Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 июля 2006 г. N КА-А40/6768-06
(извлечение)
Межрайонная инспекция ФНС России N 6 по Московской области (далее - Налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ООО "ОРС" о взыскании налоговых санкций в сумме 6.576 руб. по решению от 25.10.05 г. N 507/373 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением от 10.05.06 г. Арбитражного суда г. Москвы производство по делу прекращено по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
При этом суд исходил из того, что взыскание штрафной санкции должно производиться во внесудебном порядке в соответствии с положениями ст. 3 ФЗ от 04.11.05 N 137-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров", поскольку ее размер не превышает 50 тыс. руб., а иск о взыскании штрафа в суд заявлен после 01.01.06 г.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
На определение суда Налоговой инспекцией подана кассационная жалоба. Налоговый орган просит отменить судебный акт, полагая, что изменения в российском законодательстве не должны лишать его права требовать исполнения ранее принятых решений о взыскании, не могут являться основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности за нарушение налогового законодательства.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Федеральным законом N 137-ФЗ в Налоговый кодекс РФ внесены изменения и дополнения, в том числе касающиеся порядка взыскания налоговых санкций.
Так, в силу статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции 137-ФЗ) в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения (ч. 1).
До обращения решения о взыскании налоговой санкции к принудительному исполнению налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) - организации или индивидуальному предпринимателю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции (ч. 2).
В случае если налогоплательщик (иное лицо) - организация или индивидуальный предприниматель добровольно не уплатили сумму налоговой санкции в срок, указанный в требовании о ее уплате, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению (ч. 3).
Налогоплательщик вправе обжаловать решение о взыскании налоговой санкции вышестоящему налоговому органу или в суд (п. 4, 5).
Решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". В тот же срок копия указанного постановления направляется лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7).
Довод налогового органа о невозможности распространения действия ФЗ-137 на решения налогового органа, вынесенные до вступления ФЗ-137 в силу, не может быть принят, как не соответствующий действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
ФЗ-137, вступившим в силу с 01.01.2006 года, предусмотрен иной (внесудебный) порядок взыскания предусмотренных ст. 103.1 НК РФ санкций, наложение которых налогоплательщиком не обжаловано.
В Информационном письме от 20.02.06 г. N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что при обращении налоговых органов в арбитражные суды после 31.12.2005 г. с заявлением о взыскании налогов и санкций, которые в соответствии с законом взыскиваются налоговым органом самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ. В случае принятия к производству заявления о взыскании таких санкций производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В соответствии с внесенными в статьи 46-47 НК РФ дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2006 г., их положения о порядке взыскания налогов и пеней применяются при взыскании штрафов лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Так как Кодекс установил порядок исполнения решения о взыскании санкций в определенном ст. 103.1 размере применительно к закону "Об исполнительном производстве", положения статьи 46 НК РФ в данном случае не применимы.
Изложенный подход к применению норм Налогового кодекса РФ о внесудебном порядке взыскания сумм налоговых санкций содержится и в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.06 г. N 30.
При вынесении обжалуемого определения судом первой инстанции не допущено неправильного применения спорных норм налогового законодательства, требования процессуального закона соблюдены. Оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
определение от 10.05.2006 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-21891/06-90-158 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 6 по Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 июля 2006 г. N КА-А40/6768-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании