город Омск
24 сентября 2009 г. |
Дело N А46-12659/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Кливера Е.П.,
судей Рыжикова О.Ю., Ивановой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лиопа А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 08АП-5815/2009, 08АП-6052/2009) Администрации города Омска и Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" на решение Арбитражного суда Омской области от 27.07.2009 по делу N А46-12659/2009 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, Лунёва Владимира Ивановича к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата"; 3-и лица: Администрация города Омска, Правительство Омской области, о признании действий по внесению в Государственный земельный кадастр кадастровой стоимости в размере 10304575руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 9462руб. за 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 07:0071, площадью 1089кв.м. незаконными,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации города Омска - Окишева К.В. (удостоверение);
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" - Петухова С.А. (удостоверение); Родиной И.Б. (удостоверение);
от индивидуального предпринимателя Лунёва Владимира Ивановича - Сухарь В.В. (паспорт);
от Правительства Омской области - не явился, извещено;
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области - не явился, извещено,
установил:
индивидуальный предприниматель Лунёв Владимир Иванович (далее - заявитель; предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - заинтересованное лицо; Управлению Роснедвижимости по Омской области; Управление) о признании действий по внесению в Государственный земельный кадастр кадастровой стоимости в размере 10304575руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 9462руб. за 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 07:0071, площадью 1089кв.м. незаконными.
Решением от 27.07.2009 по делу N А46-12659/2009 требования заявителя удовлетворены. При этом в целях восстановления нарушенного права заявителя суд обязал ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу внести изменения в Государственный кадастр недвижимости относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости в размере в размере 10304575руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 9462руб. за 1кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 07:0071, площадью 1089кв.м. с учётом Постановления Правительства Омской области от 26 ноября 2008 года N 193-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
Основанием для вывода суда о незаконности оспариваемых действий Управления по внесению в государственный кадастр сведений об экономических характеристиках спорного земельного участка послужило установленное в ходе судебного разбирательства несоответствие последовательности и сроков осуществления процедуры государственной кадастровой оценки земель, осуществленной в рассматриваемом случае заинтересованным лицом, требованиям, предусмотренным статьей 66 Земельного кодекса РФ, Правилами государственной кадастровой оценки земель, а также Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 215 от 28.06.2007, с учетом содержания которых судом сделан вывод о том, что внесение Управлением сведений об экономических характеристиках земельных участков возможно только после утверждения результатов кадастровой оценки земельных участков Правительством Омской области. Поскольку указанное утверждение в отношении конкретного земельного участка было осуществлено только после внесения изменений в Постановление Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007 постановлением N 193-п от 26.11.2008, действия Управления, осуществленные, по утверждению заявителя 28.12.2007, суд счел неправомерными.
Возложение на ФГУ "ЗКП" по Омской области обязанности восстановить нарушенное право предпринимателя (внести изменения в ГКН) суд первой инстанции мотивировал тем, что ФГУ "ЗКП" осуществляет исполнительские функции по ведению указанного кадастра, в том числе, техническое внесение изменений в ГКН.
В апелляционной жалобе ФГУ "ЗКН" по Омской области обосновывает неправомерность возложения на него обязанности по восстановлению нарушенных прав заявителя. Указывает, что действующим законодательством ведение ГКН возложено на Управление Роснедвижимости по Омской области, как структурное подразделение территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
В свою очередь ФГУ "ЗКН" по Омской области является техническим органом, сотрудники которого не являются государственными служащими, осуществляет только обеспечение ведения кадастра недвижимости., в связи с чем, обязанность по восстановлению прав в виде внесения изменений в ГКН относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости может быть возложено только на Управление Роснедвижимости по Омской области.
В апелляционной жалобе Администрация города Омска (далее - Администрация), ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя.
По мнению Администрации, при вынесении решения суд первой инстанции не учел того обстоятельства, что с заявленными требованиями о признании незаконными действий, совершенных в декабре 2007 года, заявитель обратился в суд спустя полтора года после их совершения, при этом не заявил ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков с момента их опубликования 29.02.2008 в газете "Третья столица", а также после их размещения на официальном сайте заинтересованного лица, стали общедоступными, и именно с указанного момента, по мнению Администрации, следует исчислять процессуальный срок, установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Кроме того, представитель Администрации города Омска в судебном заседании апелляционной инстанции настаивал на пересмотре судебного акта в полном объеме по ее доводам, представленным в суде первой инстанции. По результатам апелляционного производства по делу просил отменить решение Арбитражного суда Омской области от 27.07.2009 по делу N А46-12659/2009 и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель индивидуального предпринимателя Лунёва Владимира Ивановича в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу Администрации г. Омска, апелляционную жалобу последней - без удовлетворения. Против удовлетворения апелляционной жалобы ФГУ "ЗКП" представитель возражений по существу не представил.
Представители ФГУ "Земельная кадастровая палата" поддержали требования, изложенные в своей апелляционной жалобе, просили отменить решение Арбитражного суда Омской области от 27.07.2009 по делу N А46-12659/2009 и принять по делу новый судебный акт.
Суд апелляционной инстанции в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционные жалобы в отсутствие представителей Правительства Омской области и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявивших ходатайства об его отложении.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционные жалобы, отзыв заявителя на апелляционную жалобу Администрации г. Омска, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Предпринимателю Лунёву В.И. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1089 кв.м с кадастровым номером 55:36:05 02 07:0071, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АА N 538297, выданным 07.07.2003 Учреждением юстиции Омской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Заявителем получено требование N 84152, выставленное Инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска по состоянию на 30.03.2009, об уплате дополнительно исчисленного земельного налога за 2008 год в сумме 71184 руб. С целью уточнения кадастровой стоимости и проверки доводов налогового органа о неполной уплате земельного налога предприниматель 14.04.2009 обратился с заявлением в Управление Роснедвижимости по Омской области, в ответ на которое получено письмо от 14.05.2009 N 01-19/735, содержащее указание на то, что согласно результатам кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 07:0071 составляет 10304575 руб., а результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по городу Омску в границах кадастрового района 55:36 утверждены Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
Предприниматель Лунёв В.И., полагая действия Управления Роснедвижимости по Омской области, выразившиеся во внесении в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 07:0071, незаконными и эти сведения подлежащими исключению из ГКН, оспорил данные действия, обратившись в Арбитражный суд Омской области.
Решением от 27.07.2009 по делу N А46-12659/2009 требования предпринимателя были удовлетворены.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, собранные по делу доказательства, проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции ошибочным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Администрация города Омска в апелляционной жалобе ссылается на пропуск заявителем срока для обжалования действий Управления Роснедвижимости по Омской области, предусмотренного частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 этой же нормы Кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из содержания приведенных выше норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим требованием явился факт предложения налоговым органом уплатить земельный налог в большем размере, нежели предполагал заявитель. В связи с этим, с целью уточнения кадастровой стоимости и проверки доводов налогового органа о неполной уплате земельного налога предприниматель обратился с заявлением в Управление Роснедвижимости по Омской области, и из ответа Управления от 14.05.2009 (исх. N 01-19/735) предприниматель узнал об увеличении кадастровой стоимости своего земельного участка.
У апелляционного суда отсутствуют сведения об осведомленности заявителя об изменении размера кадастровой стоимости в более ранний срок.
Довод Администрации города Омска о том, что об изменении кадастровой стоимости предприниматель должен был узнать из газеты "Третья столица", а также из сведений, содержащихся на официальном сайте Управления, апелляционным судом не принимается в силу предположительного характера названного обстоятельства, тем более, что сам факт публикации сведений об установлении размеров кадастровой стоимости не свидетельствует совершении заинтересованным лицом обжалуемого действия по внесению соответствующей записи в ГКН.
Довод Администрации о том, что в силу наличия у предпринимателя обязанности по предоставлению расчета по авансовым платежам по земельному налогу до 30.04.2008 (п. 3 ст. 398, п. 2 ст. 393 НК РФ), заявитель должен был на момент подачи такового знать об измененной кадастровой стоимости на его земельный участок, также не принимается, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт представления такого расчета предпринимателем в налоговый орган с заявленной суммой налога к уплате, исчисленной с применением новой кадастровой стоимостью земельного участка.
Между тем, не смотря на соблюдение заявителем срока обращения в суд с настоящими требованиями, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований предпринимателя в силу следующего.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно Закону Омской области от 08.02.2006 N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области.
Как указано в пункте 9.9 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, управление представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Буквальное толкование указанного пункта Административного регламента означает, что под сведениями о кадастровой стоимости земельных участков, представляемой на утверждение, понимаются результаты государственной, кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации.
Правительство Омской области приняло Постановление N 174-п, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению N 1.
Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.
Таким образом, Постановлением N 174-п была утверждена стоимость 1 квадратного метра земель для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного пользования, что соответствует требованиям пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Фактически определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка согласно Постановлению N 174-п в редакции от 19.12.2007 осуществляется путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования.
При названных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о фактическом утверждении названным постановлением кадастровой стоимости земельных участков, а, следовательно, руководствуясь Постановлением N 174-п, Управление имеет полномочия на внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (в том числе, сведения о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
При формулировании данных выводов суд апелляционной инстанции учитывал также судебную практику, формируемую по данной категории споров кассационной инстанцией, а также Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (см., в частности, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.06.2009 N Ф04-2783/2009(6067-А46-40); Определение ВАС РФ от 07.09.2009 N ВАС-11599/09 по делу N А46-19775/2008)).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования заявителя о признании действий Управления Роснедвижимости по Омской области незаконными по основанию внесения Управлением в кадастр недвижимости кадастровых характеристик, не утвержденных в установленном законом порядке.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Учитывая, что судом апелляционной инстанции установлено отсутствие оснований для признания оспариваемых действий Управления незаконными, обжалуемое решение суда в части обязания ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области внести изменения в ГКН относительно даты внесения сведений о кадастровой стоимости в размере 10304575руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 9462руб. за 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 07:0071, площадью 1089 кв.м. также подлежит отмене.
В связи с отменой решения суда первой инстанции и отказом в удовлетворении требования предпринимателя, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, апелляционный суд относит расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления судом первой инстанции на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 27.07.2009 по делу N А46-12659/2009 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требования индивидуального предпринимателя Лунёва Владимира Ивановича к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области о признании незаконными действий по внесению в Государственный земельный кадастр кадастровой стоимости в размере 10304575 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 9462 руб. за 1кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 07:0071, площадью 1089кв.м. - отказать.
Возвратить Лунёву Владимиру Дмитриевичу, 25.08.1963 года рождения, уроженцу г. Омска, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, 10.12.2001 Администрацией Центрального административного округа г. Омска за основным государственным номером 304550419700053, проживающему по адресу: 644070, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 115, кв. 18, 1900руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче заявления в суд первой инстанции по платёжному поручению от 02.06.2009 N 85.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12659/2009
Истец: Индивидуальный предприниматель Лунев Владимир Иванович
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области
Третье лицо: Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата", Правительство Омской области, Администрация города Омска