16 января 2008 г. |
Дело N А55-5330/2007 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2008 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сливчиковой Н.А.,
с участием:
от заявителя - Свешникова А.В. доверенность от 10.04.2007 г. N 564,
от ответчика - Тимофеева Е.В. доверенность от 9.01.2008 г. N 4,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 января 2008 года в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Самарской области на определение Арбитражного суда Самарской области от 29 ноября 2007 года по делу N А55-5330/2007 (судья Щетинина М.Н.),
принятого по заявлению Администрации Нефтегорского района Самарской области, город Нефтегорск Самарской области
к Управлению Федерального казначейства по Самарской области, город Самара,
третье лицо: ОАО "Самаранефтегаз", город Самара
о неисполнении решения суда,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Нефтегорского района Самарской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о наложении штрафа на Управление Федерального казначейства по Самарской области (далее - ответчик, Управление) в размере 1 000 минимальных размеров оплаты труда и на руководителя Управления Федерального казначейства по Самарской области А.Ю. Демидова в размере 50 минимальных размеров оплаты труда за неисполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2007 года.
Определением суда заявление удовлетворено частично, с Управления в пользу бюджета взыскан штраф в размере 1 000 руб., в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Управление, не согласившись с определением суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Администрации в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям указанным в отзыве.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился. Поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 156 АПК РФ, рассмотрел жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает необходимым определение суда первой инстанции изменить, а в удовлетворении заявления Администрации отказать полностью по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2007 г. по делу N А55-5330/2007 признано незаконным бездействие Управления Федерального казначейства по Самарской области, выразившееся в неперечислении денежных средств в размере 4 705 487 руб. в бюджет Нефтегорского района Самарской области, суд обязал Управление Федерального казначейства по Самарской области перечислить указанные денежные средства в бюджет Нефтегорского района.
На основании данного решения, судом был выдан исполнительный лист N 047897 от 15.08.2007 г. и направлен на исполнение в Управление федерального казначейства по Самарской области (т. 1 л.д. 75).
23.08.2007 г. Управление обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о разъяснении решения суда от 15 июня 2007 г.
27.08.2007 г. судом вынесено определение, в котором было разъяснено, что исполнение решения в части обязания Управления Федерального казначейства по Самарской области перечислить денежные средства в размере 4 705 487 руб. необходимо исполнять путем перечисления вышеуказанных денежных средств в бюджет Нефтегорского района за счет казны Российской Федерации (т. 1 л.д. 77).
Несмотря на разъяснения суда, письмом N 15-25/95 от 5.09.2007 г. Управление вернуло в Администрацию исполнительный лист и приложенные к нему документы со ссылкой на то, что указанные документы для исполнения необходимо направлять в Министерство финансов Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 119 АПК РФ судебные штрафы взыскиваются в доход федерального бюджета.
Удовлетворяя в указанной части заявление Администрации, суд первой инстанции исходил из положений п. 2 ст. 332 АПК РФ (далее - Кодекс), согласно которому за неисполнение указанных в исполнительном листе действий лицом, на которое возложено совершение этих действий, арбитражным судом выдавшим исполнительный лист, на это лицо, может быть наложен судебный штраф в порядке и размере, установленном в гл. 11 настоящего Кодекса.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции о том, что поскольку Управление не исполнило решение арбитражного суда от 15 июня 2007 г., с него подлежит взыскание в пользу бюджета штраф в размере 1 000 руб., является ошибочным по следующим основаниям.
Экономический спор по данному делу возник из бюджетных правоотношений по формированию доходов местного бюджета Нефтегорского района за 2004 г. за счет уплаты налога на добычу полезных ископаемых ОАО "Самаранефтегаз" и связан с осуществлением Управлением полномочий по распределению доходов от уплаты данного налога в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами в соответствии с Федеральным законом N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 г." и установленными нормативами отчислений
Решением суда первой инстанции по данному делу от 15 июня 2007 г. признано незаконным как не соответствующее положениям ст. 7 указанного Федерального закона бездействие Управления, выразившееся в не перечислении денежных средств от уплаты третьим лицом указанного налога в сумме 4 705 487 руб. в бюджет Нефтегорского района. На Управление в целях устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя, в соответствии с п.п. 3 п. 4 ст. 201 АПК РФ возложена обязанность по перечислению указанных денежных средств в бюджет данного района.
Как следует из материалов дела, фактически указанные денежные средства от уплаты налога на добычу полезных ископаемых были распределены Управлением по нормативам: 95% в федеральный бюджет, 5% в бюджет субъекта РФ в соответствии с Федеральным законом N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений", вступившего в действие с 1.01.2005 г.
Таким образом, как установил суд апелляционной инстанции, на момент принятия арбитражным судом указанного решения спорные денежные средства в порядке распределения, осуществленным Управлением, поступили в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ по указанным нормативам.
Поскольку в данном случае незаконность бездействия Управления обусловлена ненадлежащим казначейским исполнением бюджета (ст. 215 БК РФ), постольку перечисление в 2007 г. указанных денежных средств от уплаты НДПИ за 2004 г., распределенных в федеральный бюджет, в местный бюджет Нефтегорского района, возможно только в порядке исполнения доходов федерального бюджета в соответствии со ст. 245 БК РФ.
В соответствии со ст. 165 БК РФ полномочия по организации исполнения федерального бюджета в бюджетном процессе возложены на Министерство финансов Российской Федерации.
По смыслу и содержанию ст. 166.1 БК РФ бюджетные полномочия Федерального казначейства не предусматривают возможности перечисления казначейством денежных средств непосредственно из федерального бюджета в местные бюджеты в порядке исполнения судебных решений.
Согласно указанному выше определению суда первой инстанции от 27.08.2007 г. о разъяснении решения от 15.06.2007 г., исполнение решения в части возложения на Управление обязанности по перечислению денежных средств в сумме 4 705 487 руб. необходимо исполнять путем перечисления денежных средств в бюджет Нефтегорского района Самарской области за счет казны Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской федерации исполнительные листы и документы, предусмотренные п. 2 ст. 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.
При этом в силу п.п. 5, 7 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом о бюджете, Министерство финансов РФ ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.
Как следует из материалов дела, указанный исполнительный лист N 047897 от 15.08.2007 г. в Министерство финансов РФ в указанном порядке не направлялся, а поэтому суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для возложения на Управление, предусмотренной п. 2 ст. 332 АПК РФ ответственности за неисполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2007 г.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает необходимым определение суда первой инстанции от 29 ноября 2007 г. изменить, в удовлетворении заявления Администрации Нефтегорского района Самарской области о наложении штрафа на Управление Федерального казначейства по Самарской области в размере 1 000 минимальных размеров оплаты труда, а также на руководителя Управления Федерального казначейства по Самарской области А.Ю. Демидова в размере 50 минимальных размеров оплаты труда за неисполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2007 г. отказать полностью.
Руководствуясь ст. ст. 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 29 ноября 2007 года по делу N А55-5330/2007 изменить.
В удовлетворении заявления Администрации Нефтегорского района Самарской области отказать полностью.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-5330/2007
Истец: Администрация Нефтегорского района Самарской области
Ответчик: Управление Федерального Казначейства по Самарской области
Третье лицо: ОАО "Самаранефтегаз", Министерство Финансов РФ, Министерство управления финансами Самарской области