город Омск
24 июня 2009 г. |
Дело N А70-6310/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2009 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2901/2009) общества с ограниченной ответственностью Аграрно-производственная фирма "Аманат" (далее - ООО АПФ "Аманат"; Обшество)
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.03.2009 по делу N А70-6310/2008 (судья О.А. Минеев), принятое
по заявлению ООО АПФ "Аманат"
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тюменской области (далее - Управление Роснедвижимости по Тюменской области),
к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Тюменской области (далее - ФГУ "ЗКП" по Тюменской области),
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"),
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области,
к Федеральному государственному унитарному предприятию "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОДЕЗИЯ" (далее - ФГУП "ПО ИНЖГЕОДЕЗИЯ"),
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Земля" (далее - ООО "Земля")
о признании незаконными действий ФГУ "ЗКП" по Тюменской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка за номером 72:17:0000000:19,
об обязании Управления Роснедвижимости по Тюменской области поставить на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 726, 8 м2, расположенный по адресу: Тюменская область, п. Винзили, ул. Октябрьская, 78а, принадлежащий ООО АПФ "Аманат" на праве бессрочного (постоянного) пользования,
при участии в судебном заседании:
1) от ООО АПФ "Аманат" - Кушнаревой М.В. по доверенности от 22.04.2008, сохраняющей силу в течение года со дня ее совершения (личность удостоверена паспортом гражданина РФ 7106 460961, выданным 07.11.2006);
2) от Управления Роснедвижимости по Тюменской области - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
3) от ФГУ "ЗКП" по Тюменской области - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
4) от ОАО "РЖД" ? представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
5) от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
6) от ФГУП "ПО ИНЖГЕОДЕЗИЯ" - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
7) от ООО "Земля" - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
установил:
ООО АПФ "Аманат" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Роснедвижимости по Тюменской области, к ОАО "РЖД", к ФГУ "ЗКП" по Тюменской области, в котором просило:
1) признать незаконными действия Управлению Роснедвижимости по Тюменской области по постановке на государственный кадастровый учет в состав земельного участка за номером 72:17:0000000:19 земельный участок площадью 726, 8 м2, распложенный по адресу: Тюменская область, п. Винзили, ул. Октябрьская, 78-а, принадлежащий ООО АПФ "Аманат" на праве бессрочного (постоянного) пользования;
2) обязать указанный государственный орган исключить из государственного кадастрового учета в составе земельного участка за номером 72:17:0000000:19 означенный выше земельный участок.
В ходе судебного разбирательства ООО АПФ "Аманат" неоднократно уточняло свои требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (см. Т. 1 л.д. 34, Т. 2 л.д. 77), изложив их в окончательной редакции следующим образом:
1) признать незаконными действия ФГУ "ЗКП" по Тюменской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка за номером 72:17:0000000:19,
2) обязать Управление Роснедвижимости по Тюменской области поставить на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 726, 8 м2, расположенный по адресу: Тюменская область, п. Винзили, ул. Октябрьская, 78а, принадлежащий ООО АПФ "Аманат" на праве бессрочного (постоянного) пользования.
К участию в деле в качестве ответчиков судом привлечены:
1) Управление Роснедвижимости по Тюменской области - как государственный орган, на который действующим законодательством в настоящее время возложена функция ведения государственного кадастра недвижимости;
2) ФГУ "ЗКП" по Тюменской области - как организацию, ответственную за ведение государственного кадастрового учета до возложения этой функции на Управление Роснедвижимости по Тюменской области;
3) ОАО "РЖД" - как лицо, давшее задание на проведение кадастрового учета и арендатора земельного участка за номером 72:17:0000000:19, в который вошел земельный участок заявителя;
4) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области - как государственный орган, в компетенцию которого входит представление интересов Российской Федерации, как собственника земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:19;
5) ФГУП "ПО ИНЖГЕОДЕЗИЯ" - как исполнителя землеустроительной документации, на основании которой в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке 72:17:0000000:19.
Кроме того, судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечено ООО "Земля", подготовившее землеустроительную документацию на земельный участок заявителя площадью 726, 8 м2, расположенный по адресу: Тюменская область, п. Винзили, ул. Октябрьская, 78а.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 25.03.2009 по делу N А70-6310/2008 в удовлетворении заявленного требования отказано в полном объеме.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что:
1) у ООО АПФ "Аманат" отсутствует право бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок площадью 726, 8 м2, распложенный по адресу: Тюменская область, п. Винзили, ул. Октябрьская, 78а;
2) Обществом пропущен срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для обжалования оспариваемых действий.
В апелляционной жалобе ООО АПФ "Аманат" просит решение суда отменить, в связи с несоответствием выводов суда материалам дела, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявления Общества в полном объеме.
В отзывах на апелляционную жалобу, представленных ФГУ "ЗКП" по Тюменской области, Управлением Роснедвижимости по Тюменской области, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области, ФГУП "ПО ИНЖГЕОДЕЗИЯ", указанные лица, участвующие в деле, не соглашаются с доводами жалобы, просят оставить решение суд без изменения, считая его законным и обоснованным.
ОАО "РЖД", ООО "Земля" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель ООО АПФ "Аманат" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции по основаниям, приведенным в ней, требование заявителя - удовлетворить.
Представители остальных участников арбитражного процесса в судебное заседание не явились, не смотря на то, что о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. При этом ФГУ "ЗКП" по Тюменской области, а также Управлением Роснедвижимости по Тюменской области заявлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, которые судом удовлетворены.
На основании статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие других участников арбитражного процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайства о его отложении.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзывы на неё, заслушав представителя подателя жалобы, установил следующие обстоятельства.
Постановлением Главы администрации посёлка Винзили Тюменского района Тюменской области от 11.07.1997 N 115 "О предоставлении земельного участка ТОО "Аманат" данному товариществу в бессрочное (постоянное) пользование предоставлен земельный участок площадью 726, 8 м2 для строительства мельницы, минипекарни и цеха по производству макаронов в п. Винзили, по ул. Октябрьская, 78а (Т. 1 л.д. 10).
На основании указанного постановления ТОО "Аманат" выдан Государственный акт, подтверждающий, что данному пользователю предоставлено в бессрочное (постоянное) пользование 0, 07268 гектаров земель в границах, указанных на чертеже для строительства мельницы, минипекарни и цеха по производству макаронов (Т. 1 л.д. 11-12).
Неотъемлемой частью означенного Государственного акта является:
1) Схема границ земель, находящихся в пользовании ТОО "Аманат", с выноской геоданных и описанием границ смежных землепользователей (Т. 1 л.д. 13-14);
2) Экспликация земельного участка (Т. 1 л.д. 15);
3) Список земельных участков с особым режимом использования, предоставляемых ТОО "Аманат" (Т. 1 л.д. 17).
Согласно вышеуказанному Списку весь земельный участок ТОО "Аманат" расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги.
Приказом Администрации Тюменского района Тюменской области от 31.07.1998 N 364 ТОО "Аманат" перерегистрировано в общество с ограниченной ответственностью Аграрно-производственная фирма "Аманат" (Т. 1 л.д. 22).
Инспекцией МНС России по г. Тюмени N 3 обществу с ограниченной ответственностью АПФ "Аманат" 29.11.2002 выдано Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице (данном Обществе), зарегистрированном до 1 июля 2002 года (Т. 1 л.д. 26).
В течение нескольких лет с момента получения вышеуказанного участка в постоянное (бессрочное) пользование Общество возводило на нем объект недвижимости.
17.02.2004 Филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по Тюменской области Госстроя России издан Приказ о регистрации адреса (N регистрации 4/163), согласно которому нежилому строению, находящемуся на земельном участке по адресу: п. Винзили, ул. Октябрьская, 78а, присвоен адрес: Тюменская область, Тюменский район, п. Винзили, ул. Октябрьская, 78а строение 1 (Т. 2 л.д. 24).
Кроме того, Филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по Тюменской области Госстроя России также выдана Справка от 17.02.2004, согласно которой по данным технической инвентаризации на 10.02.2004 по адресу: Тюменская область, Тюменский район, п. Винзили, ул. Октябрьская, 78а строение 1 вновь выстроено нежилое торгово-производственное помещение общей площадью 245, 7 м2, имеющее технико-экономические показатели, отраженные в данной Справке (Т. 2 л.д. 25).
17.06.2008 Администрацией муниципального образования п. Винизили обществу с ограниченной ответственностью АПФ "Аманат" выдано Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 04-08 общей площадью 245, 7 м2 (Т. 2 л.д. 22).
Одновременно с процессом ввода в эксплуатацию вновь возведенного здания ООО АПФ "Аманат" обратилось с письмом (исх. N 14 от 01.02.2008) к специализированной организации ООО "Земля" с просьбой выполнить межевание земельного участка, на котором располагается данный объект недвижимости (Т. 2 л.д. 32).
В соответствии с Заданием на межевание земельного участка заказчика (Т. 2 л.д. 33) ООО "Земля" сформировало Землеустроительное дело по установлению в натуре границ земельного участка ООО АПФ "Аманат" (Т.2 л.д. 29-51).
На основании документов о землепользовании, указанного землеустроительного дела ООО АПФ "Аманат" обратилось в Управление Роснедвижимости по Тюменской области с заявлением (N 17/08-1103 от 27.05.2008) о постановке земельного участка на кадастровый учет.
Однако процедура кадастрового учета земельного участка ООО АПФ "Аманат" указанным государственным органом была приостановлена с формулировкой "наложение на земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:19 (72:17:0301009:1)" (Т. 1 л.д. 23).
22.10.2008 Управление Роснедвижимости по Тюменской области вынесло решение N 17/08-12844 "Об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости", в соответствии с которым Обществу отказано в проведении государственного кадастрового учета его участка (Т. 3 л.д. 35).
В качестве основания отказа указано неустранение ООО АПФ "Аманат" обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении кадастрового учета, и истечение срока приостановления кадастрового учета.
Как поясняет Общество в своем заявлении в суд, в ходе осуществления кадастрового учета его земельного участка Управлением Роснедвижимости по Тюменской области до сведения ООО АПФ "Аманат" доведено, что данный земельный участок накладывается на земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:19 площадью 3 024 000 м2, который включен в земли железнодорожного транспорта ОАО "Российские железные дороги".
Общество полагает, что действия органа, уполномоченного на осуществление кадастрового учета (на момент осуществления оспариваемых действий - ФГУ "ЗКП" по Тюменской области), по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка за номером 72:17:0000000:19 без учета площади земельного участка, предоставленного в бессрочное (постоянное) пользование ООО АПФ "Аманат", являются незаконными.
В связи с этим Общество обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с вышеуказанным требованием к ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тюменской области.
В качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов ООО АПФ "Аманат" просило суд обязать Управление Роснедвижимости по Тюменской области (осуществляющее кадастровый учет на территории указанного субъекта Российской Федерации в настоящее время) поставить на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 726, 8 м2, расположенный по адресу: Тюменская область, п. Винзили, ул. Октябрьская, 78а.
25.03.2009 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение, которое является предметом рассмотрения в Восьмом арбитражном апелляционном суде.
Проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемый судебный акт на предмет соответствия его нормам материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его изменения и частичного удовлетворения апелляционной жалобы ООО АПФ "Аманат" исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:19 площадью 3 024 000 м2 сформирован ФГУП "ПО ИНЖГЕОДЕЗИЯ" по договору от 15.05.2002 16-05 на выполнение работ по созданию топографической основы, цифровой карты, инвентаризации и межевании земель Свердловской железной дороги, заключенному между данным предприятием и Екатеринбургским отделением ФГУП "Уралаэрогеодезия" (Т. 3 л.д. 85, Т. 1 л.д. 61, графа "Примечание").
Фактически данные работы выполнены для ФГУП "Свердловская железная дорога", с которым Екатеринбургским отделением ФГУП "Уралаэрогеодезия" был заключен соответствующий договор от 02.06.2001 N 315-2.
По результатам работ сформировано кадастровое дело N 19/восток 72:17:0000000:19, утвержденное 15.12.2002 Зам. руководителя комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Тюменскому району Тюменской области (Т. 1 л.д. 38-139).
26.01.2004 Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации Тюменской области N 37/14-з "О внесении в реестр федерального имущества земельного участка и регистрации права собственности Российской Федерации" вышеуказанный земельный участок, расположенный в Тюменском районе, 2152-2182 километр железной дороги Екатеринбург - Называевская, включен в реестр федерального имущества (Т. 1 л.д. 29).
В указанном распоряжении определена категория земель данного земельного участка - земли промышленности и иного специального назначения (пункт 1 распоряжения).
К отзыву Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области на апелляционную жалобу приложена копия свидетельства о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок 72:17:0000000:0019, выданного 25.04.2004.
Указанным заинтересованным лицом к отзыву на апелляционную жалобу приложен также договор аренды от 05.08.2005 N 46/з АР05-3486/НДЦ, согласно которому данный земельный участок передан в аренду ОАО "Российские железные дороги" на 49 лет - по 24.04.2053 (пункт 6.2 договора).
Из текста свидетельства от 25.04.2004 о государственной регистрации права собственности на земельный участок 72:17:0000000:0019 следует, что оно выдано на основании Постановления Администрации Тюменского района Тюменской области от 17.04.1996 N 219.
В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:0019, находящийся в настоящее время в аренде ОАО "РЖД", был предоставлен 17.04.1996, а земельный участок заявителя площадью 726, 8 м2 в п. Винизили, входящий в этот участок (72:17:0000000:0019), был предоставлен позднее - 11.07.1997, суд первой инстанции посчитал, что оспариваемые действия ФГУ "ЗКП" по Тюменской области не нарушают права ООО АПФ "Аманат".
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда, считает его ошибочным по следующим основаниям.
Постановлением Администрации Тюменского района Тюменской области от 17.04.1996 N 219 "О предоставлении земель в бессрочное (постоянное) пользование Тюменскому отделению свердловской железной дороги", на который сослался суд в обоснование принятого решения, указанному отделению на поименованном праве предоставлен земельный участок площадью 839, 48 га под полосу отвода железной дороги Тюмень-Тобольск и Свердловск-Называевская из земель Группы заказчика по строительству железной дороги Тюмень-Сургут, состоящий:
- из 6,67 га пашни;
- 11,7 га сенокоса;
- 38,23 га приусадебных земель;
- 247,64 га леса;
- 67,19 га кустарника;
- 48,55 га болот;
- 2,09 га под водой;
- 13,8 га под дорогами;
- 11,58 га под постройками;
- 392,03 га прочих.
При этом материалы настоящего дела не содержат ни кадастровый план данного земельного участка, составленный на дату издания указанного постановления, ни каких-либо иных документов, позволяющих определить границы данного участка на местности.
Обращает на себя внимание и тот факт, что в Постановлении от 17.04.1996 N 219 отсутствует конкретизация, сколько гектаров земли из 839, 48 га отводится под полосу отвода железной дороги Тюмень-Тобольск, а сколько - под полосу отвода железной дороги Свердловск-Называевская.
В материалах дела также отсутствуют документы, позволяющие сделать вывод о том, что информация о данном земельном участке была доведена до сведения поселковых администраций, в том числе п. Винзили, также обладающих правами по предоставлению земельных участков в пределах территории, на которую распространяется их компетенция, как органов местного самоуправления.
Как видно из материалов дела, фактическое установление и согласование границ земельного участка в полосе отвода железной дороги Свердловск-Называевская было осуществлено спустя почти более 6-ти лет со дня принятия Постановления от 17.04.1996 N 219 (см. соответствующий Акт от 12.11.2002 - Т. 3 л.д. 77).
Таким образом, на момент принятия Главой администрации посёлка Винзили Тюменского района Тюменской области Постановления от 11.07.1997 N 115 о предоставлении земельного участка правопредшественнику ООО АПФ "Аманат", земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:19 как объект гражданских правоотношений еще не существовал.
Из текста Акта установления и согласования границ земельного участка, утв. руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Тюменского района Тюменской области 12.11.2002 (Т. 3 л.д. 77), следует, что ООО АПФ "Аманат" вообще не было приглашено для участия в согласовании границ формируемого для нужд ОАО "РЖД" земельного участка. Причем, не смотря на то, что к этому моменту заявитель в течение уже более 5-ти лет владел на праве бессрочного (постоянного) пользования земельным участком, входящим в состав формируемого земельного участка, и возводил на нем объект недвижимости.
В материалах дела имеется Заключение от 05.02.2009 экспертной комиссии по результатам государственной экспертизы землеустроительной документации на земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:19 и земельный участок, расположенный по адресу: Тюменская область, п. Винзили, ул. Октябрьская, 78а (Т. 3 л.д. 69-72).
Названная комиссия создана в Управлении Роснедвижимости по Тюменской области в соответствии с Положением о государственной экспертизе землеустроительной документации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 N 214.
Как следует из вводной части указанного заключения, оно выполнено на основании определений Арбитражного суда Тюменской области от 17.12.2008, 15.01.2009 по настоящему арбитражному делу.
В соответствии с пунктом 2 Инструкции по межеванию земель, утв. Росземкадастром 08.04.1996 (далее - Инструкция) межевание земель включает:
- подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов;
- полевое обследование границ размежевываемого земельного участка с оценкой состояния межевых знаков;
- уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ;
- согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков.
Согласно пункту 5 Инструкции в процессе подготовительных работ осуществляют сбор и анализируют следующие исходные материалы, в том числе:
- проекты землеустройства, материалы инвентаризации земель;
- постановления районной, городской (поселковой) или сельской администрации о предоставлении земельных участков;
- выписки из книги регистрации земельного участка;
- сведения о наличии межевых споров по данному земельному участку;
- фотопланы и фотоснимки, приведенные к заданному масштабу.
На странице второй вышеозначенного заключения (Т. 3 л.д. 70) экспертная комиссия установила, что ФГУП "ПО ИНЖГЕОДЕЗИЯ" при сборе и анализе исходных материалов по выявлению смежных и сторонних землепользователей в полосе отвода Свердловской железной дороги в полном объеме нарушило процитированные выше требования, предъявляемые пунктами 2 и 5 Инструкции к данному виду работ.
Так, "на ортофотопланах ясно видны сторонние землепользователи в полосе отвода Свердловской железной дороги на территории п. Винзили. В органе архитектуры указанного поселка имеется информация о выдаче государственного акта на земельный участок, предоставленный ТОО "Аманат" на основании постановления от 11.07.1997 N 15 по адресу: п. Винзили, ул. Октябрьская, 78а.
Однако ФГУП "ПО ИНЖГЕОДЕЗИЯ" ограничилось справками за подписью Главы администрации п. Винзили об отсутствии в полосе отвода железной дороги вкрапленных участков и об отсутствии зарегистрированных сервитутов. В землеустроительном деле 72:17:0000000:19 отсутствует информация о пересечении полосы отвода железной дороги с линейными объектами (например, автомобильными дорогами). В акте согласования границ имеется подпись только Главы администрации п. Винзили, отсутствуют согласования границ с другими землепользователями в границах населенного пункта Винзили"" (См. Т. 3 л.д. 71).
Вышеперечисленные обстоятельства, установленные экспертной комиссией Управления Роснедвижимости по Тюменской области, дополнительно подтверждаются и материалами настоящего арбитражного дела.
Так, в материалах дела имеется письмо ФГУ "ЗКП" по Тюменской области от 06.04.2004 N 17/04-1356 гражданке Новиковой Т.Н., из содержания которого следует, что квартира, указанная в ее заявлении, расположена на земельном участке, входящем в состав федеральной собственности, который внесен в реестр федерального имущества железнодорожного транспорта с кадастровым номером 72:17:0000000:19 (Т. 1 л.д. 39).
А согласно Титульному листу "Описание земельных участков" кадастрового дела 72:17:0000000:19 (Т. 1 л.д. 61) описание границ участка выполнено по промерам, снятым с планов полосы отвода, представленных дистанцией пути и Управлением дороги (графа 7.2), координаты узловых и поворотных точек определены камерально (графа 7.3).
Согласно резолютивной части заключения экспертной комиссии Управления Роснедвижимости по Тюменской области от 05.02.2009, в результате государственной экспертизы данная комиссия пришла к следующим выводам:
1) межевое дело по установлению границ землепользования Свердловской железной дороги на территории Тюменского района, подготовленное ФГУП "ПО ИНЖГЕОДЕЗИЯ" не соответствует исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства;
2) при выполнении работ по межеванию земель Свердловской железной дороги ФГУП "ПО ИНЖГЕОДЕЗИЯ" допущена кадастровая ошибка, выразившаяся в необоснованном включении в границы земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:19 земельного участка площадью 726,8 м2, расположенного по адресу: Тюменская область, п. Винзили, ул. Октябрьская 78а (Т. 3 л.д. 71).
Суд первой инстанции не дал должной оценки вышеперечисленным письменным доказательствам.
По мнению суда апелляционной инстанции, указанные доказательства свидетельствуют о нарушении Инструкции по межеванию земель, утв. Росземкадастром 08.04.1996, при межевании земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:19.
Как было отмечено выше, Порядок проведения межевых работ определен Инструкцией по межеванию, в соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 2, 9.2 которой межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков. Акт утверждается Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
В соответствии с пунктом 14.2 Инструкции Комитет по земельным ресурсам и землеустройству утверждает технический проект или техническое задание на межевание земельного участка; акт установления и согласования границ земельного участка на местности; чертеж границ земельного участка; акт государственного контроля за установлением и сохранностью межевых знаков.
Согласно указанной Инструкции по межеванию работы по межеванию земельных участков считаются выполненными, а границы участков установленными с момента утверждения данных документов Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (действовавшего в период возникновения спорных отношений) государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Статьей 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" определено, что работы по определению границ земельного участка на местности и их согласование, закрепление на местности местоположения границ земельного участка межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ земельного участка, изготовление карты (плана) земельного участка входят в процедуру межевания земельного участка.
Согласно статьям 19, 22 названного Закона карта (план) земельного участка и иные материалы межевания земельного участка относятся к видам землеустроительной документации и формируют землеустроительное дело.
В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства от 17.02.2003, разработанными в соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, составление карты (плана) земельного участка включает в себя работу по утверждению карты (плана) земельного участка. При этом включенные в землеустроительное дело материалы межевания и карта (план) земельного участка утверждаются Федеральной службой земельного кадастра России (в настоящее время - Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) и его территориальными органами.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, либо при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшим в период регулирования спорных правоотношений, при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ.
В силу пункта 9 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты.
Согласно пункту 6 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, присвоение кадастровых номеров осуществляется после проверки представленных документов о межевании ранее учтенных земельных участков и проведения на основе заявки кадастровых работ (выделение, слияние, разделение, перераспределение) по формированию вновь образованных земельных участков.
Как усматривается из материалов дела, в 2002-2003 годах осуществление на территории Тюменской области исполнительских функций по ведению государственного земельного кадастра, возложенных на Росземкадастр, было возложено на Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тюменской области (Т. 2 л.д. 54, 69).
Учитывая, что ООО АПФ "Аманат", являющееся смежным землепользователем ОАО "РЖД", не извещалось о проведении работ по землеустройству земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:0019, согласование границ с ним не осуществлялось, при постановке данного земельного участка на кадастровый учет Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Тюменской области не были учтены положения статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 6 Правил, части 3 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", в результате чего земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий ООО АПФ "Аманат", был помещен в границы земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:0019, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о нарушении оспариваемыми действиями ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тюменской области основных принципов осуществления кадастрового учета земельных участков, закрепленных статьями 1, 5 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ, что привело к нарушению прав и законных интересов ООО АПФ "Аманат", как лица, обладающего объектом недвижимости, находящимся на этом земельном участке.
Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Тюменской области не представлено доказательств, свидетельствующих о соблюдении установленного законодательством порядка проведения государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:0019.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии у заявителя права бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок площадью 726, 8 м2, распложенный по адресу: Тюменская область, п. Винзили, ул. Октябрьская, 78а, также нельзя признать правильным по следующим основаниям.
В материалах дела отсутствуют доказательства обращения какого-либо из заинтересованных лиц с иском о признании права собственности (иного вещного права) на земельный участок, предоставленный заявителю.
При этом в материалах дела имеются правоустанавливающие документы, подтверждающие право бессрочного (постоянного) пользования заявителя на означенный земельный участок:
1) Постановление Главы администрации посёлка Винзили Тюменского района Тюменской области от 11.07.1997 N 115 "О предоставлении земельного участка ТОО "Аманат" в бессрочное (постоянное) пользование земельного участка площадью 726, 8 м2 для строительства мельницы, минипекарни и цеха по производству макаронов в п. Винзили, по ул. Октябрьская, 78а (Т. 1 л.д. 10);
2) Государственный акт, подтверждающий, что данному пользователю предоставлено в бессрочное (постоянное) пользование 0, 07268 гектаров земель в границах, указанных на чертеже для строительства мельницы, минипекарни и цеха по производству макаронов (Т. 1 л.д. 11-12).
Материалы дела не содержат доказательств того, что перечисленные правоустанавливающие документы признаны недействительными в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством.
По мнению суда апелляционной инстанции, в рамках рассмотрения спора об обжаловании действий государственных органов суд лишен процессуальной возможности делать выводы об отсутствии вещного права заявителя, подтвержденного правоустанавливающими документами.
Кроме того, ссылка суда первой инстанции на то, что Государственный акт, выданный заявителю на основании Постановления Главы администрации п. Винзили Тюменского района Тюменской области от 11.07.1997 N 115, не зарегистрирован в установленном порядке, подлежит отклонению по следующим основаниям.
ООО АПФ "Аманат" в материалы дела представлено письмо за подписью Заместителя главы Администрации Муниципального образования поселка Винзили (исх. N 1121/09-9 от 29.10.2008), который подтвердил, что вышеуказанный Государственный акт выдавался, о чем в соответствующей книге регистрации и выдачи внесена запись. Один экземпляр данного документа находится в архиве отдела архитектуры администрации Муниципального образования поселок Винзили (Т. 2 л.д. 27).
О факте хранения Государственного акта в архиве отдела архитектуры означенного органа местного самоуправления свидетельствует также экспертная комиссия Управления Роснедвижимости по Тюменской области, указывая об этом в своем заключении от 05.02.2009 (Т. 3 л.д. 70, последний абзац).
Более того, к упомянутому письму Заместителя главы Администрации Муниципального образования поселка Винзили приложена копия страницы Книги регистрации и выдачи государственных актов, свидетельств на пользование земельными участками.
Согласно указанному документу, под порядковым номером 47 зафиксирован факт выдачи Государственного акта на основании Постановления от 11.07.1997 N 115, о чем имеется соответствующая подпись должностного лица (Т. 2 л.д. 28).
Лица, участвующими в деле, ни в ходе рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции, ни в ходе рассмотрения дела повторно в суде апелляционной инстанции с заявлениями о фальсификации данных доказательств в порядке, установленном статьей 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не обращались.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции об отсутствии у заявителя права бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок и порочности документов, его подтверждающих, не соответствуют материалам дела и нормам процессуального законодательства.
То обстоятельство, что земельный участок ООО АПФ "Аманат" находится в полосе железной дороги (санитарно-защитной зоне), по мнению суда апелляционной инстанции, не имеет правового значения в силу следующего.
В рамках настоящего дела речь идет только о кадастровом учете данного участка (установлении его границ), а не о предоставлении его Обществу на каком-либо ином праве, отличном от права постоянного (бессрочного) пользования.
Указанное обстоятельство (факт нахождения земельного участка заявителя в полосе железной дороги) подлежит учету лишь в дальнейшем, при определении в соответствии с действующим земельным законодательством вида права на данный земельный участок (собственность или аренда), в случае обращения Общества с соответствующим заявлением.
Вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, на обжалование действий Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Тюменской области также подлежит отклонению по следующим основаниям.
Суд, формулируя данный вывод, не указал конкретную дату, с которой, как он полагает, должен исчисляться означенный срок.
Вместе с тем материалы дела свидетельствуют о том, что об обжалуемых действиях ФГУ "ЗКП" по Тюменской области Общество узнало лишь в ходе рассмотрения судом настоящего дела, в связи с чем, изменило свои требования и просило привлечь в качестве заинтересованного лица данное учреждение, исполняющее государственно-властные функции (Т. 2 л.д. 77).
В связи с этим вывод суда первой инстанции о том, что заявителем пропущен срок обращения за судебной защитой, не основан на материалах дела.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции, рассмотрев по существу требование Общества, считает, что его удовлетворение в полном объеме будет неадекватно нарушенным правам заявителя, поскольку Общество при его формулировании в резолютивной части уточненных требований не указало, в чем конкретно заключается незаконность.
Обоснование требования приведено лишь в тексте (мотивировочной части) самого заявления (Т. 1 л.д. 5, последний абзац). А именно - по мнению Общества, незаконность оспариваемых действий состоит в том, что при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:19 был включен земельный участок заявителя площадью 726, 8 м2, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, п. Винзили, ул. Октябрьская, 78а.
Исходя из данного обстоятельства, а также, принимая во внимание то, что признание полностью незаконными действий ФГУ "ЗКП" по Тюменской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:19 может затронуть права иных землепользователей, о существовании которых суду неизвестно при рассмотрении настоящего спора, но права которых также могут быть затронуты оспариваемыми действиями, суд апелляционной инстанции полагает, что требование заявителя подлежит удовлетворению именно в части включения при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:19 земельного участка ООО АПФ "Аманат".
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что в удовлетворении требования, предъявленного ко всем остальным заинтересованным лицам, надлежит отказать, поскольку данные лица не осуществляли оспариваемое действие.
В связи с удовлетворением требования заявителя в указанной части суд считает возможным применить в целях восстановления его прав способ, указанный ООО АПФ "Аманат" в заявлении об уточнении требований (Т. 2 л.д. 77) - обязать Управление Роснедвижимости по Тюменской области (как государственный орган, к компетенции которого относится ведение кадастрового учета на территории Тюменской области в настоящее время) поставить на кадастровый учет земельный участок Общества. При этом суд апелляционной инстанции исходит из того, что выделение земельного участка заявителя площадью 726, 8 м2 из земельного участка площадью 3 024 000 м2, равно как и осуществление его кадастрового учета физически возможно.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению, поскольку при его вынесении нарушены нормы процессуального и материального права, сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела.
В ходе производства по настоящему делу ООО АПФ "Аманат" понесены судебные расходы в виде уплаченной при подаче заявления и апелляционной жалобы государственной пошлины в общем размере 3 000 рублей (2 000 рублей по платежному поручению от 05.09.2008 N 274 и 1 000 рублей по платежному поручению от 14.04.2009 N 120, соответственно).
В связи с тем, что статья 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статья 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают возврат из бюджета уплаченной государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в пользу государственного органа, судебные расходы заявителя по настоящему делу в общей сумме 3 000 по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на ФГУ "ЗКП" по Тюменской области. При этом, возлагая на указанное заинтересованное лицо обязанность по уплате данных судебных расходов, суд апелляционной инстанции принимает во внимание практику, сформированную судом кассационной инстанции по указанному вопросу (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.03.2009 N Ф04-622/2009(1275-А75-49)).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Аграрно-производственная фирма "Аманат" удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.03.2009 по делу N А70-6310/2008 изложить в следующей редакции:
"Признать незаконными действия Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Тюменской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка за номером 72:17:0000000:19 в части включения в него земельного участка площадью 726, 8 м2, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, п. Винзили, ул. Октябрьская, 78а, принадлежащего ООО АПФ "Аманат" на праве бессрочного (постоянного) пользования, как не соответствующие:
1) Земельному кодексу Российской Федерации;
2) Федеральному закону от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре";
3) Федеральному закону от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве";
4) Правилам присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660;
5) Положению о проведении территориального землеустройства, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396;
6) Инструкции по межеванию земель, утв. Росземкадастром 08.04.1996.
Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тюменской области поставить на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 726, 8 м2, расположенный по адресу: Тюменская область, п. Винзили, ул. Октябрьская, 78а, принадлежащий ООО АПФ "Аманат" на праве бессрочного (постоянного) пользования.
В удовлетворении требования, предъявленного к другим ответчикам (к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области, к Федеральному государственному унитарному предприятию "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОДЕЗИЯ"), а также в остальной части требования - отказать.
Взыскать с Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Тюменской области, расположенного по адресу: 625048, г. Тюмень, ул. Киевская, 78, в пользу общества с ограниченной ответственностью Аграрно-производственная фирма "Аманат", находящегося по адресу: 625525, Тюменская область, Тюменский район, п. Винзили, улица Октябрьская, дом 78а, судебные расходы при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции в сумме 3 000 рублей".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-6310/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью Аграрно-производственная фирма "Аманат"
Ответчик: Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тюменской области, Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение"Инжгеодезия", Управление Роснедвижимости по Тюменской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области, Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
Третье лицо: ССП Тюменского района, общество с ограниченной ответственностью "Земля"