город Омск
16 сентября 2009 г. |
Дело N А75-4904/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.,
судей Сидоренко О.А., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Радченко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4664/2009) Государственной жилищной инспекции Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 10.06.2009 по делу N А75-4904/2009 (судья Загоруйко Н.Б.),
по заявлению Жилищного накопительного кооператива "Молодёжно-жилищный комплекс "Мегион" к Государственной жилищной инспекции Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Заместителю начальника Госжилинспекции - начальнику Нижневартовского отдела инспектирования государственной жилищной инспекции Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Чайке Светлане Гавриловне
3-е лицо Администрация муниципального образования город Мегион
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 22.04.2009 N 20,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственной жилищной инспекции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Жилищного накопительного кооператива "Молодежно-жилищный комплекс "Мегион" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от заместителя начальника Госжилинспекции - начальника Нижневартовского отдела инспектирования государственной жилищной инспекции Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Чайки Светланы Гавриловны - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
от Администрации муниципального образования г. Мегион - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом
установил:
Жилищный накопительный кооператив "Молодёжно - жилищный комплекс Мегион" (далее по тексту - ЖНК "МЖК "Мегион", заявитель) обратился в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - Госжилинспекция, ответчик, административный орган) и к Заместителю начальника Госжилинспекции - начальнику Нижневартовского отдела инспектирования государственной жилищной инспекции Ханты - Мансийского автономного округа - Югры Чайке Светлане Гавриловне о признании незаконным и отмене постановлений N 18 и N 20 от 22.04.2009 о привлечении к административной ответственности.
Определением арбитражного суда от 14.05.2009 в рамках дела N А75-4845/2009 требование заявителя об оспаривании постановления N 20 от 22.04.2009 выделено в отдельное производство, делу присвоен номер А75-4904/2009.
Определением арбитражного суда от 27.05.2009 по делу N А75-4904/2009 к участию в деле привлечена Администрация города Мегиона в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением от 10.06.2009 по делу N А75-4904/2009 Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры требования ЖНК "МЖК "Мегион" удовлетворил в полном объеме.
Удовлетворяя требования ЖНК "МЖК "Мегион" суд первой инстанции исходил из того, материалами дела не доказано наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
В обосновании принятого судебного акта суд указал на то, что ответчиком неверно определен субъект административного правонарушения, поскольку исходя из договора долевого участия в строительстве, заключенного с Досовой З.Х., заявитель не является фактическим застройщиком.
Апелляционная жалоба Государственной жилищной инспекции Ханты - Мансийского автономного округа - Югры мотивирована тем, что ЖНК "МЖК "Мегион", осуществляя деятельность, связанную с привлечением денежных средств граждан на основании договоров долевого участия, должен нести обязанности застройщика, предусмотренные Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ), по представлению в уполномоченный орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств граждан на основании договоров долевого участия.
Жилищный накопительный кооператив "Молодежно-жилищный комплекс "Мегион", Заместитель начальника Госжилинспекции - начальник Нижневартовского отдела инспектирования государственной жилищной инспекции Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Чайка С.Г. и Администрация муниципального образования город Мегион отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайств, препятствующих рассмотрению апелляционной жалобы, не заявили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие сторон.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
На основании обращения Досовой З.Х., поступившего через администрацию Губернатора Ханты - Мансийского автономного округ -Югры о нарушении прав и законных интересов пайщиков ЖНК "МЖК Мегион", должностным лицом Госжилинспекции согласно приказа N 33 от 30.03.2009 была проведена внеплановая проверка соответствия деятельности ЖНК "МЖК Мегион" требованиям Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
В ходе проведенной проверке было установлено, что 05.11.2005 между Жилищно-строительным кооперативом "Молодёжно - жилищный комплекс "Мегион"
(в настоящее время Жилищный накопительный кооператив "Молодежно-жилищный комплекс "Мегион" правопреемник Жилищно-строительного кооператива "Молодёжно - жилищный комплекс "Мегион") и гражданкой Досовой З.Х. был заключён договор долевого участия в строительстве жилого дома котеджного типа в 28 микрорайоне города Мегиона N 5/ДСКВЖ/05 на сумму 1 544 220 рублей, предметом которого является участие в строительстве индивидуального жилого дома общей площадью 85,79 кв.м., расположенного на участке N2 согласно генплана 28 микрорайона г.Мегиона (л.д. 88).
Разрешение на строительство индивидуальных жилых домов в 28-м микрорайоне г.Мегиона N 07 получено его фактическим застройщиком - Строительным кооперативом "Наш Дом - Сибирь", дата выдачи разрешения - 12.04.2005. Данным кооперативом также оформлен и земельный участок на основании договора N 417, срок аренды: с 17.10.2005 по 17.10.2012 (л.д. 130).
Поскольку в соответствии с требованиями пунктов 2 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 625 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства", согласно которым застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами РФ возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, и отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы 1 договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору, а застройщик на протяжении действия заключенных договоров долевого участия не предоставлял информацию о деятельности в области долевого строительства, должностное лицо Госжилинспекции в отношении ЖНК "МЖК Мегион" 15.04.5009 составило протокол об административном правонарушении N 20, в котором зафиксировало нарушение последним части 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 22.04.2009 административным органом было вынесено оспариваемое постановление N 20 о привлечении ЖНК "МЖК Мегион" к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Полагая, что названное выше постановление было принято административным органом при отсутствии законных оснований для привлечения ЖНК "МЖК Мегион" к административной ответственности, последний обратился в арбитражный суд первой инстанции с заявленными требованиями.
10.06.2009 Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с названным Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Исходя из пункта 1.2 Положения о государственной жилищной инспекции Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, утверждённого постановлением Губернатора ХМАО от 27.03.2000 N 91, Инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Таким образом, Госжилинспекция является надлежащим органом, рассматривающим дело об административном правонарушении.
Обязанность по предоставлению отчетности установлена Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ застройщики обязаны представлять ежеквартальную отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Пункт 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 (далее по тексту - Правила), предусматривает, что застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее - уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - отчетность). В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1-4, справки представляемые в случаях, установленных этими Правилами, а также ежеквартальную (по итогам четвертого квартала - годовую) бухгалтерскую отчетность застройщика, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ застройщик обязан представить для ознакомления любому обратившемуся лицу, в частности, утверждённые содовые отчёты, бухгалтерские балансы, счета (распределение) прибыли и убытков за три последних года осуществления застройщиком предпринимательской деятельности и за фактический период предпринимательской деятельности при осуществлении застройщиком такой деятельности менее трёх лет (за исключением регистров бухгалтерского учета); аудиторское заключение за последний год осуществления застройщиком предпринимательской деятельности.
Следовательно, из содержания указанных норм субъектом, на который возложена обязанность по предоставлению отчетности, является застройщик.
Согласно пункту 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта;
Как следует из договора долевого участия в строительстве жилого дома котеджного типа в 28 микрорайоне города Мегиона N 5/ДСКВЖ/05 от 05.11.2005 на ЖНК "МЖК Мегион" возложена обязанность осуществлять финансирование строительства индивидуального жилого дома общей площадью 85,79 кв.м., расположенного на участке N2 согласно генплана 28 микрорайона г.Мегиона.
Согласно материалам дела и как установлено судом первой инстанции разрешение N 07 на строительство индивидуальных жилых домов в 28-м микрорайоне г.Мегиона получено Строительным кооперативом "Наш Дом - Сибирь" 12.04.2005. Данным кооперативом также оформлен и земельный участок на основании договора N 417 со сроком аренды: с 17.10.2005 по 17.10.2012.
Указанные обстоятельства не отрицаются сторонами и изложены в постановлении N 20 от 22.04.2009, согласно которым на дату заключения договора N 5/ДСКВЖ/05 от 05.11.2005 у ЖНК "МЖК Мегион" отсутствовало разрешение на строительство жилых домов в 28-м микрорайоне г.Мегиона и отсутствовало право собственности или договор аренды на земельный участок под строительство индивидуальных домов в 28-м микрорайоне г.Мегиона.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что по смыслу пункта 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ ЖНК "МЖК Мегион" не обладает статусом застройщика индивидуальных жилых домов в 28-м микрорайоне г.Мегиона, поскольку заявитель не имеет разрешения на строительство и земельный участок для строительства ему не предоставлялся.
Таким образом, довод суда первой инстанции о том, что ЖНК "МЖК Мегион" не является фактическим застройщиком по договору N 5/ДСКВЖ/05 от 05.11.2005, заключенного с Досовой З.Х., является обоснованным и подтвержденным материалами дела.
При изложенных обстоятельствах ЖНК "МЖК Мегион" не является субъектом, на который может быть возложена ответственность по части 3 статьи 14.28 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в виду чего отсутствует состав административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 Кодекса отсутствие состава административного правонарушения является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Довод административного органа о том, что ЖНК "МЖК Мегион" фактически осуществляет деятельность по привлечению денежных средств на основании договора долевого строительства, в связи с чем оно должно быть привлечено к ответственности, судом апелляционной инстанции не принимается.
Действительно, в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ под застройщиком понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с названным Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство, то есть для отнесения лица к застройщику необходимо соблюдение следующих условий:
а) нахождение земельного участка в аренде или в собственности;
б) привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства.
Однако, как сказано в статье 1 данного закона, он регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств для долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, поэтому приведенное в статье 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ определение, используется для целей данного закона, и не может изменять общих положений о застройщике, установленными нормативными актами (Градостроительный кодекс Российской Федерации).
Удовлетворяя требования Жилищного накопительного кооператива "Молодёжно - жилищный комплекс Мегион", суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты - Мансийского автономного округа - Югры правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Государственной жилищной инспекции Ханты-Мансийского автономного округа-Югры удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 10.06.2009 по делу N А75-4904/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-4904/2009
Истец: Жилищный накопительный кооператив "Молодёжно-жилищный комплекс "Мегион"
Ответчик: Заместитель начальника Госжилинспекции-начальник Нижневартовского отдела инспектирования государственной жилищной инспекции Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Чайка Светлана Гавриловна, Государственная жилищная инспекция Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Третье лицо: Администрация муниципального образования город Мегион
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4664/2009