город Омск
А81-5061/2008
23 июля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2009 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рябухиной Н.А.,
судей Ильницкой Д.В., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4084/2009) муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика города Лабытнанги" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.05.2009 по делу N А81-5061/2008 (судья Максимова О.В.), принятое по иску открытого акционерного общества "Передвижная энергетика" к муниципальному образованию город Лабытнанги в лице муниципального учреждения Департамента финансов Администрации города Лабытнанги, муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика города Лабытнанги" о взыскании убытков в размере 5564097 руб.,
В судебном заседании участвуют представители:
от муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика города Лабытнанги" - Сорокин Е.В. по доверенности N 01/3383 от 15.07.2009 ,
от ОАО "Передвижная энергетика" - Невьянцев Ю.В. по доверенности N 06/133-09 от 01.01.2009,
от Департамента финансов Администрации города Лабытнанги - представитель не явился;
установил:
Открытое акционерное общество "Передвижная энергетика" (далее - ОАО "Передвижная энергетика") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика города Лабытнанги" (далее - МУ "ДЕЗ") о взыскании убытков в сумме 2 337 916 руб.
К участию в деле в качестве другого ответчика привлечено муниципальное образование город Лабытнанги в лице муниципального учреждения "Департамент финансов Администрации города Лабытнанги".
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований, просит взыскать с муниципального образования г. Лабытнанги убытки в сумме 5 564 097 руб.
Уточнения приняты судом к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 мая 2009 года по делу N А81-5061/2008 исковые требования ОАО "Передвижная энергетика" удовлетворены. С МУ "ДЕЗ" за счет казны муниципального образования город Лабытнанги в пользу ОАО "Передвижная энергетика" взысканы убытки в виде недополученных доходов в размере 5 564 097 руб. В иске в отношении муниципального учреждения "Департамент финансов Администрации города Лабытнанги" отказано.
Возражая против принятого судом решения, МУ "ДЕЗ" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам. При этом ответчик указывает, что истцу были предоставлены субсидии в предусмотренном договором объеме. Истцом оказаны услуги электроснабжения мест общего пользования в размере, превышающем оговоренную в договоре сумму субсидий на возмещение затрат, недополученных расходов. Дополнительные соглашения к договору не заключались.
ОАО "Передвижная энергетика" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на несостоятельность доводов МУ "ДЕЗ".
Представитель Департамента финансов Администрации города Лабытнанги, извещенного надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, в него не явился.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя указанного лица.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель МУ "ДЕЗ" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ОАО "Передвижная энергетика" высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё, выслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Материалами дела подтверждается и установлено судом первой инстанции, что между МУ "ДЕЗ" (дирекция) и ОАО "Передвижная энергетика" (предприятие) заключен договор N 13-С от 01.01.2008 о предоставлении субсидий на возмещение затрат, недополученных доходов предприятию, оказывающему населению муниципального образования город Лабытнанги услуги по электроснабжению в помещениях мест общего пользования по государственным регулируемым тарифам, в 2008 году .
Согласно главе 1 договора предприятие принимает на себя обязательство по оказанию услуг электроснабжения в помещениях мест общего пользования потребителям (население муниципального образования город Лабытнанги, за исключением микрорайона Обской) в объемах, определенных приложением N 1, а дирекция предоставляет субсидии на возмещение затрат, недополученных доходов предприятию, оказывающему услуги электроснабжения помещений мест общего пользования потребителям, по государственным регулируемым тарифам, в пределах расчета планового размера субсидий на 2008 год (приложение N 2).
Годовой баланс выработки потребления эклектической энергии формируется расчетным путем, на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов, утвержденных решением Лабытнангской городской Думы в установленном порядке (пункт 1.4 договора). Учет расхода электрической энергии, отпущенной населению за освещение мест общего пользования, осуществляется в следующем порядке: в помещениях, оборудованных счетчиками - по фактическим показаниям; в помещениях, не оборудованных счетчиками и с нарушенным учетом - по расчету согласно норм, утвержденных решением уполномоченного органа местного самоуправления (пункт 4.1 договора).
Согласно приложению N 2 к договору размер субсидий на 2008 год составляет 2 228 000 руб.
Пунктом 5.2.1 договора предусмотрено, что субсидии определяются как разница между стоимостью коммунальных услуг по тарифам, установленным для предприятия, и тарифом, установленным для расчета размера платы граждан.
Основанием для проведения расчетов по договору является акт сверки выполненных работ и услуг, предоставляемый предприятием в дирекцию и оформляемый сторонами не позднее 8 числа после отчетного периода и счета-фактуры, предъявляемые в срок до 7 числа ежемесячно (пункт 5.7 договора).
Представленными в дело доказательствами подтверждается и не оспаривается ответчиком, что истец принятые на себя обязательства выполнил, оказывал населению муниципального образования города Лабытнанги услуги электроснабжения помещений мест общего пользования.
Ответчик финансирование выпадающих доходов произвел не полностью, в связи с чем истцом заявлен настоящий иск.
Из материалов дела следует, что приказом Службы по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.09.2007 N 98 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, вырабатываемую ОАО "Передвижная энергетика" филиалом Передвижная Энергетика "Лабытнанги", муниципальное образование город Лабытнанги, и отпускаемую потребителям, на 2008 год" на период с 01.01.2008 по 31.12.1008 тариф на электрическую энергию установлен в размере 4 900 руб. за 1 000 кВт.ч (без НДС).
Приказом Службы по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.11.2007 N 172 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, предоставляемую гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями населению и приравненным к категории населения потребителям Ямало-Ненецкого автономного округа в зоне децентрализованного энергоснабжения" на период с 01.01.2008 по 31.12.2008 установлен тариф в размере 119 коп. за 1 кВт.ч (с учетом НДС).
Поскольку истец отпускал электрическую энергию по тарифам, установленным приказом N 98 от 20.09.2007, которые были больше, чем тарифы, установленные для населения приказом N 172 от 08.11.2007, у него из-за разницы в тарифах образовались убытки в виде неполученных доходов.
В соответствии со статьями 154, 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги, в том числе электроснабжение, для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждается органами местного самоуправления.
Решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 21.11.2007 N 345 "О бюджете муниципального образования город Лабытнанги на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" установлены субсидии на возмещение затрат и недополученных доходов организациям, предоставляющим населению услуги электроснабжения по государственным регулируемым тарифам. На предоставление таких субсидий в 2008 году в бюджете муниципального образования запланировано 246 372 тыс. руб. Категории, критерии отбора получателей субсидий, цели, условия и порядок их предоставления, а также возврата устанавливаются нормативными актами Администрации города.
Постановлением Главы города Лабытнанги от 19.02.2008 N 49 утверждён "Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат, недополученных доходов организациям, оказывающим услуги электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения населению муниципального образования город Лабытнанги по государственным регулируемым тарифам" (далее - Порядок предоставления субсидий).
Настоящий Порядок предоставления субсидий регулирует взаимоотношения между муниципальным учреждением "Департамент финансов Администрации города Лабытнанги" - финансовым органом, МУ "ДЕЗ" - главным распорядителем бюджетных средств, организациями коммунального комплекса муниципального образования город Лабытнанги любых форм собственности - получателями целевых бюджетных средств (пункт 2).
Согласно пункту 7.2 Порядка предоставления субсидий, который соответствует пункту 5.2.1 договора N 13-С от 01.01.2008 , субсидии определяются как разница между стоимостью коммунальных услуг по тарифам, установленным для организации коммунального комплекса, и тарифом, установленным для расчета размера платы граждан.
Согласно расчету истца, им за период с 01.02.2008 по 31.12.2008 на электроснабжение мест общего пользования жилых домов г.Лабытнанги отпущено 2 122 579 кВт/ч. электроэнергии, что определяется как разница между показаниями общедомовых и индивидуальных приборов учёта.
Факт поставки истцом электроэнергии для освещения мест общего пользования в размере 2 122 579 кВт/ч подтверждается материалами дела ( ведомостями потребления энергии, срочными донесениями о потреблении электрической энергии, балансами потребления и реализации электроэнергии, расчетами начисления и потребления ресурсов) и не оспаривается сторонами.
Указанное количество электроэнергии население оплачивает по установленному для него тарифу. В связи с чем истец за отпущенную электроэнергию недополучил оплату в размере 8 260 015 руб. 48 коп. (2 122 579 кВт/ч х 3,8915 руб., где 3,8915 руб. - разница в тарифах, установленных для истца и для населения).
Из местного бюджета путём предоставления субсидий в размере 2 695 918 руб. 35 коп. истцу возмещена разница в тарифах за 692 771 кВт/ч отпущенной населению электроэнергии.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установил, что неоплаченной осталась отпущенная на электроснабжение мест общего пользования электроэнергия в количестве 1 429 808 кВт/ч на общую сумму 5 564 097 руб.
В материалах дела отсутствуют доказательства исполнения ответчиком обязанностей по финансированию выпадающих доходов истца, образовавшихся при оказании истцом услуг электроснабжения помещений мест общего пользования, в полном объеме.
Довод ответчика в апелляционной жалобе о том, что МУЗ "ДЕЗ" исполнило свои обязанности надлежащим образом, предоставило истцу субсидии в пределах договорного объема, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Пунктом 3 статьи 541 ГК РФ установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.
Поскольку договор N 13-С от 01.01.2008 заключался в интересах граждан-потребителей, проживающих в домах муниципального жилищного фонда города Лабытнанги, и ОАО "Передвижная энергетика" не вправе ограничивать граждан, потребляющих электроэнергию сверх обусловленного в договоре количества, то установленные в плане потребления электроэнергии (приложении N 2) объемы потребления являются по существу ориентировочными.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что образовавшиеся из -за разницы в тарифах убытки подлежит полному возмещению истцу.
Ссылка МУЗ "ДЕЗ" на то, что в бюджет города размер средств для предоставления субсидий закладывался исходя из норматива расхода электроэнергии на работу оборудования (приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории), который составляет 7 кВт/ч в месяц на 1 человека, отклоняется судом апелляционной инстанции как не имеющая правового значения для дела.
В соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию выступает главный распорядитель средств бюджета муниципального образования по ведомственной принадлежности .
Согласно уставу, МУ "ДЕЗ" осуществляет деятельность по предоставлению субсидий на покрытие убытков, компенсацию выпадающих доходов предприятиям, оказывающим услуги населению муниципального образования город Лабытнанги (пункт 4.2.10). МУ "ДЕЗ" включено в перечень главных распорядителей средств местного бюджета (пункт 14 Перечня, утвержденного решением Городской Думы МО город Лабытнанги от 21.11.2007 N 345). Заключенный МУ "ДЕЗ" с ОАО "Передвижная энергетика" договор N 13-С от 01.01.2008 о предоставлении субсидий на возмещение затрат, недополученных доходов предприятию, оказывающему населению муниципального образования город Лабытнанги услуги по электроснабжению в помещениях мест общего пользования по государственным регулируемым тарифам, в 2008 году , соответствует как уставной деятельности МУ "ДЕЗ", так и его положению в качестве главного распорядителя средств местного бюджета .
Поскольку доведённый до МУ "ДЕЗ" лимит бюджетных обязательств на 2008 г. по компенсации выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги электроснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в настоящее время исчерпан, убытки истца в размере 5 564 097 руб. в соответствии с п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ подлежат взысканию с муниципального образования город Лабытнанги в лице главного распорядителя бюджетных средств - МУ "ДЕЗ" за счёт казны муниципального образования город Лабытнанги.
Указание судом первой инстанции в решении пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ (вместо действующего пункта 3 этой статьи) к принятию неправильного решения не привело, поскольку пункт 3 по существу воспроизводит положения пункта 10, утратившего силу с 01.01.2008 (Федеральный закон от 24.04.2007 N 63-ФЗ).
Поскольку исковые требования в полном объеме удовлетворены путем взыскания убытков с МУ "ДЕЗ" как главного распорядителя за счет казны муниципального образования город Лабытнанги , суд обоснованно отказал в удовлетворении иска к финансовому органу муниципального образования - Департаменту финансов Администрации г. Лабытнанги.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции оставляет принятое по делу решение без изменения и отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы .
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на МУ "ДЕЗ". При подаче апелляционной жалобы ответчик уплатил 2000 руб. государственной пошлины, тогда как следовало - 1000 руб. (подпункт 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ), в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит возвращению ему из бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 мая 2009 года по делу N А81-5061/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика города Лабытнанги" из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 590 от 03.06.2009.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Рябухина |
Судьи |
Д.В. Ильницкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-5061/2008
Истец: Открытое акционерное общество "Передвижная энергетика"
Ответчик: Муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика города Лабытнанги", Муниципальное образование город Лабытнанги в лице муниципального учреждения Департамента финансов администрации муниципального образования города Лабытнанги
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4084/2009