город Омск
30 июня 2009 г. |
Дело N А46-889/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Золотовой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Радченко Н.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 08АП-3388/2009, 08АП-3390/2009) соответственно Главного управления лесного хозяйства Омской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 29.04.2009 по делу N А46-889/2009 (судья Глазков О.В.),
по заявлению Главного управления лесного хозяйства Омской области
к Главе администрации Омского муниципального района Омской области
3-и лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области, Матвеев Максим Валерьевич, Территориальный отдел N 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости
о признании недействительным распоряжения от 13.03.2008 N 237-р
при участии в судебном заседании представителей:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области - не явился (о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом);
от Главного управления лесного хозяйства Омской области - Николаева Е.Н. по доверенности от 11.01.2009 N 51 действительной до 31.12.2009;
от Главы администрации Омского муниципального района Омской области - Чернова Ю.В. по доверенности от 06.03.2009 N 9 действительной до 31.12.2010;
от Матвеева Максима Валерьевича - лично Матвеев М.В.; Ромашов С.Н. по доверенности от 26.03.2009 действительной 3 года;
от Территориального отдела N 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости - Артемьев В.А. по доверенности от 12.01.2009 N 7 действительной до 31.12.2009;
установил:
решением от 29.04.2009 по делу N А46-889/2009 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований Главного управления лесного хозяйства Омской области (далее по тексту - ГУ лесного хозяйства Омской области) о признании недействительным распоряжения Главы администрации Омского муниципального района Омской области (далее по тексту - Глава администрации) от 13.02.2008 N 237-р о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: с. Красноярка, ул. Лесная, стр.поз.19-а, Матвееву Максиму Валерьевичу.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что при отсутствии поступления в адрес Администрации Омского муниципального района Омской области иных заявлений о предоставлении в аренду спорного земельного участка и выполнении Матвеевым М.В. всех условий, предоставлении всех документов, необходимых для принятия решения о представлении земельного участка, у Администрации Омского муниципального района Омской области отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении Матвееву М.В. в аренду запрашиваемого земельного участка из состава земель населенных пунктов.
Также суд указал, что распоряжение о представлении Матвееву М.В. в аренду сроком на три года земельного участка площадью 1492 кв.м в границах Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, расположенного по адресу: с. Красноярка, ул. Лесная, стр. поз. 19-а, из состава земель населенных пунктов вынесено Главой администрации Омского муниципального района Омской области в пределах его полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
При этом суд отклонил довод ГУ лесного хозяйства о том, что при натуральном обследовании земельного участка, представленного Матвееву М.В., было установлено, что указанный участок находится на землях лесного фонда, указав, что данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности оспариваемого распоряжения, так как названным распоряжением Матвееву М.В. был представлен земельный участок в границах Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области из состава земель населенных пунктов.
ГУ лесного хозяйства и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (далее по тексту - ТУ Росимущества по Омской области) в апелляционных жалобах просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ГУ лесного хозяйства в обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что в ходе проведенного 13.11.2008 натурального осмотра земельного участка, предоставленного оспариваемым распоряжением Матвееву М.В., на основании материалов лесоустройства 1994 года было установлено, что земельный участок площадью 1492 кв.м относится к землям лесного фонда и находится в квартале 19 в части выделов 23 (усадьба), 20 (лесные культуры 9С1Л, возраста 54 года, запас 100 куб.м на га), и 17 (дорога) Красноярского участкового лесничества Омского лесничества, в силу чего является федеральной собственностью; на данный земельный участок имеется свидетельство о праве собственности Российской Федерации серии 55АА N 680340 от 12.08.2004, повторное свидетельство от 11.01.2009 серия 55АВ N 850409. При этом нормами лесного и земельного законодательства не предусмотрено, что сам факт включения земельных участков в черту населенного пункта автоматически влечет перевод земель лесного фонда в земли других категорий. Поскольку данный земельный участок является федеральной собственностью, то орган местного самоуправления не имеет права по распоряжению данным участком, в том числе путем передачи его в аренду. Кроме того, в силу статьи 9 Федерального закона "О ведение в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
ТУ Росимущества в обоснование апелляционной жалобы также указывает на отсутствие у Администрации Омского муниципального района Омской области полномочий по распоряжению спорным земельным участком, поскольку земельный участок относится к землям лесного фонда, которые в силу закона находятся в федеральной собственности, а распоряжение лесным фондом относится к полномочиям Российской Федерации. При этом, доказательств, подтверждающих проведение мероприятий по переводу земель населенных пунктов находящихся на территории лесного фонда в соответствующую категорию, в материалы дела не имеется.
Глава администрации Омского муниципального района Омской области, Матвеев М.В., Территориальный отдел N 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости отзывы на апелляционные жалобы не представили.
ТУ Росимущества, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседании суда апелляционной инстанции не обеспечило. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ТУ Росимущества.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ лесного хозяйства поддержал требования, изложенные в своей апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований; пояснил, что Главой администрации Омского муниципального района Омской области не представлено правоустанавливающих документов на спорный земельный участок, а кадастровый план не закрепляет право собственности на данный земельный участок за администрацией Омского муниципального района Омской области.
Представитель Главы администрации в заседании суда апелляционной инстанции пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает, что спорный земельный участок относится к землям населенного пункта, в силу чего у него имеются полномочия по распоряжению данным земельным участком.
Матвеев М.В. пояснил, что с решением суда первой инстанции согласен, считает его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Представитель Территориального отдела N 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости пояснил, что в связи с тем, что границы спорного земельного участка пересекают границу кадастрового деления, в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости Матвеева МВ отказано; утверждает, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей ГУ лесного хозяйства, Главы администрации, Территориального отдела N 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, а также Матвеева М.В. и его представителя, изучив материалы дела, апелляционные жалобы, установил следующие обстоятельства.
12.07.2007 в адрес Администрации Омского муниципального района Омской области поступило заявление Матвеева М.В. о предоставлении земельного участка общей площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, с. Красноярка, ул. Лесная, стр. поз. 19-а, из категории земель населенных пунктов в аренду для индивидуального жилищного строительства. Также Матвеевым М.В. на утверждение в адрес администрации был представлен проект территориального землеустройства по формированию земельного участка, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, с. Красноярка, ул. Лесная, стр. поз. 19-а.
По результатам рассмотрения заявления и представленных документов 26.02.2008 Главой Омского муниципального района Омской области было вынесено постановление N 143-п об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: с. Красноярка, ул. Лесная, стр. поз. 19-а, которым был утвержден проект границ земельного участка площадью 1492 кв.м в границах Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, расположенного по адресу: с. Красноярка, ул. Лесная, стр. поз. 19-а, из состава земель населенных пунктов.
Распоряжением Главы Омского муниципального района Омской области от 13.03.2008 N 237-р о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: с. Красноярка, ул. Лесная, стр. поз. 19-а, в аренду сроком на три года Матвееву М.В. был представлен земельный участок площадью 1492 кв.м в границах Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, расположенный по адресу: с. Красноярка, ул. Лесная, стр. поз. 19-а, из состава земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства.
ГУ лесного хозяйства Омской области, полагая, что распоряжение от 13.03.2008 N 237-р о представлении земельного участка, расположенного по адресу: с. Красноярка, ул. Лесная, стр. поз. 19-а, Матвееву М.В. не соответствует закону, и нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании распоряжения недействительным, указав, что при натуральном обследовании земельного участка, представленного данным распоряжением Матвееву М.В., было установлено, что указанный участок относится к землям лесного фонда.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований ГУ лесного хозяйства отказано.
Означенное решение обжалуется ГУ лесного хозяйства и ТУ Росимущества в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене исходя из следующего.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Подпункты 2 и 5 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации выделяют по целевому назначению такие категории земель как земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
В силу статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
К землям лесного фонда в силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Пунктом 6 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Таким образом, в силу прямого указания закона земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью.
К полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относится владение, пользование и распоряжение лесным фондом.
Пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;
В соответствии с Указом Губернатора Омской области от 26.12.2007 N 143 "О создании Главного управления лесного хозяйства Омской области" с 1 января 2008 года уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений является Главное управление лесного хозяйства Омской области.
Таким образом, в силу изложенных норм действующего законодательства, органом, уполномоченным по распоряжению, в том числе предоставлению в аренду земельных участков лесного фонда, является ГУ лесного хозяйства Омской области.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Вместе с этим в материалах дела имеются: свидетельство о праве собственности Российской Федерации серии 55АА N 680340 от 12.08.2004, повторное свидетельство от 11.01.2009 серия 55АВ N 850409, из которых следует, что зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 4295 га, местоположение: Омская область, Омский район, Красноярское участковое лесничество Омского лесничества, кварталы NN15-16, 2, 50, 28, 3-6, 14, 17-25, 35-40, 44-46, 41, 7-13, 26-27, 29-34, 42-43, 47-49.
Таким образом, в отношении земельных участков лесного фонда, находящихся в указанных кварталах, которые и так в силу закона являются федеральной собственностью, государственная собственность разрганичена, собственником является Российской Федерации, а органом уполномоченным от имени Российской Федерации распоряжаться - ГУ лесного хозяйства. Орган местного самоуправления, в данном случае - Глава администрации Омского муниципального района не имеет полномочий по распоряжению земельными участками, входящими в указанные кварталы.
Суд первой инстанции при принятии решения, исходил из того, что предоставленный оспариваемым распоряжением Главы администрации Матвееву М.В. земельный участок площадью 1492 кв.м, находится в составе земель населенных пунктов.
Как указано выше, в силу статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Согласно статье 84 Земельного кодекса Российской Федерации, установлением или изменением границ населенных пунктов является:
-утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
-утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие установить, что предоставленный Матвееву М.В. земельный участок площадью 1492 кв.м находится в границах земель населенных пунктов.
Указание в проекте территориального землеустройства на то, что земельный участок сформирован из части земельного участка государственной собственности 55:20:09 01 01: 1999 (Б) и отнесен к землям населенных пунктов, не доказывает факт нахождения земельного участка в составе земель населенных пунктов, поскольку данный документ является проектом, подготовленным юридическим лицом, не исходит от органа уполномоченного на разрешение вопроса фактического отнесения земельного к какой-либо категории земель. Кроме того, в данном проекте указано, что ранее работы по межеванию на данном земельном участке не выполнялись, то есть не определялось местоположение данного земельного участка на местности.
Кадастровый план земельного участка от 13.09.2007 N 6375 с кадастровым номером 55:20: 09 01 0: 1999 также не является таким доказательством по следующим основаниям. На листе В 1 кадастрового плана земельного участка указано, что сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке; сведения об участке подлежат уточнению при межевании.
То есть указанные документы говорят о том, что конкретное местоположение земельного участка не определено, сведения о границах участках подлежат уточнению при межевании.
Из плана (схемы) границ земельного участка также невозможно определить местоположение спорного земельного участка на местности.
В соответствии со статьей 16 Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего в период составления кадастрового плана земельного участка, кадастровая карта (план) представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
Установление же на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описание их местоположения осуществляется в силу статьи 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", действовавшей в период составления кадастрового плана земельного участка и издания оспариваемого распоряжения, в процессе межевание объектов землеустройства.
Как предусмотрено данной статьей межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации. Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Таким образом, установление на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описание их местоположения осуществляется при межевании. Именно межевание позволило бы определить местоположение спорного земельного участка относительно земель населенных пунктов и земель лесного фонда. Кадастровые план земельного участка не позволяет выяснить эти вопросы. Однако, доказательств проведения межевания в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает недоказанным вывод суда первой инстанции о том, что предоставленный оспариваемым распоряжением Матвееву М.В. земельный участок относятся к землям населенных пунктов.
В материалах дела имеется заключение специалиста - Омской экспедиции Западно-Сибирского филиала ФГУП "Рослесинфорг", поступившее в ГУ Омского лесничества 24.03.2009, из которого следует, что данной организацией по запросу ГУ лесного хозяйства в целях установления местоположения спорного земельного участка координаты, приведенные в ведомости вычисления площади этого земельного участка, были совмещены с разработанной по контракту от 21.12.2007 N 11к-07/68 цифровой картографической базой Омского лесничества в общепринятой условной системе координат, в результате чего было установлено, что описанный этими координатами лесной участок расположен в границах земель лесного фонда Омского лесничества Красноярского участкового лесничества.
Суду апелляционной инстанции представлен подлинный план лесного участка площадью 0,1492 га кадастровый номер 55:20:90 01 01:19999 (:Б) квартал 19 (ур.Красноярское N 1) Красноярского участкового лесничества Омского лесничества, являющийся приложением в данному заключению, заверенная копия которого имеется в материалах дела.
При сопоставлении координат земельного участка данного плана, а также ситуационного плана спорного земельного участка, согласованного Матвееву М.В. Территориальным отделом N 12 Управления Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости, Комитетом по управлению муниципальным имуществом Омского муниципального района, схемы границ земельного участка в кадастровом плане, ведомости вычисления площади спорного земельного участка, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что на плане лесного участка отражен спорный земельный участок на местности с наложением границ земель лесного фонда.
Из данного плана следует, что земельный участок, предоставленный оспариваемым распоряжением Матвееву М.В. находится в пределах 19 квартала земель лесного фонда Омского лесничества Красноярского участкового лесничества.
Суд апелляционной инстанции считает возможным принять заключение эксперта в качестве доказательства по делу, поскольку в силу части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Часть 1 статьи 89 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации допускает принятие иных документов и материалов в качестве доказательств, если содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Данное доказательство подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами по делу.
Суду апелляционной инстанции представлено решение Территориального отдела N 12 Управления Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости от 08.05.2009 N 20/09-2372, которым было приостановлено осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, в связи с тем, что его границы пересекают границу кадастрового деления.
По ходатайству Матвеева М.В. судом апелляционной инстанции был приобщен к материалам дела акт обследования от 26.05.2009, подписанный Матвеевым М.В., а также директором МУ "Хозяйственное управление Администрации Красноярского сельского поселения", ведущим специалистом по налогам и сборам Администрации Красноярского сельского поселения, начальником Красноярского мастерского участка Омского лесхоза.
Из данного акта следует, что указанными лицами был произведен осмотр земельного участка площадью 1492 кв.м, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, с. Красноярка, ул. Лесная, стр. Позиция 19-а, находящегося в квартале 19 в части выделов 23 (усадьба), огороженного деревянным забором. Было установлено, что участок частично покрыт травяным дерном, в наличии на данном участке одна береза, спилов и вырубов каких-либо лесных культур не установлено.
Таким образом, комиссией фактически установлено, что спорный земельный участок находится в 19 квартале земель лесного фонда Омского лесничества Красноярского участкового лесничества, то есть на землях, принадлежащих Российской Федерации.
Исходя из требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Суд апелляционной инстанции, оценив имеющиеся по делу доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает доказанным факт нахождения земельного участка, в отношении которого принято оспариваемое распоряжение, на землях лесного фонда, а именно: в квартале 19 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества.
Ссылку Матвеева М.В. на то, что актом обследования установлено отсутствие лесных насаждений на спорном земельном участке, суд апелляционной инстанции не принимает, поскольку в силу изложенных выше норм действующего законодательства отнесение земельного участка к землям лесного фонда связано в первую очередь с целевым использованием земель и факт отсутствия лесных насаждений не влечет исключение данных земель из состава земель лесного фонда. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в установленном законом порядке и не связан с указанными обстоятельствами.
Кроме того, как указано выше в силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся не только лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие), но и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Поскольку суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, то, как указано выше, орган местного самоуправления не имел полномочий по распоряжению данным земельным участком.
Кроме того, законом предусмотрен особый порядок предоставления земельных участков из земель лесного фонда.
Так согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, распоряжение Главы администрации Омского муниципального района подлежит признанию недействительным, как принятое за рамками полномочий, и с нарушением изложенных выше норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции и за подачу апелляционной жалобы, поскольку заявитель и податели апелляционных жалоб при обращении в арбитражный суд не платили государственную пошлину в силу их освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 2 и 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционные жалобы Главного управления лесного хозяйства Омской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области удовлетворить.
Отменить решение Арбитражного суда Омской области от 29.04.2009 по делу N А46-889/2008 и принять по делу новый судебный акт.
Требования Главного управления лесного хозяйства Омской области удовлетворить. Признать недействительным распоряжение Главы администрации Омского муниципального района Омской области от 13.03.2008 N 237-р о представлении земельного участка, расположенного по адресу: с. Красноярка, ул. Лесная, стр. поз. 19-а Матвееву М.В., как не соответствующее нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-889/2009
Истец: Главное управление лесного хозяйства Омской области
Ответчик: Глава администрации Омского муниципального района Омской области
Третье лицо: Территориальный отдел N12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области, Матвеев Максим Валерьевич
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3388/2009