город Омск
06 августа 2009 г. |
Дело N А46-7592/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лиопа А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4326/2009) открытого акционерного общества "Сатурн" на решение Арбитражного суда Омской области от 13.05.2009 по делу N А46-7592/2009 (судья Чулков Ю.П.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Сатурн" к Инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Центральному административному округу города Омска о признании незаконным требования Инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Центральному административному округу города Омска N 83404 от 24.03.2009,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Сатурн" - Минин К.С. (паспорт серия 5203 N 342660 выдан от 08.02.2003, доверенность от 31.03.2009 сроком действия на 3 года); Селюн А. В. (паспорт серия 5203 N 511421 выдан от 18.06.2003, доверенность от 10.12.2007 сроком действия до 31.12.2009);
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу города Омска - Пекарева А.Н. (паспорт серия 5204 N 974311 выдан от 24.06.2004, доверенность N 01-01/13869 от 23.06.2009 сроком действия до 31.12.2009); Сакаева З.Л. (удостоверение УР N 337829 действительно до 31.12.2009, доверенность N 01-01/7881 от сроком до );
установил:
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.05.2009 по делу N А46-7592/2009 отказано в удовлетворении требования открытого акционерного общества "Сатурн" (далее - ОАО "Сатурн", Общество, налогоплательщик) о признании недействительным требования Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска (далее - ИФНС РФ N 2 по ЦАО г.Омска, Инспекция, налоговой орган) об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.03.2009 N 83404.
Принимая данное решение, суд первой инстанции указал, что требование N 76610 выставлено ИФНС РФ N 2 по ЦАО г.Омска в соответствии с положениям статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации и в пределах предоставленных ей полномочий.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Сатурн" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права и неправильное истолкование закона, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требования Общества.
В апелляционной жалобе налогоплательщик, ссылаясь на направленное им в уполномоченные органы заявление о предоставление отсрочки по уплате налогов, настаивает на незаконности выставленного ИФНС РФ N 2 по ЦАО г.Омска требования об уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
При этом, Общество считает, что Инспекция, направляя требование налогоплательщику, вышла за рамки предоставленных ей полномочий, фактически приняв решение об отказе в предоставлении Обществу отсрочки по текущим налоговым платежам.
В судебном заседании представитель ОАО "Сатурн" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В заблаговременно представленном в апелляционный суд отзыве и устном выступлении в судебном заседании представитель Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска отклонила доводы апелляционной жалобы, просила Решение Арбитражного суда Омской области от 13.05.2009 по делу NА46-7592/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ОАО "Сатурн" в соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Обществом в Инспекцию представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года.
Поскольку в установленный законодательством срок уплаты налога на добавленную стоимость, а именно: не позднее 20.03.2009, обязанность по уплате налога налогоплательщиком не была исполнена, по состоянию на 24.03.2009 у заявителя образовалась задолженность по налогу на добавленную стоимость.
В связи с этим ИФНС РФ N 2 по ЦАО г. Омска в адрес ОАО "Сатурн" было направлено требование N83404 по состоянию на 24.03.2009, которым Обществу в добровольном порядке в срок до 13.04.2009 предложено было уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 950 762 руб.
Полагая, что направление в адрес Общества названного требования противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, ОАО "Сатурн" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании его недействительным.
13.05.2009 Арбитражный суд Омской области вынес судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Восьмой арбитражный апелляционный суд, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным в случае, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2, подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах; обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора; обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в том числе с уплатой налога налогоплательщиком.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога; в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом; взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 1, 2, 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога; требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком; во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Анализ приведенных норм права свидетельствует, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в установленные законодательством сроки уплаты налога на добавленную стоимость - до 20.03.2009 обязанность по уплате НДС за 4 квартал 2008 года Обществом не была исполнена, по состоянию на 24.03.2009 у ОАО "Сатурн" образовалась задолженность по данному налогу, в связи с чем налоговым органом в адрес ОАО "Сатурн" было направлено требование N 83404, в соответствии с которым Обществу в добровольном порядке в срок до 13.04.2009 предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 950762 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении обязанности по уплате указанной суммы налога, равно как и каких-либо доводов и доказательств несоответствия выставленного требования по форме, содержанию, процедуре вынесения нормам действующего налогового законодательства, налогоплательщиком ни суду первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Отстаивая в суде первой инстанции позицию о наличии правовых оснований для признания выставленного налоговым органом требования N 83404 от 24.03.2009 недействительным, Общество ссылается на то, что 19.02.2009 ОАО "Сатурн" направило в адрес УФНС РФ и ИФНС N 2 по ЦАО г. Омска заявление о предоставлении отсрочки по уплате текущих налоговых платежей. Инспекция, получив копию направленного ОАО "Сатурн" в адрес УФНС РФ заявления о предоставлении отсрочки и не дожидаясь принятия уполномоченным органном решения о предоставлении (либо не предоставлении) отсрочки, фактически беря на себя полномочия по разрешению указанного вопроса, направило в адрес ОАО "Сатурн" оспариваемое требование об уплате налога.
Суд апелляционной инстанции считает положенные в основу заявленных требований доводы Общества, изложенные в заявлении и апелляционной жалобе, основанными на ошибочном толковании норм налогового законодательства. При этом поддерживает выводы суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 61 НК РФ изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. При этом, изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита. Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.
Изменение срока уплаты налога и сбора налоговыми органами осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Указанные порядок предусмотрен Приказом Федеральной налоговой службы от 21.11.2006 NСАЭ-3-19/798@ "Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов" (далее - Приказ).
Согласно пункту 1 статьи 63 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты федеральных налогов - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Пунктом 2.1. Приказа установлено, что решения об изменении срока уплаты федеральных налогов и сборов в форме отсрочек и рассрочек на срок не более одного года, а также в форме инвестиционных налоговых кредитов и решения о временном приостановлении уплаты сумм задолженности по федеральным налогам и сборам на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки принимаются Федеральной налоговой службой.
Поскольку НДС относится к федеральным налогам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение об изменении срока его уплаты принимается Федеральной налоговой службой и не входит в компетенцию ИФНС РФ N 2 по ЦАО г. Омска.
В соответствии с пунктом 6 статьи 64 НК РФ решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.
По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.
В соответствии с пунктом 10 статьи 64 НК РФ копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.
Анализ вышеприведенных норм позволяет прийти к выводу, что единственным основанием для невыставления налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на налоговом учете, требования об уплате налога в срок, установленный статьей 70 НК РФ, является принятое соответствующими уполномоченными органами решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, либо решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты данного налога.
ОАО "Сатурн", в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены в материалы дела ни одно из вышеперечисленных решений, равно как и само заявление о предоставлении отсрочки, а также доказательства его направления в соответствующий уполномоченный орган. Также отсутствуют доказательства направления ОАО "Сатурн" каких-либо из вышеперечисленных решений в адрес ИФНС РФ N 2 по ЦАО г. Омска.
При указанных обстоятельствах, Восьмой арбитражный апелляционный суд считает, что у Инспекции имелись все предусмотренные НК РФ правовые основания для выставления и направления ОАО "Сатурн" требования N 83404 от 24.03.2008, а ОАО "Сатурн" не привело доказательств и доводов обратного.
Не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта и является ошибочным довод апелляционной жалобы о том, что ИФНС РФ N 2 по ЦАО г.Омска, действуя в рамках предоставленных ей полномочий, фактически осуществляет реализацию решений, принимаемых ФНС РФ, в связи с чем направление в адрес ОАО "Сатурн" спорного требования об уплате налога Обществом расценено как принятие ФНС РФ решения об отказе в предоставлении ОАО "Сатурн" отсрочки.
В силу пункта 3 статьи 30 НК РФ налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, в рассматриваемом случае в силу прямого указания в НК РФ на осуществление определенных действий уполномоченным органом конкретного уровня - заявление о предоставление отсрочки уплаты федерального налога рассматривается Федеральной налоговой службой России, а направление должнику требования об уплате налога осуществляется территориальным налоговым органом, на учете которого состоит налогоплательщик - ИФНС РФ N 2 по ЦАО г.Омска действовала в пределах предоставленных ей полномочий, а осуществленные ею действия не свидетельствуют о принятии (либо непринятии) ФНС России каких-либо решений.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные Обществом и налоговым органом доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, основания для их переоценки у суда апелляционной инстанции отсутствуют. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ОАО "Сатурн".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 13.05.2009 по делу N А46-7592/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7592/2009
Истец: Открытое акционерное общество "Сатурн"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Центральному административному округу горда Омска