город Омск
20 августа 2009 г. |
Дело N А46-5941/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лиопа А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4234/2009) Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска на решение Арбитражного суда Омской области от 19.05.2009 по делу N А46-5941/2009 (судья Лебедева Н.А.), принятое по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу города Омска к Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска, обществу с ограниченной ответственностью "Голдис" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска от 31.10.2008 N 38104 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Голдис",
при участии в судебном заседании представителей:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска - не явился, извещена;
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу города Омска - Богданова В.В. по доверенности N 01-01/24439 от 07.10.2008 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от общества с ограниченной ответственностью "Голдис" - не явился, извещено;
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу города Омска (далее - ИФНС России N 2 по Центральному административному округу г. Омска) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска (далее - ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска), обществу с ограниченной ответственностью "Голдис" (далее - ООО "Голдис") о признании недействительным решения ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска от 31.10.2008 N38104 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, вносимых в учредительные документы ООО "Голдис".
Решением от 19.05.2009 по делу N А46-5941/2009 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования ИФНС России N 2 по Центральному административному округу г. Омска. Основанием для удовлетворения заявленных требований послужил факт представления ООО "Голдис" в регистрирующий орган не полного пакета документов, а именно: отсутствие доказательств уплаты государственной пошлины заявителем-обществом в установленном законодательством порядке (за счет собственных средств).
В апелляционной жалобе ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального права, отсутствие надлежащего исследования обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
По мнению подателя апелляционной жалобы, для регистрации изменений в учредительные документы ООО "Голдис" предоставило полный пакет документов в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Кроме того, из представленного ООО "Голдис" платежного документа об уплате государственной пошлины следует, что государственная пошлина уплачена директором ООО "Голдис" Карькиным А.А.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в судебном заседании представитель ИФНС России N 2 по Центральному административному округу г. Омска просит оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Голдис" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска, ООО "Голдис", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу заявлено не было, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя ИФНС России N 2 по Центральному административному округу г. Омска, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
27.10.2008 ООО "Голдис" обратилось в ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска с заявлением формы Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, касающихся изменений сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица. Новым местом нахождения ООО "Голдис" определен адрес: 644000, г. Омск, ул. Ленина, д.22.
На основании указанного заявления и приложенных к нему документов решением ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска от 31.10.2008 N 38104 произведена государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в связи с чем ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска передала регистрационное дело в ИФНС России N 2 по Центральному административному округу г. Омска.
ИФНС России N 2 по Центральному административному округу г. Омска, получив регистрационное дело ООО "Голдис", произвела осмотр его юридического адреса и установила, что указанная организация по адресу: 644000, г. Омск, ул. Ленина, д.22, не находится (протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 08.12.2008, и протокол допроса).
Кроме того, ИФНС России N 2 по Центральному административному округу г. Омска установлено, что государственная пошлина за ООО "Голдис" была уплачена физическим лицом, а не обществом.
По указанным основаниям, полагая, что государственная регистрация смены места нахождения ООО "Голдис" от 31.10.2008, произведенная ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска, недействительна, ИФНС России N 2 по Центральному административному округу г. Омска обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
19.05.2009 Арбитражный суд Омской области вынес судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В статье 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" устанавливает, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, следующие сведения и документы о юридическом лице:
- сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров;
- подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;
- дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;
Данная статья Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" также регламентирует, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в регистрационном деле юридического лица или индивидуального предпринимателя, сведения о государственной регистрации которых внесены в соответствующий государственный реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции Федерального закона от 01.12.2007 N 318-ФЗ, действующей в рассматриваемом периоде) отказ в государственной регистрации сведений, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц, допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 названного Федерального закона случае.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации лиц, а также физических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление от 19.06.2002 N 439) утверждена форма заявления N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица".
Во исполнение означенного Постановления Правительства Российской Федерации приказом ФНС от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ утверждены Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, в том числе и по форме N Р13001.
Статья 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в качестве оснований для отказа в государственной регистрации обуславливает непредставление определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации государственной пошлиной признается сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Кодекса, при их обращении в соответствующие органы за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий. Государственная пошлина должна быть уплачена лицом, обратившимся за совершением юридически значимых действий.
В соответствии с положениями пунктов 1, 2, 5 статьи 45, статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.
При этом согласно пункту 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи:
1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счёт Федерального казначейства.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.
При этом на основании пунктов 4 и 7 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации уплата сбора производится в наличной или безналичном форме.
Согласно статье 26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Исходя из пункта 3 статьи 29 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 333.16 и 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, в интересах которых специально уполномоченные органы, организации и должностные лица совершают юридически значимые действия.
Согласно пункту 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.
Из статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями главы 4 этого же Кодекса следует, что по своему содержанию данная норма не препятствует участию налогоплательщика в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя. Однако представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Кроме того, представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счёт собственных средств налогоплательщика - представляемого лица. Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству платёжные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим.
Положение пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, то есть от своего имени и за счёт своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму в бюджет. При этом важно, чтобы из представленных платёжных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.01.2004 N 41-О).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в платежной квитанции Сбербанка России от 24.10.2008 об уплате государственной пошлины в сумме 400 руб., плательщиком значится физическое лицо Карькин Александр Александрович, при этом какие-либо сведения о том, что Карькин Александр Александрович действует как уполномоченное лицо от имени ООО "Голдис" в данной квитанции отсутствуют (л.д. 24).
Учитывая, что изменения вносятся в учредительные документы действующего юридического лица - ООО "Голдис", то, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, обязанность по уплате государственной пошлины должна быть исполнена данным юридическим лицом самостоятельно
Надлежащих доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что при уплате государственной пошлины по платежной квитанции Сбербанка России от 24.10.2008 физическое лицо Карькин Александр Александрович действовало как руководитель постоянно действующего исполнительного органа ООО "Голдис", в материалах дела не имеется.
Таким образом, заявителем (ООО "Голдис") не соблюдены требования, установленные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (подпункт "г" пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ), для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Установив указанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска предусмотренных подпунктом "а" пунктом 1 статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" правовых оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании недействительным решения ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска от 31.10.2008 N38104 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, связанных с внесением изменений учредительные документы ООО "Голдис" в части внесения изменений в сведения о месте нахождения юридического лица.
Поскольку апелляционная жалоба мотивирована только неправомерностью выводов суда первой инстанции относительно отсутствия доказательств уплаты государственной пошлины заявителем-обществом в установленном законодательством порядке (за счет собственных средств) и иных доводов не содержит, то в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции в части иных выводов на предмет его законности и обоснованности не проверялось судом апелляционной инстанции.
Таким образом, удовлетворив заявленные ИФНС России N 2 по Центральному административному округу г. Омска требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба ИФНС по Курчатовскому району г. Челябинска удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 19.05.2009 по делу N А46-5941/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5941/2009
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Центральному административному округу города Омска
Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "Голдис", Инспекция Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска