15 января 2008 г. |
Дело N А55-16557/2007 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 января 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от муниципального учреждения "Исаклинская центральная районная больница" - представитель не явился, извещено,
прокурор Исаклинского района Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 января 2008 г. апелляционную жалобу муниципального учреждения "Исаклинская центральная районная больница", Самарская область, Исаклинский район, с.Исаклы,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 декабря 2007 г. по делу N А55-16557/2007, судья Львов А.Я.,
по заявлению прокурора Исаклинского района Самарской области, Самарская область, Исаклинский район, с.Исаклы, к муниципальному учреждению "Исаклинская центральная районная больница", Самарская область, Исаклинский район, с.Исаклы,
о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Исаклинского района Самарской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении муниципального учреждения "Исаклинская центральная районная больница" (далее - МУ "Исаклинская центральная районная больница", Учреждение) к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление деятельности по оказанию платных рентгенологических услуг без специального разрешения (лицензии) на использование источников ионизирующего излучения.
Решением суда от 05 июля 2007 г. заявление прокурора удовлетворено, муниципальное учреждение "Исаклинская центральная районная больница", находящееся по адресу: 446570. Самарская область. Исаклинский район. с.Исаклы; ИНН: 6369001020, зарегистрированное за ОГРН: 1026303659084, привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей на том основании, что у него отсутствует лицензия на осуществление деятельности по оказанию платных рентгенологических услуг на использование источников ионизирующего излучения.
В апелляционной жалобе Учреждение просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований прокурора отказать, ссылаясь на тяжелое финансовое положение, поскольку Учреждение не в состоянии самостоятельно профинансировать получение лицензии, осуществление предпринимательской деятельности не направлено на систематическое получение прибыли.
Отзыв на апелляционную жалобу прокурор не представил, что в соответствии с ч.1 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 29 октября 2007 года должностными лицами Территориального отдела Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в Сергиевском районе и прокуратуры Исаклинского района Самарской области проведена совместная внеплановая проверка деятельности Муниципального учреждения "Исаклинская центральная районная больница", результаты которой оформлены актом от 29 октября 1907 года N 98 (л.д.11).
Проверкой установлено, что в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности oт 10 мая 2005 года N 99-01-001132 Учреждение оказывает доврачебную и амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, в том числе и услуги рентгенологии посредством рентгенологического и флюрографического кабинетов и передвижной флюорографической установки. При оказании рентгенологических услуг используются следующие аппараты: рентгенологический комплекс "РУМ 2ЮМ", 1999 года выпуска, "СД-РАБТ-ТМО", 2006 года выпуска, "Дентальный 5", 1988 года выпуска, переносной "АРД9Л5", 1991 года выпуска, стационарный флюорограф "ФУБМ Ренекс-флюоро", 2006 года выпуска, передвижной флюорограф "ФУБМ Ренекс-флюоро", 2006 года выпуска.
Из Положения о распределении доходов Исаклинской центральной районной больницы, получаемых от оказания платных медицинских услуг на 2007 год, приказа по N 96 от 28 сентября 2007 года и приложения N 13 к нему (л.д. 19-28) следует, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, на постоянной основе оказывает платные рентгенологические услуги населению, что является предпринимательской деятельностью, направленной на получение прибыли.
При этом лицензия на осуществление деятельности, связанной с использованием источников ионизирующего излучения, у лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствует.
В соответствии со ст.10 Федерального закона N 3-ФЗ oт 09 января 1996 года радиационной безопасности населения" работы в области использования и обслуживания источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.
Пунктами 4 и 5 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2004 года N 107, предусмотрено, что под лицензируемой деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения понимается, в том числе, эксплуатация и техническое обслуживание источников ионизирующего излучения, а под источниками ионизирующего излучения - не относящиеся к ядерным установкам и не содержащие радиоактивные вещества радиационные источники, в которых ионизирующее излучение генерируется за счет изменения скорости заряженных частиц, аннигиляции или ядерных реакций.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14 мая 2005 года N 398 с 01 июля 2005 года на территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты нрав потребителей и благополучия человека возложена организация и осуществление лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) при осуществлении соискателем лицензии в рамках указанной деятельности следующих видов работ: размещение, эксплуатация, техническое обслуживание, хранение аппаратов рентгеновских медицинских, включая стоматологические (диагностических и терапевтических; стационарных и переносных); размещение, эксплуатация, техническое обслуживание, хранение дефектоскопов рентгеновских (стационарных и переносных); размещение, эксплуатация, техническое обслуживание, хранение приборов для рентгеноструктурного и рентгеноспектрального анализа; размещение, эксплуатация, техническое обслуживание, хранение приборов рентгеновских технического и технологического контроля (толщиномеров, плотномеров уровнемеров и других; приборов для досмотра багажа и товаров); размещение, эксплуатация, техническое обслуживание, хранение генераторов нейтронных; утилизация источников ионизирующего излучения; эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, то есть осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), факт его совершения муниципальным учреждением "Исаклинская центральная районная больница" материалами дела доказаны.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из объяснений главного врача учреждения, данных в суде первой инстанции, он назначен на эту должность постановлением администрации муниципального района Исаклинский от 04 июля 2007 года с 05 июля 2007 года N 233 (л.д. 10). Как предшествующий руководитель учреждения, так и действующий, не обращались для получения лицензии в лицензирующий орган. Документальные доказательства обращения в орган местного самоуправления, который является собственником имущества учреждения, в целях включения необходимых для получения лицензии средств при формировании соответствующего бюджета муниципального района, в материалы дела не представлены. Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, пояснил, что таких обращений в письменной форме нет. Письмо N 617 на имя Главы муниципального района Исаклинский с просьбой о выделении необходимой суммы, направлено лишь 14 ноября 2007 года, то есть после проведения проверки и возбуждения производства по делу об административном правонарушении.
О необходимости получения лицензии Учреждению известно, что не опровергалось представителем Учреждения в суде первой инстанции. Кроме того, в отзыве на заявление Учреждение сообщило о проведении отдельных мероприятий в целях ее получения.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, вины в совершении правонарушения.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) согласно ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Согласно п.3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствующую этим целям.
Данное условие осуществления предпринимательской деятельности некоммерческими организациями не означает изменения правовой оценки этой деятельности. В соответствии с п.1 ст.2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Следовательно, деятельность признается предпринимательской, если она отвечает критериям, установленным п.1 ст.2 ГК РФ, вне зависимости от того, какой организацией осуществляется такая деятельность - коммерческой или некоммерческой.
Довод апелляционной жалобы о том, что осуществление предпринимательской деятельности Учреждением не направлено на систематическое получение прибыли опровергается материалами дела.
Как видно из материалов дела, деятельность по оказанию рентгенологических исследований осуществляется МУ "Исаклинская центральная районная больница" систематически, что прямо вытекает из Положения о распределении доходов Исаклинской центральной районной больницы, получаемых от оказания платных медицинских услуг на 2007 год (л.д. 19-20). Как указывается в данном Учреждением Положении, Исаклинская центральная районная больница в пределах средств, полученных от предпринимательской деятельности, самостоятельно определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат работникам (л.д.19). В п.2.1 названного Положения предусмотрено, что в больнице развита сеть платных услуг, не входящих в программу обязательного медицинского страхования. Утвержден прейскурант цен на рентгенологические исследования.
При назначении административного наказания в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ судом учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, которое финансируется из местного бюджета.
Ранее к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения учреждение не привлекалось. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не усматривается, в связи с чем наказание опредено судом в пределах минимальной санкции ч.2 ст. 14.1 КоА11 РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Доводы о сложном финансовом положении Учреждения, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенных обстоятельств, МУ "Исаклинская центральная районная больница" правомерно привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ и ему обоснованно назначено административное наказание в минимальном размере - виде штрафа в размере 40 000 руб.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
На основании изложенного решение суда от 05 декабря 2007 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Исаклинская центральная районная больница" - без удовлетворения.
Судебные расходы по данному делу взысканию не подлежат, поскольку исходя из положений ст.ст.204, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 декабря 2007 г. по делу N А55-16557/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения "Исаклинская центральная районная больница" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16557/2007
Истец: Прокурор Исаклинского района Самарской области, Прокуратура Самарской области
Ответчик: МУ "Исаклинская центральная районная больница"
Хронология рассмотрения дела:
15.01.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8578/2007