город Омск
03 сентября 2009 г. |
Дело N А46-11401/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе (регистрационный номер 08АП-4353/2009) общества с ограниченной ответственностью "Натур Продукт Омск" на решение Арбитражного суда Омской области от 16.06.2009 по делу N А46-11401/2009 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению Прокурора Нововаршавского района Омской области к обществу с ограниченной ответственностью "Натур Продукт Омск" о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Натур Продукт Омск"- не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Прокурора Нововаршавского района Омской области - Марченко Т.В. (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);
установил:
Прокурор Нововаршавского района Омской области обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Натур Продукт Омск" (далее - ООО "Натур Продукт Омск", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.04.2009.
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.06.2009 по делу N А46-11401/2009 общество привлечено к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде приостановления фармацевтической деятельности в аптечном пункте на срок 10 суток.
ООО "Натур Продукт Омск" с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
ООО "Натур Продукт Омск" зарегистрировано в качестве юридического лица 19.10.2006 за основным государственным регистрационным номером 1065506042634.
17.04.2009 прокуратурой Нововаршавского района Омской области совместно с БЭП КМ ОВД по Нововаршавскому району была проведена проверка соблюдения требований лицензионного законодательства в деятельности ООО "Натур Продукт Омск", в ходе которой был установлен факт реализации в принадлежащем указанному лицу аптечном пункте, расположенном по адресу: Омская область, Нововаршавский район, р.п.Большегривский, улица Ленина, 10, лекарственного средства рецептурной группы ("Нистатин") без рецепта врача.
По результатам проверки, прокурором Нововаршавского района Омской области Дашевским В.И. было вынесено постановление от 05.04.2009 о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании данного постановления прокурор Нововаршавского района Омской области обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении ООО "Натур Продукт Омск" к административной ответственности.
Арбитражный суд первой инстанции, привлекая общество к административной ответственности за вменяемое правонарушение, исходил из доказанности факта грубого нарушения ООО "Натур Продукт Омск" условий, предусмотренных лицензией, наличия вины общества и соблюдения прокуратурой процедуры вынесения постановления о возбуждении дела об административной правонарушении.
ООО "Натур Продукт Омск" в своей апелляционной жалобе выразило несогласие с выводами суда первой инстанции относительно наличия вины общества и соблюдения прокуратурой процедуры вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В обоснование своих доводов относительно отсутствия вины указывает, на создание всех необходимых и достаточных условий для исключения нарушения действующего законодательства сотрудниками при отпуске лекарственных средств: общество разработало должностную инструкцию фармацевта, заведующего аптечным учреждением; приняло на работу квалифицированного специалиста, имеющего необходимое профессиональное образование; ознакомило заведующую аптекой с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.09.2005 N 578, возложило обязанность по его соблюдению; предупредило о персональной ответственности за нарушение указанного приказа; периодически проводило обучение фармацевтов и заведующих аптек требованиям действующего законодательства, а также лицензионным требованиям.
В обоснование факта существенного нарушения прокуратурой процессуальных норм по делу об административном правонарушении, общество ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств надлежащего уведомления законного представителя о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Как полагает общество, судом первой инстанции в качестве доказательств осведомленности законного представителя общества о вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении неправомерно приняты выписка из журнала исходящей корреспонденции и распечатка электронного журнала отправки корреспонденции путем факсимильной связи. Из данных доказательств невозможно установить, какие именно документы направлялись по указанным телефонным номерам, каково содержание отправленных документов, кто является конечным пользователем данных телефонных номеров, расположено ли общество по адресу, в котором установлены данные телефонные номера.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель общества, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, не явился, ходатайства о его отложении не заявлял, в связи с чем по правилам статьи 156 Арбитражного процессуально процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции рассмотрены в отсутствие названого лица.
От прокурора письменный отзыв на апелляционную жалобу не поступил. Его представитель в судебном заседании пояснил, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене, а доводы жалобы - не опровергающие выводов суда о наличии в действиях ООО "Натур Продукт Омск" вины и не опровергающие факта надлежащего уведомления законного представителя общества о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя прокурора, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение) осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а"-"д" пункта 4 Положения.
Согласно подпункту "в" пункта 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований, установленных статьей 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" и правилами продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
На основании пункта 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В пункте 2.1 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785, установлено, что все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.09.2005 N 578 утвержден Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача.
В указанный Перечень лекарственное средство "Нистатин" не включено, в связи с чем, должно продаваться только при предъявлении рецепта врача, оформленного в установленном порядке.
Из материалов дела видно, судом установлено и обществом не оспаривается, что в аптеке общества было реализовано лекарственное средство "Нистатин" без рецепта врача.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения обоснован, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Натур Продукт Омск" указывает, что им были приняты достаточные меры для того, чтобы его работники соблюдали требования о продаже лекарственных средств по рецепту врача, а именно: общество разработало должностную инструкцию фармацевта, заведующего аптечным учреждением; приняло на работу квалифицированного специалиста, имеющего необходимое профессиональное образование; ознакомило заведующую аптекой с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.09.2005 N 578, возложило обязанность по его соблюдению; предупредило о персональной ответственности за нарушении указанного приказа; периодически проводило обучение фармацевтов и заведующих аптек требованиям действующего законодательства, а также лицензионным требованиям.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что указанные действия общества необходимы при осуществлении им хозяйственной деятельности, но они не подтверждают, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства относительно отпуска лекарственных средств по рецепту.
Допущенные продавцом нарушения, не освобождают общество от административной ответственности, поскольку продавец (фармацевт) осуществляла торговые операции от имени общества, на которое, в свою очередь, в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по соблюдению правил отпуска лекарственных средств. Ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей свидетельствует об отсутствии со стороны общества надлежащего контроля и не может являться обстоятельством, освобождающим от административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Арбитражный апелляционный суд считает, что нарушение продавцом- фармацевтом Пирман Г.Э порядка отпуска лекарственных средств свидетельствует о том, что обществом не осуществляется надлежащий контроль за деятельностью своих работников.
То обстоятельство, что обеспечение выполнения фармацевтического порядка в аптечном учреждении, а также контроль за соблюдением правил торговли, положением о защите прав потребителей и других нормативных актов по отпуску лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента, в силу должностной инструкции возложены на должностных лиц, по мнению суда апелляционной инстанции, с учетом характера установленных правонарушений не свидетельствует об отсутствии вины общества в совершении правонарушения, выразившегося в грубом нарушении лицензионных требований.
Обеспечение выполнения лицензионных требований в обществе должно обеспечивать именно юридическое лицо, поскольку лицензиатом является общество, а не конкретное аптечное учреждение, ему принадлежащее.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, в том числе вины в его совершении, является обоснованным.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются на основании вышеизложенного.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу частей 3 - 5 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола, а равно при возбуждении прокурором дела об административном правонарушении (статья 28.4 КоАП РФ), физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные названным Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Приведенные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
По смыслу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ с учетом разъяснений высшей судебной инстанции составление протокола об административном правонарушении и вынесение прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении должно производиться в присутствии привлекаемого к ответственности лица (его представителя) либо при наличии достаточных данных об извещении данного лица о времени и месте составления протокола. Иначе, если это лицо не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола, данное обстоятельство будет препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, что по смыслу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" будет являться существенным нарушением процедуры привлечения к ответственности. Существенное нарушение процедуры привлечения лица к административной ответственности является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности.
Общество в апелляционной жалобе указывает на факт ненадлежащего его извещения о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении.
Судом апелляционной инстанции данный довод отклоняется, так как он получил надлежащую оценку суда первой инстанции, основанную на должном исследовании обстоятельств настоящего арбитражного дела.
Так, судом установлено, что 27.04.2009 посредством факсимильной связи на имя законного представителя ООО "Натур Продукт Омск" Ченцовой Е.И. заявителем было направлено требование о необходимости явки представителя организации в прокуратуру Нововаршавского района 30.04.2009 для дачи объяснений по факту административного правонарушения. В связи с неявкой представителя ООО "Натур Продукт Омск" по требованию прокуратуры от 27.04.2009 в адрес заинтересованного лица было направлено повторное требование о необходимости явки в прокуратуру 05.06.2009 года.
В подтверждение указанного обстоятельства заявитель представил в материалы дела выписку из журнала исходящей корреспонденции прокуратуры района, а также распечатку электронного журнала отправки корреспонденции путем факсимильной связи, подтверждающую факт соединения с факсом ООО "Натур Продукт Омск". В строке "РЕЗУЛЬТАТ" проставлена отметка "НОРМАЛЬНО", которая в соответствии с технической документацией свидетельствует о том, что факсограмма адресатом получена.
В пункте 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Направление требования на имя законного представителя общества посредством факсимильной связи и информация о его получении свидетельствуют о том, что заявителем были приняты меры для извещения законного представителя ООО "Натур Продукт Омск", и оснований полагать, что указанное лицо не извещено о времени и месте рассмотрения дела у прокуратуры Нововаршавского района Омской области не имелось.
Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание доводы общества о том, что из представленных материалы дела документов (выписка из журнала исходящей корреспонденции, распечатка электронного журнала отправки корреспонденции факсимильной связью) невозможно установить, какие документы направлялись по указанным телефонным номерам, каково содержание отправленных документов, кто является конечным пользователем данных телефонных номеров, расположено ли общество по адресу, в котором установлены данные телефонные номера.
Данные доводы являются надуманными и опровергаются представленными в материалы дела документами, в том числе документами, представленными самим обществом. Так из материалов дела следует, что требование о явке в прокуратуру было направлено факсом на номер 3812325360. Из доверенности общества на представление его интересов Алиулиным Р.И. (л.д.81) видно, что телефонный номер 3812325360 принадлежит ООО "Натур Продукт Омск".
Кроме того, факт получения обществом уведомления о времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении подтверждает то обстоятельство, что от общества на вынесение постановления в прокуратуру явился его представитель Алиулин Р.И., который согласно апелляционной жалобе является юрисконсультом.
Таким образом, материалами дела подтверждена доставка обществу требований о необходимости явки в прокуратуру, получение этих требований обществом, направление обществом своего юрисконсульта в прокуратуру по факту совершения вменяемого административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в соответствии с процедурой, предусмотренной КоАП РФ, и факт явки в административный орган законного представителя либо представителя по общей доверенности, не имеет для настоящего дела какого-либо правового значения.
Иных доводов о нарушении процедуры привлечения общества к административной ответственности в апелляционной жалобе не заявлено, обстоятельств, указывающих на наличие таких нарушений, судом апелляционной инстанции не установлено.
Привлечение общества к ответственности осуществлено с соблюдением порядка и сроков давности привлечения к ответственности, предусмотренных главами 28 и 29 и статьей 4.5 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, привлечение судом первой инстанции ООО "Натур Продукт Омск" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ является правомерным, обоснованным, соответствующим обстоятельствам дела и требованиям законодательства об административных правонарушениях. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по заявлениям административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 16.06.2009 по делу N А46-11401/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Натур Продукт Омск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11401/2009
Истец: Прокуратура Нововаршавского района Омской области
Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "Натур Продукт Омск"
Третье лицо: Прокуратура Омской области
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4353/2009