Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 30 июля 2006 г. N КА-А41/5768-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2006 г.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.12.2005 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2006 г., отклонено требование Инспекции ФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области (далее - инспекция) о взыскании с Комитета по управлению имуществом Наро-Фоминского района Московской области (далее - КУИ) пени по налогу на добавленную стоимость в размере 1.874.248 руб. и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 575.495 руб.
Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
В заседании суда представитель Инспекции уточнил, что обжалуется также и постановление апелляционного суда по изложенным в жалобе доводам.
В отзыве на жалобу, представленном в судебное заседание, КУИ просит судебные акты оставить без изменения по указанным в них основаниям.
С учетом мнения представителя Инспекции, совещаясь на месте, суд определил приобщить отзыв на жалобу к материалам дела.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований к отмене или изменению судебных актов, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, по результатам выездной тематической налоговой проверки Комитета по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского района за период с 2001 по 9 месяцев 2004 года составлен акт N 03/1789 от 16.02.2005 г. о привлечении КУИ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, выразившегося в неуплате НДС по операциям реализации земельных участков, в виде штрафа в размере 575.495 руб.
Этим же решением Обществу предложено уплатить в бюджеты НДС в сумме 3.310.661 руб., пени 1.874.248 руб.
Требованием N 496 от 16.02.2005 г. КУИ предложено в добровольном порядке уплатить налоговую санкцию, требованием N 1506 от 16.02.2005 г. - пени и сумму налога.
В связи с неисполнением требований Инспекция обратилась в суд с заявлением о принудительном взыскании пени и штрафа.
Принимая решение и постановление об отказе Инспекции в удовлетворении требований, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 39 Налогового кодекса РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 5 Земельного кодекса РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.
Пунктом 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ установлено, что от имени РФ и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п. 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу п.п. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения по НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Как установлено судебными инстанциями, КУИ создан на основании постановления Главы Наро-Фоминского района Московской области от 15.06.2000 г., Уставом муниципального образования "Наро-Фоминский район Московской области" отнесен к органам местного самоуправления, выступающим от имени муниципального образования арендодателем и продавцом муниципального имущества.
В ходе налоговой проверки налоговым органом выявлено, что КУИ либо не исчисляло и не уплачивало НДС при реализации земельных участков, либо допускало ошибки в его исчислении.
При этом, налоговым органом не оспаривается, что реализуемые земельные участки КУИ на праве собственности не принадлежали.
Средства, поступающие от реализации земельных участков, зачислялись в бюджет района и являлись плановыми источниками дохода бюджетов.
С учетом указанного является правильным вывод судов о том, что средства, поступающие от реализации земельных участков, носят целевой характер и не могут быть признаны доходами в смысле, придаваемом им статьей 41 Налогового кодекса Российской Федерации, и деятельность КУИ по распоряжению земельными участками не относится к предпринимательской.
Кроме того, п. 1 ст. 1 Федерального закона от 20.08.2004 N 109-ФЗ "О внесении изменений в статьи 146 и 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2005 г., п. 2 ст. 146 НК РФ дополнен пп. 6, согласно которому не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС на территории РФ операции по реализации земельных участков, а также долей в них.
Таким образом, операции по продаже земельных участков органами местного самоуправления объектом налогообложения по НДС не признаются, поскольку органы местного самоуправления не являются собственниками земельных участков и осуществляют свои полномочия при продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, от имени муниципальных образований.
При таких обстоятельствах доводы налогового органа о неправильном исчислении НДС и возникновении у КУИ задолженности, являющейся основанием для начисления пени и наложения налоговой санкции, подлежат отклонению, как не имеющие самостоятельного правового значения.
Обязанности по уплате налога возникают у налогоплательщика, каковым КУИ не является.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 14.12.2005 г. Арбитражного суда Московской области и постановление от 02.03.2006 г. Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-К2-15319/05 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России по г. Наро-Фоминску - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 июля 2006 г. N КА-А41/5768-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании