению к нарушителю ответственности, предусмотренной статьями 99, 100 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года.
Ссылка Департамента лесного хозяйства на то, что осуществление лесопользования ООО РЛК "Кода Лес" происходило на основании лесорубочного билета, который выдан во время действия Правил отпуска древесины на корню, в связи с чем за нарушение ответчиком лесохозяйственных требований подлежит применению неустойка, предусмотренная в Правилах отпуска древесины на корню, несостоятельна.
Как указано выше, лесорубочный билет выдан ООО РЛК "Кода Лес" 26.12.2006.
Действительно, правоотношения связанные с вырубкой ответчиком древесины возникли на основании лесорубочного билета, выданного ответчику в период действия Правил отпуска древесины на корню. Однако нарушение лесного законодательства было выявлено Ун-Юганским участковым лесничеством 26.05.2008, то есть после прекращения действия Правил отпуска древесины на корню.
Как следует из пункта 3 статьи 16 и пункта 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется, в том числе правилами заготовки древесины, устанавливаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила заготовки древесины утверждены Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184 и начали действовать с 07.12.2007.
Нарушение правил заготовки древесины влечет административную ответственность для юридических лиц на основании части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом согласно норме 100 Лесного кодекса Российской Федерации от 2006 года, лицо, причинившее вред лесам, обязано возместить его добровольно или в судебном порядке, а размер вреда должен быть определен по таксам и методикам. Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года не предусматривает ответственность за лесонарушение в виде начисления неустойки.
В данном случае, предметом иска Департамента лесного хозяйства являются не материально - правовые требования о возмещении ответчиком вреда, причиненного лесу. Размер требований определен истцом не на основании такс и методик, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения, ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Принимая во внимание то, что действие Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551, прекращено и мера ответственности в виде уплаты неустойки в Лесном кодексе Российской Федерации 2006 года не предусмотрена, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для возложения на ответчика ответственности, не предусмотренной действующими нормативными правовыми актами.
При этом довод подателя жалобы о применении пункта 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации лишь к отношениям, с участием физических лиц, противоречит конституционному принципу равенства юридических и физических лиц, установленному частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации.
Также не принимается во внимание довод Департамента лесного хозяйства о применении к рассматриваемым правоотношениям законодательства, действовавшего на момент выдачи лесорубочного билета.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что правоотношения между сторонами, связанные с рубкой растущей древесины на основании лесорубочного билета от 26.12.2006 N 193 сроком действия до 26.12.2007, возникли и существовали в период действия Правил отпуска древесины на корню, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551.
Однако правоотношения, связанные с привлечением к ответственности за совершение лесонарушения, возникают не с момента предоставления лицу права лесопользования (в рассматриваемом случае - 26.12.2006), а с момента совершения лесонарушения в качестве основания такой ответственности.
Факт совершения ООО РЛК "Кода Лес" лесонарушений выявлен при проведении освидетельствования мест рубок 26.05.2008, в связи с чем правоотношения по привлечению лица к ответственности возникли именно с указанной даты.
Названные Правила отпуска древесины на корню к этому времени утратили силу, в связи с чем оснований для их применения при рассмотрении настоящего спора у судов первой и апелляционной инстанции не имелось.
Таким образом, доводы Департамента лесного хозяйства, изложенные в апелляционной жалобе, не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку, предъявляя к ООО РЛК "Кода Лес" требование о взыскании неустойки, истец руководствовался нормативными актами, утратившими силу.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, не допустив нарушений процессуального закона, в связи с чем решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.03.2009 по делу N А75-1634/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
А.Н. Глухих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-1634/2009
Истец: Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью региональная лесопромышленная компания "Кода Лес"
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2870/2009