Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 8 августа 2006 г. N КА-А40/7393-06
(извлечение)
Решением от 11.04.2006 г., оставленным без изменения постановлением от 05.06.2006, отказано в удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества "Вымпел Коммуникации" к Межрегиональной Инспекции ФНС РФ по КН N 7 о признании недействительным решения от 17.02.2006 N 15-18 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ, ссылаясь на ст.ст. 5, 363 НК РФ.
Законность и обоснованность решения и постановления судов проверяется в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Общества, в которой оно просит решение и постановление судов отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь не применение ст.ст. 2, 5 Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ, ст. 363.1 НК РФ, ст. 8 Закона г. Москвы от 23.10.2002 "О транспортном налоге" в редакции от 09.11.2005 N 53 и п.п. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 5 статьи 1 названного Закона
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку суды правильно применили нормы налогового законодательства, действовавшего в 2005 году, т.е. в налоговый период. Изменения срока представления налоговой декларации касается нового налогового периода - 2006 года и будет действовать в 2007 году.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы выслушав представителей сторон суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене с принятием решения об удовлетворении заявленного требования о незаконности оспариваемого решения.
Суды полно и всесторонне исследовали все юридически значимые обстоятельства, однако при принятии решения суды руководствовались недействующим отмененным законодательством.
Как следует из материалов дела, правильно установлено судом, Общество, являясь налогоплательщиком, 26.01.2006 предоставило налоговую декларацию по транспортному налогу за 2005.
По результатам камеральной налоговой проверки Инспекция приняла решение о привлечении Общества к налоговой ответственности за нарушение срока предоставления налоговой декларации (по п. 1 ст. 119 НК РФ).
Отказывая в заявленном требовании суды, руководствуясь п. 2, 3 ст. 8 Закона г. Москвы от 23.10.2002 N 48, ст.ст. 5, 360 НК РФ по существу признавая оспариваемое решение законным и обоснованным, полагая что налоговая декларация по транспортному налогу представляется в сроки, установленные законодательством, действовавшем в 2005 году.
Данные выводы судов являются ошибочными, поскольку основаны на недействующем, в момент представления налоговой декларации, привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, законодательстве.
Федеральным законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ "О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" были внесены следующие существенные изменения: статья 363 НК РФ была дополнена абзацем, в соответствии с которым "срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса"; глава 28 НК РФ была дополнена статьей 363.1, которой установлено "налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом". Данный Закон был официально опубликован 25.10.2005 в "Российской газете", N 239.
Ст. 2 Закона от 20.10.2005 г. N 131-ФЗ установлено, что он вступил в силу с 1 января 2006 года.
В связи с внесенными в главу 28 НК РФ изменениями, статья 8 Закона г. Москвы от 23.10.2002 "О транспортном налоге" также была изменена.
Законом г. Москвы от 09.11.2005 N 53 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 23 октября 2002 года N 48 "О транспортном налоге" в статью 8 были внесены изменения, согласно которым норма, предусматривающая срок представления декларации по транспортному налогу была исключена. Текст Закона г. Москвы от 09.11.2005 N 53 официально опубликован 18.11.2005 в "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 64 и вступил в силу с 01.01.2006 г.
В связи с этим, федеральный законодатель в целях приведения в соответствие главы 28 "Транспортный налог" общим положениям, установленным в статье 12 НК РФ, в части срока представления налоговой декларации, установил в статье 363.1 НК РФ (введенной Федеральным законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ) обязанность налогоплательщиков представлять налоговые декларации по транспортному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, изменив при этом и редакцию ст. 363 НК РФ, содержащую по данному вопросу отсылочную норму к законодательству субъектов РФ.
Таким образом, с момента введения в действие (с 01.01.2006) ст. 363.1 НК РФ, нормы ст. 363 НК РФ в редакции 2005 года, а также положения ст. 8 Закона г. Москвы от 23 октября 2002 года N 48 "О транспортном налоге", устанавливающие сроки представления налоговой декларации по транспортному налогу по сроку не позднее 20 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, утратили юридическую силу и применению не подлежат.
Начиная с 01.01.2006 года, дата представления налоговых деклараций по транспортному налогу (по сроку не позднее 01.02.2006 года) установлена исключительно ст. 363.1 НК РФ.
Судом апелляционной инстанции не дана надлежащая оценка обстоятельствам, имеющим существенное значение для вынесения решения.
В соответствии с п. 2 ст. 111 НК РФ при наличии обстоятельств, указанных в п.1 ст. 111 НК РФ, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения признается выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).
Заявителем в апелляционную инстанцию арбитражного суда (л.д. 43) были представлены официальные разъяснения: письмо Минфина РФ от 13.02.2006 N 03-06-04-04/04 (опубликовано в журнале "Документы и комментарии" от 01.03.2006 N 5). Согласно данному письму налогоплательщики в 2006 году при представлении налоговой декларации по транспортному налогу за 2005 год должны руководствоваться ст.ст. 363.1 НК РФ, из которых как указывалось выше следует, что декларации по данному налогу представляются не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (приложение N 3).
Кроме того, во исполнение указанного письма Минфина РФ Управление ФНС России по г. Москве своим письмом от 27.04.2006 N 18-11/4/34552 подтвердило обязанность налогоплательщика представлять декларацию по транспортному налогу за 2005 год в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Наличие вышеуказанных разъяснений полностью освобождает Заявителя от налоговой ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ (ст. 111 НК РФ).
В соответствии со ст. 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Статьей 101 НК РФ предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, который налоговый орган обязан соблюдать при выявлении правонарушения в ходе осуществления налогового контроля в любой предусмотренной статьей 82 форме, в том числе и в ходе камеральной проверки.
Пунктом 3 статьи 101 НК РФ установлено, что в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.
НК РФ не предусмотрена упрощенная процедура привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения, обнаруженного в ходе камеральной проверки. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (постановления ФАС МО от 27.07.2005 N КА-А41/6243-05, ФАС ВВО от 12.10.2005 N А79-8009/2003-СК1-7649, приложение 5).
В силу пункта 6 статьи 101 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований данной статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Ответчик вынес решение от 17.02.2006 N 15-18 о привлечении ОАО "ВымпелКом" к налоговой ответственности в отсутствии представителей налогоплательщика, не известив его о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, что существенным образом нарушило законные права и интересы налогоплательщика.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 11.04.2006 по делу N А40-12421/06-127-79 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 05.06.2006 Девятого арбитражного апелляционного суда по тому же делу отменить.
Признать незаконным решение МИ ФНС РФ по КН N 7 от 17.02.2006 N 15-18 о привлечении ОАО "Вымпел Ком" к налоговой ответственности по п.1 ст.119 НК РФ.
Возвратить из бюджета ОАО "Вымпел Ком" четыре тыс. руб., уплаченные им при предъявлении иска, подаче апелляционной и кассационной жалоб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 августа 2006 г. N КА-А40/7393-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании