город Омск
09 сентября 2009 г. |
Дело N А81-2280/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Радченко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4869/2009) общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Ямбург" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного 21.05.2009 по делу N А81-2280/2009 (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Ямбург" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-Бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 10.04.2009 N 271,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Ямбург" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Территориального управления Федеральной службы финансово-Бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Ямбург" (далее - ООО "Газпром добыча Ямбург", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требованием о признании незаконным и отмене постановления от 10.04.2009 N 271 Территориального управления Федеральной службы финансово-Бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - ТУ Росфиннадзора в ЯНАО, административный орган, Управление), которым Общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто штрафу в размере 40 000 рублей.
Решением от 21.05.2009 по делу N А81-2280/2009 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа отказал в удовлетворении требований ООО "Газпром добыча Ямбург".
Отказывая в удовлетворении требований, заявленных Обществом, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела, и по существу названное обстоятельство заявителем не опровергнуто. Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом первой инстанции не установлено.
Довод Общества о том, что составление административным органом в отношении заявителя двух протоколов об административном правонарушении за одно и то же противоправное деяние неправомерно и нарушает права ООО "Газпром добыча Ямбург", судом первой инстанции был отклонен, поскольку из материалов дела усматривается, что первоначальный протокол был признан административным органом составленным с нарушением норм законодательства и возвращен в порядке подпункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ вместе с иными материалами дела должностному лицу его составившему, для устранения недостатков. Учитывая, что повторный протокол был вынесен с соблюдением требований КоАП РФ (в том числе, с надлежащим уведомлением о месте и времени составления протокола), и нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности из материалов дела не усматривается, суд первой инстанции пришел к выводу о законности вынесенного ТУ Росфиннадзора в ЯНАО оспариваемого постановления.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.05.2009 по делу N А81-2280/2009 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Управление составив по делу второй протокол об административном правонарушении, нарушил процедуру привлечения Общества к административной ответственности.
Податель жалобы полагает, что поскольку административный орган вынес определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, то у него не имелось законных оснований для вынесения определения о возвращении материалов дела в порядке подпункта 4 пункта 1 статьи 29.4 КоАП РФ, так как названная норма предусмотрена для процессуальных действий на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении.
По мнению Общества, административный орган в сложившейся ситуации имел право вынести постановление или определение, установленное статьей 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении.
Заявитель в апелляционной жалобе не опровергает выводов суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного пунктом 6 статьи 15.25 КоАП РФ, равно как и не опровергает наличия у Управления полномочий для привлечения ООО "Газпром добыча Ямбург" к административной ответственности.
В представленном в апелляционный суд отзыве административный орган не соглашается с позицией подателя жалобы, считает, что процедура привлечения общества к административной ответственности им соблюдена, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, а решение суда первой инстанции оставлению без изменения.
Общество и административный орган, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
Ходатайств, препятствующих рассмотрению апелляционной жалобы, не заявлено.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие заявителя и заинтересованного лица.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
Должностными лицами ТУ Росфиннадзора в ЯНАО была проведена документальная проверка соблюдения ООО "Газпром добыча Ямбург" валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования за период с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года.
В ходе проведенной проверки было установлено, что "Ямбурггаздобыча", Россия (Заказчик) и ОАО "ЮжНИИгипрогаз", Украина, (Исполнитель) заключили договор N 08003 от 25 .10.2007 года на осуществление авторского надзора.
На основании договора в Филиале ГПБ (ОАО) в г.Новый Уренгой открыт паспорт сделки N 08080004/0354/0006/4/0 от 25.08.2008 года, с датой завершения исполнения обязательств по контракту 30.06.2009 года.
Общая стоимость работ по настоящему договору в соответствии с Протоколом соглашения о договорной цене (Приложение N 1) составляет в текущих ценах 3 626 682 рубля 80 копеек.
Справка о подтверждающих документах от 08.09.2008 на сумму 327 588 рубля представлена в уполномоченный банк 08.09.2008. Акт сдачи-приемки от 28.07.2008 на сумму 327 588 рубля представлен в уполномоченный банк 08.09.2008 (срок представления не позднее 15.08.2008), что подтверждается справкой о подтверждающих документах от 08.09.2008.
Поскольку согласно пункту 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) резидент представляет в банк паспорта сделки документы, указанные в пункте 2.2 данного Положения, в установленном банком порядке и в сроки, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, а таковые были представлены Обществом 08.09.2008, то есть с нарушением установленного срока, ТУ Росфиннадзора в ЯНАО в отношении Общества 02.03.2009 составило протокол об административном правонарушении N 198, в котором зафиксировало нарушение ООО "Газпром добыча Ямбург" части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 02.03.2009 N 198 (л.д 8).
03.03.2009 названный протокол в двух экземплярах был передан в канцелярию Общества для подписания его генеральным директором (л.д. 18).
05.03.2009 административным органом вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 17.03.2009 (л.д. 38).
12.03.2009 телеграммой с уведомлением о вручении Общество было извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении с указанием на необходимость возвращения до 16.03.2009 протоколов, переданных для подписания 03.03.2009 (л.д. 40).
Между тем, составленные протоколы об административных правонарушениях к указанной выше дате в адрес ТУ Росфиннадзора по ЯНАО Обществом возвращены не были.
16.03.2009 в 08 часов 45 минут законным представителем Общества Сидоровичем Станиславом Александровичем, действующим по доверенности от 13 марта 2009 года N 1/01/13/1707, прибывшим на рассмотрение административных дел в отношении Общества, в ходе подготовки дела к рассмотрению даны письменные объяснения о том, что названные протоколы в настоящее время находятся в Обществе (л.д. 41).
Учитывая приведенные обстоятельства, а также тот факт, что 02.03.2009 административным органом составлены протоколы об административных правонарушениях в отношении юридического лица - ООО "Газпром добыча Ямбург" в отсутствие законного представителя Общества, административным органом 17.03.2009 в порядке пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ было вынесено определение о возвращении материалов дела должностному лицу, составившему протокол, для устранения недостатков (л.д. 43).
26.03.2009 с учетом того, что протокол об административном правонарушении Обществом административному органу возвращен не был, в присутствии представителя юридического лица Сидоровича С.А. должностным лицом административного органа повторно был составлен протокол об административном правонарушении за N 350 (л.д. 14).
При этом Общество было надлежащим образом извещено о времени и месте составления данного протокола, о чем свидетельствуют направленные в адрес ООО "Газпром добыча Ямбург" телеграммы с телеграфным уведомлением.
Рассмотрение материалов проверки и вынесение постановления по делу об административном правонарушении состоялись 10.04.2009 в отсутствие законного представителя юридического лица, извещенного надлежащим образом, что подтверждают направленные в адрес Общества телеграммы с телеграфным уведомлением (л.д. 56, 58).
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 26.03.2009 N 350 и иных материалов дела Управлением было вынесено оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности по пункту 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Полагая, что названное выше постановление административного органа нарушает права и законные интересы ООО "Газпром добыча Ямбург", последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием.
21.05.2009 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ) регулируются правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов и в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
В статье 5 данного закона перечислены органы валютного регулирования в Российской Федерации, которыми являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации и которые в пределах своей компетенции издают акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет, составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые указаны в статье 23 данного закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Пунктом 2.1 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П установлена обязанность резидентов по представлению в уполномоченный банк документов, связанных с проведением валютных операций, подтверждающих факт вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Пункт 2.2 Положения N 258-П предписывает резидентам представлять подтверждающие документы в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки об этих документах.
В соответствии пунктом 2.4 Положения N 258-П резидент представляет в банк паспорта сделки документы, указанные в пункте 2.2 данного Положения, в установленном банком порядке и в сроки, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Как установлено судом первой инстанции Акт сдачи - приемки от 28.07.2008 (документ, подтверждающий факт выполнения работ) на сумму 327 588 рублей представлен в уполномоченный банк 08.09.2008, что подтверждается справкой о подтверждающих документах от 08.09.2008, что превышает установленный 15-тидневный срок (срок представления не позднее 15.08.2008).
Поскольку названные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются заявителем, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности вывода суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе Общество указывает на неправомерность действий административного органа по вынесению им двух протоколов об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции находит ошибочным данное утверждение подателя жалобы, исходя из следующего.
В статье 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы обязанностью обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (часть 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (часть 5); копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (часть 6).
Из указанного следует, что лицо, в отношении которого возбуждено административное производство, должно присутствовать при составлении протокола. Протокол может быть составлен в отсутствие этого лица лишь при условии надлежащего извещения о совершении данного процессуального действия. Выполнение этих требований к форме и содержанию протокола направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
Суд апелляционной инстанции считает, что в сложившейся ситуации административный орган предпринял все необходимые меры для целей соблюдения процессуальных прав Общества.
Протокол N 198 от 02.03.2009 был составлен с нарушением требований КоАП РФ, а именно - законный представитель Общества не был надлежащим образом извещен о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем, материалы дела были возвращены должностному лицу, составившему протокол. Данное обстоятельство отражено в постановлении N 271.
В целях устранения процессуальных нарушений в отношении Общества должностным лицом ТУ Росфиннадзора по ЯНАО в присутствии представителя по доверенности был составлен протокол об административном правонарушении N 350 от 26.03.2009. Оспариваемое постановление принято административным органом на основании протокола N 350 от 26.03.2009.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит несостоятельным довод подателя жалобы о том, что в сложившейся ситуации после вынесения административным органом определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесение определения о возвращении материалов дела недопустимо.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
Согласно означенной норме упомянутое определение может быть вынесено лишь на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении.
Единого понятия стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении действующим законодательством не установлено, за исключением перечня мероприятий осуществляемых на данной стадии (часть 1 статьи 29.1 КоАП РФ).
Статьей 29.7 КоАП РФ установлен перечень процессуальных действий, составляющих стадию рассмотрения дела об административном правонарушении.
Учитывая факт отсутствия законодательно установленной терминологии названных стадий, арбитражный суд апелляционной инстанции, исходя из системного анализа названных норм, приходит к выводу о том, что стадия подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению фактически прекращается при проведении процессуальных мероприятий, предусмотренных статьей 29.7 КоАП РФ, свидетельствующих о рассмотрении дела административным органом по существу.
Именно после проведения таких мероприятий (статья 29.7 КоАП РФ) у административного органа возникает обязанность по вынесению ненормативных правовых актов, предусмотренных статьей 29.9 КоАП РФ (постановление о назначении административного наказания, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определение о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации, определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица).
Между тем из материалов дела не усматривается фактов осуществления административным органом процессуальных действий, предусмотренных статьей 29.7 КоАП РФ "Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении" до момента вынесения определения о возвращении материалов дела от 17.03.2009.
Заявитель не предоставил суду первой и апелляционной инстанций доказательств того, что до вынесения спорного определения административный орган приступил к рассмотрению дела об административном правонарушении по существу.
При названных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что ТУ Росфиннадзора в ЯНАО в спорной ситуации, выявив недостатки протокола, правомерно возвратило материалы дела должностному лицу, составившему протокол, для их устранения.
Учитывая, что протокол N 347 от 26.03.2009, на основании которого было вынесено оспариваемое постановление, был составлен с соблюдением процедуры предусмотренной КоАП РФ, а также то, что материалами дела подтверждается наличие в действиях Общества состава вмененного заявителю административного правонарушения, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для отмены постановления ТУ Росфиннадзора в ЯНАО от 10.04.2009 N 271 о привлечении ООО "Газпром добыча Ямбург" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.05.2009 по делу N А81-2280/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-2280/2009
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Ямбург"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-Бюджетного надзора в ЯНАО
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4869/2009