16 января 2008 г. |
Дело N А55-14074/2007 |
г. Самара
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола помощником судьи Мавлютовой Р.И.,
с участием:
от заявителя - Терещенко А.Ю., доверенность от 09.01.2008 г. N 002,
от налогового органа - Касимова О.С., доверенность от 15.12.2006 г. N 116,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 января 2008 г. апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 ноября 2007 г. по делу N А55-14074/2007 (судья Исаев А.В.),
по заявлению Тольяттинское ОАО "Трансформатор", г. Тольятти
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области, г. Тольятти
о признании незаконным решения от 10.09.2007 г. N 12505 о взыскании пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банках в сумме 183 729,81 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Тольяттинское ОАО "Трансформатор" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области N 12505 от 10.09.2007 года о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках на общую сумму 183 729, 81 руб.
Решением суда 1 инстанции от 07.11.2007 г. заявление Тольяттинского ОАО "Трансформатор" удовлетворено, оспариваемое решение налогового органа признано незаконным по мотиву его несоответствия положениям п.4 ст.142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления Общества отказать.
При этом налоговый орган ссылается на то, что задолженность по уплате пеней по единому социальному налогу в сумме 183 729, 81 руб. образовалась в ходе конкурсного производства и согласно п.1 ст.5 Закона РФ от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" является текущими платежами, требования по которым согласно п.1 ст.134 Закона о банкротстве удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Заявитель в отзыве просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение суда 1 инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, Межрайонной ИФНС РФ N 2 по Самарской области 10.09.2007 г. было принято решение N 12505 о взыскании пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках в сумме 183 729, 81 руб. (л.д.22).
Основанием для принятия указанного решения послужило неисполнение налогоплательщиком требования налогового органа N 374 по состоянию на 17.07.2007 г. об уплате пеней по единому социальному налогу в сумме 183 729,81 руб. со сроком исполнения до 06.08.2007 г. (л.д.22).
Из содержания требования налогового органа следует, что пени начислены по единому социальному налогу по установленным срокам уплаты в 2005 г., 2006 г.
Между тем из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Самарской области от 25.08.2004 г. по делу N А55-4183/2004-33 Тольяттинское ОАО "Трансформатор" было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 12 месяцев (л.д.26-28).
Таким образом, требования налогового органа к Тольяттинскому ОАО "Трансформатор" об уплате пеней по налогу в указанном размере возникли после открытия в отношении Общества конкурсного производства.
В соответствии с ч. 3 ст. 232 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" до приведения законов и иных нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации и регулирующих отношения, связанные с банкротством, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законные и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.
Статьей 5 Закона о банкротстве установлено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
В соответствии с п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди, однако в силу специального указания п. 4 ст. 142 данного Закона требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.
Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве в порядке, предусмотренном ст. 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди.
Данная правовая позиция нашла свое отражение в п. 47 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", п.13 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 25 от 22.06.2006 г. "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве".
С учетом изложенного у налогового органа отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого налогоплательщиком решения о взыскании указанных сумм пеней по налогу за счет его денежных средств на счетах в банках, поскольку данное решение противоречит Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)".
Аналогичные выводы содержатся в постановлении кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.10.2006 г. делу N А55-1316/2006-54.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявление предприятия, оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с п.3 ст.271 АПК РФ с налогового органа в федеральный бюджет следует взыскать государственную пошлину с апелляционной жалобы в размере 1000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 ноября 2007 г. по делу N А55-14074/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб.
Исполнительный лист выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14074/2007
Истец: Тольяттинское ОАО "Трансформатор", Конкурсный управляющий Овчинникова Н.Р.
Ответчик: МИФНС России N2 по Самарской области