город Омск
30 июня 2009 г. |
Дело N А46-8766/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Радченко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3346/2009) Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 29.04.2009 по делу N А46-8766/2009 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТоргМастер" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 101 от 26.03.2009,
при участии в судебном заседании представителей:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска - Корева О.В. по доверенности от 11.01.2009 N 15/22,действительной до 31.12.2009 (удостоверение УР N 337898 действительно до 31.12.2009);
от общества с ограниченной ответственностью "ТоргМастер" - директор Литвинов А.А. на основании протокола общего собрания N 2 от 24.04.2008 (паспорт 5203 508670 выдан УВД КАО г. Омска 14.06.2003);
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТоргМастер" (далее - заявитель, ООО "ТоргМастер", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г.Омска (далее - ИФНС РФ по КАО г.Омска, ответчик, административный орган) о признании незаконным постановления N 101 от 26.03.2009 по делу об административном правонарушении за неприменение контрольно-кассовой техники, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением по делу N А46-8766/2009 от 29.04.2009 Арбитражный суд Омской области удовлетворил в полном объеме требование ООО "ТоргМастер".
При принятии решения суд первой инстанции, всесторонне исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к выводу о недоказанности ИФНС РФ по КАО г.Омска факта наличия события вменяемого Обществу административного нарушения, предусмотренного статьёй 14.5 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе ИФНС РФ по КАО г.Омска просит решение арбитражного суда об удовлетворении заявленного ООО "ТоргМастер" требования отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела необоснованно не были приняты во внимание лицензия ОМС N 000480, выданная ООО "ТоргМастер" на осуществление продажи алкогольной продукции; приложение N 1 к лицензии, выданное на обособленное подразделение по адресу: г.Омск, ул.Дианова, остановка общественного транспорта "Телегина" (торговый павильон); объяснения продавца Ильиной И.П., с которой ООО "ТоргМастер" заключен трудовой договор N 2 от 01.08.2006. Инспекция считает, что данные факты в совокупности подтверждают правомерность и обоснованность привлечения ООО "ТоргМастер" к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.
В заседании суд апелляционной инстанции представитель ООО "ТоргМастер" отклонил доводы апелляционной жалобы ИФНС РФ по КАО г.Омска, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "ТоргМастер" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска 28.04.2006 за основным государственным регистрационным номером 1065507038277, о чём выдано свидетельство серии 55 N 002866399.
02.03.2009 в 11 часов 30 минут налоговым органом совместно с УУМ УВД по КАО г. Омска проведена проверка выполнения Обществом требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт" в торговом павильоне, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Дианова, на остановке общественного транспорта "Телегина".
В ходе проверки установлен факт неприменения продавцом Ильиной И.П. контрольно-кассовой техники при продаже товара (водка "Немиров" 1 бут. по цене 190 руб. за 1 бутылку, вермут 1 бут. по цене 253 руб. за 1 бутылку, всего на сумму 443 руб.) якобы по причине её неисправности.
По итогам проверки административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 16.03.2009 N 120334.
26.03.2009 вынесено постановление N 101 о назначении Обществу административного наказания на основании статьи 14.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 30 000 руб.
Общество, не согласившись с постановлением N 101 от 26.03.2009, обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием о признании данного постановления незаконным.
29.04.2009 Арбитражный суд Омской области вынес судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Восьмой арбитражный апелляционный суд, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статья 14.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона РФ N 54-ФЗ от 22.05.2003г. "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использование платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Статья 5 данного Федерального закона предусматривает, что организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны, в том числе, осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах; выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
По положениям статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Статьями 65, п. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возложена на административный орган.
Как следует из имеющихся в материалах дела протокола N 120334 от 16.03.2009 об административном правонарушении (л.д.44-45), акта N 110441/101 от 02.03.2009 проверки выполнения Закона РФ от 22.05.2003г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (л.д.48-49), акта проверки выдачи чека ККМ или документа строгой отчетности (ДСО) при продаже товаров (оказании услуг) населению от 02.03.2009 (л.д.50), 02.03.2009 налоговым органом совместно с сотрудником УУМ УВД по КАО г. Омска проведена проверка соблюдения требований Федерального закона N 54-ФЗ в павильоне по адресу: г. Омск, ул. Дианова, остановка общественного транспорта "Телегина", в ходе которой проведена проверка выдачи чека ККТ.
При этом, в оспариваемом постановлении указано, что проверка Общества проводилась 16.03.2009 и именно в этот день согласно тексту постановления N 101 от 26.03.2009 Обществом с ограниченной ответственностью "ТоргМастер" было допущено нарушение. Упоминаний о проведённой 02.03.2009 проверке Общества в оспариваемом правовом акте не содержится.
Доказательств, позволяющих установить, что в ходе контрольной закупки именно 16.03.2009 (как это отражено в оспоренном постановлении) у ООО "ТоргМастер" была приобретена какая-либо алкогольная продукция, административным органом, в нарушение требований статей 65, 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ни в суд первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
При указанных обстоятельствах, Восьмой арбитражный апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о неподтвержденности соответствующими доказательствами события административного правонарушения, якобы допущенного 16.03.2009.
Также суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для признания правомерным вывода административного органа о том, что и 02.03.2009 алкогольная продукция, а именно: водка "Немиров" в количестве 1 бут. по цене 190 руб., вермут в количестве 1 бут. по цене 253 руб., всего на сумму 443 руб., в ходе контрольной закупки была приобретена именно у ООО "ТоргМастер", а не у ИП Литвинова.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, объектом проверки административного органа являлся торговый павильон, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Дианова, на остановке общественного транспорта "Телегина".
При этом, доказательств принадлежности павильона ООО "ТоргМастер" налоговый орган ни в материалы дела не представил, равно как и не представил доказательств осуществления ООО "ТоргМастер" в данном павильоне торговой деятельности.
Напротив, в соответствии с договором купли-продажи от 15.11.2001 и договором аренды земельного участка Д-КР-1-63-11000247 (л.д.29-30, 32), данный павильон принадлежит на праве собственности не привлечённому к ответственности Обществу, а индивидуальному предпринимателю Литвинову А.А.
Не может служить основанием для признания законным привлечения ООО "ТоргМастер" к административной ответственности и довод апелляционной жалобы о том, что доказательством осуществления ООО "ТоргМастер" торговой деятельности в павильоне по ул. Дианова, на остановке общественного транспорта "Телегина", является указание в объяснении гр-ки Ильиной И.П. (л.д.52) в графе место работы/должность - продавец ООО "ТоргМастер", а также нахождение её (Ильиной И.П.) в трудовых отношениях с данным юридическим лицом, поскольку безусловно не свидетельствует об осуществлении ООО "ТоргМастер" в проверенном павильоне торговой деятельности и не исключает возможности работы Ильиной И.П. продавцом (постоянно или временно) у ИП Литвинова А.А.
Доказательств, опровергающих изложенное, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Инспекцией судам обеих инстанций не представлено.
Также Восьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что само по себе наличие у Общества лицензии, разрешающей осуществление розничной продажи алкогольной продукции, не является доказательством продажи именно ООО "ТоргМастер" этой продукции 02.03.2009, и не исключает возможности законной продажи алкогольной продукции 02.03.2009 продавцом ИП Литвинова А.А.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что допущенные налоговым органом нарушения статьи 26.1 КоАП РФ при привлечения ООО "ТоргМастер" к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления, принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба административного органа удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 29.04.2009 по делу N А46-8766/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8766/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "ТоргМастер"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска