город Омск
07 июля 2009 г. |
Дело N А46-3342/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания
Моисеенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2936/2009) индивидуального предпринимателя Каталевского Николая Андреевича на решение Арбитражного суда Омской области от 01.04.2009 по делу N А46-3342/2009 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению
индивидуального предпринимателя Каталевского Николая Андреевича
к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Центральному административному округу N 1 г. Омска Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Лаврентьевой Тамаре Викторовне
о признании недействительным постановления от 19.12.2008 об окончании исполнительного производства N 52/5/48582/28/2008 и обязании устранить допущенные нарушения,
при участии третьего лица - Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Каталевского Николая Андреевича - Васин В.А. (паспорт, доверенность от 10.10.2008, выдана сроком на 3 года);
от судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Центральному административному округу N 1 г. Омска Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Лаврентьевой Тамаре Викторовне - Смородина В.В. (удостоверение ТО N 031791 действительно до 09.09.2009 - полномочия не подтверждены);
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска- не явился, извещен;
установил:
Индивидуальный предприниматель Каталевский Николай Андреевич обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Центральному административному округу N 1 г. Омска Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Лаврентьевой Тамаре Викторовне (далее - судебный пристав-исполнитель) о признании недействительным постановления от 21.11.2008 об окончании исполнительного производства N 52/5/48582/28/2008, обязании устранить допущенные в ходе исполнительного производства N 52/1/48572/28/2008 нарушения в части соблюдения прав взыскателя на точное и достоверное установление судебным приставом-исполнителем факта надлежащего исполнения должником требований исполнительного документа.
Определением от 10.03.2009 арбитражный суд к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица, привлек департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска (далее - департамент архитектуры и градостроительства, третье лицо, должник), являющийся должником по исполнительному производству, которое окончено оспариваемым постановлением.
Решением от 01.04.2009 по делу N А46-3342/2009 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворил заявленного предпринимателем Каталевским Н.А. требования.
В обоснование принятого решения арбитражный суд первой инстанции указал, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя соответствует требованиям Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в связи с чем основания для удовлетворения требований общества, предусмотренные статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
В апелляционной жалобе предприниматель Каталевский Н.А. просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя апелляционной жалобы, департамент архитектуры и градостроительства на стадии проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы и получения по его результатам санитарно-защитной зоны использовал сведения, противоречащие содержащимся в исполнительном листе N 018015, в вопросе характеристик воздействия автозаправочной станции на окружающую среду, что привело к отнесению автозаправочной станции к 4 классу опасности и установлению размера СЗЗ в 100 м, тогда как из заявления от 22.01.2008 N 0402/64, к которому отсылает исполнительный лист N 018015, следует, что воля заявителя направлена на строительство автозаправочной станции, имеющей характеристики воздействия на окружающую среду, позволяющие ее отнести к 5 классу опасности и установлению размера санитарно-защитной зоны меньшей, чем 100 м.
Податель жалобы утверждает, что департамент архитектуры и градостроительства не в полном объеме выполнил действия по подготовке возможных вариантов размещения земельного участка для строительства испрашиваемого объекта, а именно: в противоречие исполнительному листу N 018015 вместо нескольких схем расположения отдельных земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории подготовил только одну, при этом никоим образом не обосновав размещение.
В судебном заседании суда представитель предпринимателя Каталевского Н.А поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу судебный пристав-исполнитель Лаврентьева Т.В., просит решение арбитражного суда оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент архитектуры и градостроительства, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, отзыв на апелляционную жалобу не представил, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении слушания по делу заявлено не было, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя предпринимателя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.07.2008 по делу N А46-12602/2008 удовлетворены требования предпринимателя Каталевского Н.А., суд признал незаконным бездействие департамента архитектуры и градостроительства, выразившееся в не обеспечении по заявлению предпринимателя Каталевского Н.А. от 22.01.2008 (входящий номер Главного управления по земельным ресурсам Омской области 04-02/64) выбора земельного участка для строительства автозаправочной станции по улице Воровского в Ленинском административном округе города Омска, результаты которого оформляются актом о выборе земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
При этом арбитражный суд обязал департамент архитектуры и градостроительства в месячный срок со дня вступления решения Арбитражного суда Омской области по делу N А46-12602/2008 в законную силу в соответствии со статьёй 31 Земельного кодекса Российской Федерации обеспечить выбор земельного участка по заявлению предпринимателя Каталевского Н.А. от 22.01.2008 (входящий номер Главного управления по земельным ресурсам Омской области 04-02/64) по улице Воровского в границах улиц 9-я Марьяновская - Лесная в Ленинском административном округе города Омска на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями; результаты выбора оформить актом о выборе земельного участка для строительства, утвердить схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора и передать в Главное управление по земельным ресурсам Омской области всю необходимую документацию для принятия решения в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании решения Арбитражного суда Омской области от 18.07.2008 по делу N А46-12602/2008 выдан исполнительный лист N 018015.
В соответствии с исполнительным листом судебным приставом-исполнителем Лаврентьевой Т.В. постановлением от 23.09.2009 возбуждено исполнительное производство N 52/1/48572/28/2008, должнику предоставлен пятидневный срок с момента получения постановления для добровольного исполнения требования, указанного в исполнительном листе.
Требованием от 26.09.2008 N 13415 судебный пристав-исполнитель потребовал у департамента архитектуры и градостроительства представить документы подтверждающие исполнение решения Арбитражного суда Омской области, в том числе по делу N А46-12602/2008.
Письмом от 02.10.2008 N 02/17102 должник довел до сведения судебного пристава исполнителя, что во исполнение указанного решения суда собраны отрицательные технические условия на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения (отрицательное техническое условие ОАО "ОмскВодоканал", департамента городского хозяйства Администрации г. Омска), получено отрицательное санитарно-эпидемиологическое заключение. Ведется работа по подготовке проектов границ земельных участков.
15.10.2008 судебный пристав-исполнитель направил должнику требование N 8152/427/6 о предоставлении документов, свидетельствующих об исполнении решения арбитражного суда по делу N А46-12602/2008.
Письмом от 27.10.2008 N 02/18441 должник указал на аналогичные обстоятельства, что и в письме от 02.10.2008 N 02/17102.
20.11.2008 департамент архитектуры и градостроительства довел до сведения судебного пристава-исполнителя информацию о полном исполнении решения Арбитражного суда Омской области от 18.07.2008 по делу N А46-12602/2008, представив копии акта о выборе земельного участка, распоряжения департамента архитектуры и градостроительства орт 14.11.2008 N 1223-р об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 2760 кв. м для строительства автозаправочной станции по улице Воровского в Ленинском административном округе г. Омска, а также письмо от 14.11.2008 N 09/19734 в Главное управление по земельным ресурсам Омской области о направлении пакета документов о результатах выбора земельного участка, с указанием на то обстоятельство, что при размещении АЗС получены отрицательные технические условия ОАО "ОмскВодоканал" и отрицательное заключение Управления Роспотребнадзора по Омской области.
На основании поступивших от Департамента документов судебным приставом исполнителем 21.11.2008 принято постановление об окончании исполнительного производства N 52/5/48582/28/2008 в связи с фактическим исполнением требований содержащихся в исполнительном листе N 018015 от 02.09.2008.
Полагая, что указанное постановление судебного пристава-исполнителя противоречит закону и нарушает права и охраняемые интересы предпринимателя Каталевского Н.А., последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
01.04.2009 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
Во исполнение положений Федеральных законов "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ и "О судебных приставах" от 21.07.1997 N 118-ФЗ судебный пристав-исполнитель в соответствии с задачами исполнительного производства принимает меры для правильного и своевременного принудительного исполнения исполнительного документа.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными документами, в том числе, являются исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
В соответствии с пунктами 1, 8 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Из материалов дела следует, что основанием для принятия оспариваемого постановления послужило предоставление департаментом архитектуры и градостроительства копии акта о выборе земельного участка для строительства, копии распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане от 14.11.2008 N 1223-р, копии сопроводительного письма от 14.11.2008 N 09/19734 о передаче в Главное управление по земельным ресурсам Омской области документации для принятия соответствующего решения в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требования предпринимателя, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в исполнительном документе отсутствует требование об обязании должника обеспечить выбор земельного участка, при котором обеспечивалось положительное согласование со всеми соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления и муниципальными организациям, то у судебного пристава-исполнителя отсутствовало право требования от департамента архитектуры и градостроительства представления доказательств исполнения решения арбитражного суда указанным способом. Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции как соответствующий фактическим обстоятельствам и основанный на правильном толковании норм материального права.
Вместе с тем судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения не учтено следующее.
Статья 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" устанавливает, что в исполнительном документе должна быть указана, в том числе, резолютивная часть судебного акта, содержащая требование о совершении в пользу взыскателя определенных действий (пункт 6 часть 1).
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Как следует из материалов дела, в исполнительном листе N 018015, выданном на основании решения Арбитражного суда Омской области от 18.07.2008 по делу N А46-12602/2008, указано на обязанность департамента архитектуры и градостроительства, в том числе, утвердить схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, где употребление слова "схема" в множественном числе, словосочетания "каждого земельного участка" и "в соответствии с возможными вариантами их выбора" означает множественность вариантов земельных участков, подлежащих выбору.
Документы, представленные во исполнение исполнительного листа N 018015: копия акта о выборе земельного участка для строительства, копия распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане от 14.11.2008 N 1223-р, копия сопроводительного письма от 14.11.2008 N 09/19734 о передаче в Главное управление по земельным ресурсам Омской области документации для принятия соответствующего решения в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, свидетельствуют о том, что должником утвержден выбор и схема расположения одного земельного участка.
При таких обстоятельствах, судебным приставом-исполнителем должны были быть установлены причины отсутствия утверждения нескольких схем расположения земельных участков в соответствии с возможными вариантами их выбора, и только при наличии невозможности иных вариантов выбора земельных участков судебный пристав-исполнитель вправе был выносить постановление об окончании исполнительного производства.
Материалы дела свидетельствуют, что каких-либо документов, подтверждающих невозможность иных вариантов выбора земельного участка по улице Воровского в границах улиц 9-я Марьяновская - Лесная в Ленинском административном округе города Омска, судебный пристав-исполнитель не истребовал.
Таким образом, у судебного пристава-исполнителя не имелось предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" оснований для окончания исполнительного производства.
Поскольку надлежащее исполнение исполнительного документа осуществлено судебным приставом-исполнителем Лаврентьевой Т.В. не было, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о не выполнении судебным приставом-исполнителем возложенных на него обязанностей, что влечет признание недействительным постановления об окончании исполнительного производства N 52/5/48582/28/2008 от 21.11.2008.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных предпринимателем Каталевским Н.А. требований о признании недействительным постановления от 21.11.2008 об окончании исполнительного производства N 52/5/48582/28/2008.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из установленной при рассмотрении апелляционной жалобы опечатки в резолютивной части обжалуемого решения суда первой инстанции в указании даты оспариваемого постановления об окончании исполнительного производства - 19.12.2008 вместо указанной в заявлении предпринимателя и соответствующей материалам дела - 21.11.2008.
В апелляционной жалобе предприниматель приводит доводы о том, что департамент архитектуры и градостроительства на стадии проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы и получения по его результатам санитарно-защитной зоны использовал сведения, противоречащие содержащимся в исполнительном листе N 018015, в вопросе характеристик воздействия автозаправочной станции на окружающую среду, что привело к отнесения автозаправочной станции к 4 классу опасности и установлению размера СЗЗ в 100 м, тогда как из заявления от 22.01.2008 N 0402/64, к которому отсылает исполнительный лист N 018015, следует, что воля заявителя направлена на строительство автозаправочной станции, имеющей характеристики воздействия на окружающую среду, позволяющие ее отнести к 5 классу опасности и установлению размера санитарно-защитной зоны меньшей, чем 100 м.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что данные доводы предпринимателем в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции не заявлялись, в связи с чем не были предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Согласно пункту 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
На основании вышеизложенных норм судом апелляционной инстанции не принимаются и не рассматриваются доводы предпринимателя относительно проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, поскольку указанные доводы не заявлялись и не рассматривались в суде первой инстанции, а в соответствии с пунктом 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционной жалобе не могут быть заявлены новые основания, которые не рассматривались в арбитражном суде первой инстанции.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются.
В пакете документов, приложенных к апелляционной жалобе, предпринимателем Каталевским Н.А. была представлена квитанция СБ РФ от 02.05.2009 на сумму 1000 руб. 00 коп. В связи с тем, что в указанной квитанции отсутствует наименование плательщика государственной пошлины, суд лишен возможности идентифицировать данное лицо, в связи с чем, справка на возврат государственной пошлины по причине ошибочности её уплаты выдана быть не может.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Омской области от 01.04.2009 по делу N А46-3342/2009 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования индивидуального предпринимателя Каталевского Николая Андреевича удовлетворить.
Признать недействительным как несоответствующее Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Центральному административному округу N 1 г. Омска Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Лаврентьевой Тамары Викторовны от 21.11.2008 об окончании исполнительного производства N52/5/48582/28/2008.
Обязать судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Центральному административному округу N 1 г. Омска Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Лаврентьеву Тамару Викторовну устранить допущенные в ходе исполнительного производства N 52/1/48572/28/2008 нарушения в части соблюдения прав взыскателя на точное и достоверное установление судебным приставом-исполнителем факта надлежащего исполнения должником требований исполнительного документа.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-3342/2009
Истец: Индивидуальный предприниматель Каталевский Николай Андреевич
Ответчик: Судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Центральному административному округу N1 г. Омска Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Лаврентьева Тамара Викторовна
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2936/2009