город Омск
23 июля 2009 г. |
Дело N А70-1841/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Лотова А.Н., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе (регистрационный номер 08АП-3854/2009) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.04.2009 по делу N А70-1841/2009 (судья Дылдина Т.А.), принятое по заявлению Автономной некоммерческой организации "Детский сад N 40 "Центр развития ребенка" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области об оспаривании решения N 26 от 16 декабря 2008 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области - не явился, извещена;
от Автономной некоммерческой организации "Детский сад N 40 "Центр развития ребенка" - не явился, извещена;
установил:
Автономная некоммерческая организация "Детский сад N 40 "Центр развития ребенка" (далее - АНО Детский сад N 40 - "ЦРР", некоммерческая организация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N7 по Тюменской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 7 по Тюменской области, инспекция, налоговый орган) от 16.12.2008 N26 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части уплаты земельного налога за период с января по декабрь 2005 г., соответствующих пеней и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Основанием для обращения некоммерческой организации с указанным заявлением послужили следующие обстоятельства.
АНО Детский сад N 40 - "ЦРР" создано в форме преобразования на основании распоряжения главы города Тобольска N 5 от 17.01.2005 "О реорганизации муниципального дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N 40". Учредителем некоммерческой организации выступил комитет по образованию г. Тобольска.
20.01.2005 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица.
Межрайонной ИФНС России N 7 по Тюменской области была проведена выездная налоговая проверка АНО Детский сад N 40 - "ЦРР" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах - полноты и правильности исчисления, своевременности уплаты налогов (сборов) в бюджет за период с 20.01.2005 по 30.10.2008.
В ходе проверки в том числе установлено, что с момента образования АНО Детский сад N 40 -"ЦРР" и до заключения договора аренды земельного участка с администрацией г. Тобольска от 07.12.2005 некоммерческая организация фактически использовала земельный участок под нежилыми строениями детского сада общей площадью 10597,6 кв.м., однако земельный налог не уплачивала.
Налоговый орган исходя из того, что налогоплательщик с момента его создания является самостоятельным юридическим лицом, фактически использовал земельный участок до момента заключения договора аренды, пришел к выводу, что некоммерческая организация является плательщиком земельного налога за период январь-ноябрь 2005 года. Сумма подлежащего уплате налога определена в размере в сумме 113 174 руб.
Решением Межрайонной ИФНС России N 7 по Тюменской области N 26 от 16.12.2008 (в оспариваемой части) некоммерческая организация привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога за 2005 год в виде штрафа в размере 22 643 руб. 80 коп., предложено уплатить земельный налог в размере 113 174 руб., а также пени, начисленные за несвоевременную его уплату, в сумме 52 699 руб. 03 коп.
АНО Детский сад N 40 -"ЦРР", полагая, что не являлся в указанный период плательщиком налога, поскольку земельный участок за ним не был закреплен на каком-либо праве, обжаловал в судебном порядке решение налогового органа в указанной части.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 27.04.2009 по делу N А70-1841/2009 требования АНО Детский сад N 40 - "ЦРР" удовлетворены, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным. Принятое решение суд первой инстанции обосновал отсутствием у некоммерческой организации обязанности по уплате налога, так как спорный земельный участок ей мог быть предоставлен только на праве аренды и организация не могла осуществлять по отношению к земельному участку правомочия собственника либо пользователя, а, соответственно, не могла быть плательщиком земельного налога.
Межрайонной ИФНС России N 7 по Тюменской области на решение суда первой инстанции подана апелляционная жалоба, в которой инспекция просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований АНО Детский сад N 40 - "ЦРР".
По мнению подателя жалобы, выводы суда первой инстанции являются необоснованными. Им указано, что пользование землей является платным и в соответствии со сложившейся судебной практикой использование земельного участка без оформленных документов образует самостоятельный состав правонарушения, поскольку отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для его освобождения от уплаты налога на землю. Как полагает налоговый орган, налогоплательщик мог приобрести право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в порядке правопреемства от своего правопредшественника либо приобрести право собственности. Кроме того, организация на протяжении всего 2005 года не оформляла права аренды на земельный участок.
АНО Детский сад N 40 - "ЦРР" представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором обосновала правомерность выводов суда первой инстанции об отсутствии обязанности по уплате земельного налога, в силу того, что организация не могла приобрести земельный участок на каком-либо ином праве, отличным от права аренды.
Судебное заседание суда апелляционной инстанции в соответствии с правилами статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения доводов апелляционной жалобы. От налогового органа поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя в виду сложного финансового положения, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Исследовав материалы дела, рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Статьей 1 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена разделом 10 "Местные налоги", содержащим главу 31 "Земельный налог". Названный Федеральный закон вступил в силу с 01.01.2005, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (пункт 1 статьи 8 указанного Федерального закона).
Подпунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ также установлено, что Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1) утрачивает силу с 1 января 2006 года, за исключением статьи 25.
Таким образом, в 2005 году уплата земельного налога регулируется главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации и положениями Закона N 1738-1.
В соответствии со статьей 1 Закона N 1738-1 использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии с указанной главой Налогового кодекса использование земли в Российской Федерации также является платным.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
При этом пунктом 2 указанной статьи Кодекса указаны лица, не являющиеся плательщиками налога на землю, - организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Таким образом, для признания некоммерческой организации плательщиком земельного налога, она должна обладать земельным участком либо на праве собственности, либо на праве постоянного (бессрочного) пользования. При этом, как правильно указано судом первой инстанции, принцип платности сохраняется и при отсутствии документов, удостоверяющих наличие указанных прав у землепользователя. Следовательно, для признания организации налогоплательщиком, необходимо установить, могла ли АНО Детский сад N 40 -"ЦРР" приобрести спорный земельный участок в собственность либо в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии со статьей 5 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.
Организация в обозначенный период не являлась собственником земельного участка.
Данный земельный участок АНО Детский сад N 40 - "ЦРР" не мог быть приобретен в собственность.
Из кадастровой выписки о земельном участке N 7224/101/09-674 следует, что спорный земельный участок находится в государственной собственности.
Также из материалов дела следует, что на данном земельном участке расположено нежилое здание детского сада.
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регулируется положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с названной нормой приобретение права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, возможно только лицами, владеющими в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении зданиями, строениями, сооружениями, расположенными на этих земельных участках.
Как следует из материалов дела, правопредшественник организации обладал спорным земельным участком на праве оперативного управления по договору N 105 от 07.07.2003, который был расторгнут на основании дополнительного соглашения N 1 от 22.11.2004 и имущество, в том числе здание - изъято до реорганизации (здание вернулось собственнику - администрации города).
В последующем, некоммерческая организация получила право пользования зданием только 17.10.2005 на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом.
Таким образом, с момента своего образования (20.01.2005) и до заключения договора безвозмездного пользования зданием детского сада некоммерческая организация не имела каких-либо прав на недвижимое имущество и, соответственно, не могло приобрести права на находящийся под ним земельный участок в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
После заключения договора от 17.10.2005 безвозмездного пользования муниципальным имуществом на АНО Детский сад N 40 "ЦРР" возложена обязанность по оформлению прав на земельный участок (пункт 2.4 договора).
Права на земельный участок были оформлены 07.12.2005 договором аренды земельного участка N 353/872.
Таким образом, у некоммерческой организации не имелось правовой возможности приобрести земельный участок в собственность, в связи с чем соответствующие доводы налогового органа подлежат отклонению.
Не имела возможности АНО Детский сад N 40 - "ЦРР" обрести право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок.
В соответствии со статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Поскольку по своей организационно-правовой природе организация не относится ни к государственными или муниципальным учреждениям, ни к федеральным казенным предприятиям, ни к органам власти, земельный участок на праве бессрочного пользования ей передан быть не мог.
Довод налогового органа о том, что АНО Детский сад N 40 - "ЦРР" могло приобрести право на земельный участок в порядке правопреемства также подлежит отклонению, так как на момент реорганизации правопредшественник некоммерческой организации не имел каких-либо вещных прав на землю в силу прекращения права пользования муниципальным имуществом, а соответственно и земельным участком (дополнительное соглашение N 1 к договору N 105 от 07.07.2003).
Кроме того, налоговый орган ни в тексте оспариваемого решения, ни в тексте апелляционной жалобы не указывает, на каком праве обладал "Центр развития ребенка - детский сад N 40" спорным земельным участком на момент реорганизации в форме преобразования в некоммерческую организацию.
Таким образом, поскольку АНО Детский сад N 40 - "ЦРР" не могло приобрести на земельный участок ни право собственности, ни право постоянного (бессрочного) пользования, то силу положений, статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации она не может быть признана плательщиком земельного налога.
Как правильно указано судом первой инстанции, фактически некоммерческая организация могла приобрести земельный участок только на праве аренды.
При этом, исходя из вышеизложенных обстоятельств, момент заключения договора аренды не зависел от заявителя (имущество в безвозмездное пользование передано по договору только 17.10.2005, а сам договор аренды земельного участка заключен через непродолжительный период времени - 07.12.2005).
Суд апелляционной инстанции, заключая вывод об отсутствии у некоммерческой организации возможности приобрести права аренды в более короткий срок, также исходит из того, что в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" за образовательным учреждением (к которым относится некоммерческая организация) в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества.
Из материалов дела следует, что учредителем является орган муниципального образования, который в последующем передал права аренды на спорный участок земли.
Кроме того, как указала некоммерческая организация и не опровергнуто инспекцией, задержка оформления учредителем имущества и земельного участка для заявителя произошла из-за вступления в действие главы 12 федерального закона 131-ФЗ от 06.10.2003 (в редакции Федерального закона 191-ФЗ от 29.12.2004) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой в то время администрацией города велась подготовка к переходу в городской округ, утверждались границы нового муниципального образования, готовилась соответствующая нормативно-правовая база.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что поскольку АНО Детский сад N 40 - "ЦРР" не может быть признан плательщиком земельного налога и не мог заключить договор аренды в более который срок, чем это произошло фактически, то доначисление ему земельного налога, а также пени за его несвоевременную уплату и привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, является неправомерным.
По этим же основаниям не могут быть приняты во внимание ссылки налогового органа на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлениях Президиума от 14.10.2003 N 7644/03 и от 09.01.2002 N 7486/01, так как в данных судебных актах рассматривается ситуация, когда получение документа о праве пользования землей зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя.
В рассматриваем же случае, возможность и момент оформления прав на землю не зависели от заявителя.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию с инспекции не подлежит, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от ее уплаты, в том числе при обжаловании судебных актов по делам, в которых такой орган выступал ответчиком.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.04.2009 по делу N А70-1841/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N7 по Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-1841/2009
Истец: Автономная некоммерческая организация "Детский сад N40 "Центр развития ребенка"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N7 по Тюменской области
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3854/2009