18 января 2008 г. |
Дело N А65-10262/2007 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Терентьева Е.А.,
судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола Агафоновой Г.В., с участием:
от истца - не явились, извещены;
от ответчика - не явились, извещены;
от третьих лиц:
от Главного управления архитектуры и градостроительства г. Казани - не явились, извещены;
от Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казань - не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 января 2008 г. в помещении суда в зале N 3 апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г.Казани" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 1 ноября 2007 года (судья - Гаврилов М.В.) по иску Регионального общественного фонда содействия культуре и бизнесу город Казани "Форум" (г.Казань) к Комитету земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Муниципального образования город Казань (г.Казань), с участием третьих лиц: Главного управления архитектуры и градостроительства г. Казани (г.Казань), Исполнительного комитета Муниципального образования город Казань (г.Казань) об обязании заключить договор аренды земельных участков,
установил:
Региональный фонд СКИБ г.Казани "Форум" обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Комитету земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани о понуждении заключения договора аренды земельных участков, расположенных по адресу: г. Казань, ул. Бутлерова 22 (литер А, Б, В, Д) общей площадью 755,7 кв.м., г. Казань, ул. Бутлерова 24 (литер А, Б, В) общей площадью 480,5 кв.м.
Исковое требование обосновано невыполнением ответчиком положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и уклонением ответчика от заключения соответствующих договоров аренды.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 мая 2007 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, к участию в деле привлечены Главное управление архитектура и градостроительства города Казани и Исполнительный комитет муниципального образования город Казань.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 1 ноября 2007 года иск удовлетворен, на Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани возложена обязанность заключить с истцом договор на аренду земельных участков, расположенных по адресу: г. Казань, ул. Бутлерова 22 (литер А, Б, В, Д) общей площадью 755,7 кв.м., г. Казань, ул. Бутлерова 24 (литер А, Б, В) общей площадью 480,5 кв.м.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Республики Татарстан судебным решением, Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казань обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит об отмене обжалуемого решения и об отказе в удовлетворении исковых требований истца.
В обоснование ответчик в апелляционной жалобе указывает, что истцом не было доказана обязанность ответчика заключать договора аренды, в том числе отсутствовало решение Исполкома г. Казани о предоставлении земельного участка для строительства, обращения истца к ответчику с предложениями о заключении договоров аренды нельзя рассматривать как оферту, поскольку в них отсутствовали данные о предмете договора (не указана площадь земельных участков, не описаны их границы, не удостоверен их кадастровый учет). Таким образом, по мнению ответчика, истцом не соблюден досудебный порядок разрешения спора, а в решении суда необоснованно указано о злоупотреблении ответчика правом.
В соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон, поскольку о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны были извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность судебного акта, принятого Арбитражным судом Республики Татарстан, проверяется Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с договором N 118 от 10.04.2002 г. купли-продажи с инвестиционными условиями Комитет по управлению коммунальным имуществом г.Казани продал, а Региональный общественный фонд содействия культуре и бизнесу г. Казани "Форум" приобрел здания, расположенные по адресу: г.Казань, ул. Бутлерова 22, литер А, Б, В, Д, общей площадью 755,7 кв.м., г.Казань, ул.Бутлерова 24, литер А, Б, В, общей площадью 480,5 кв.м. В соответствии с п.3.4 договора покупатель обязуется заключить охранное обязательство на использование недвижимого памятника истории и культуры (здание по адресу: г.Казань, ул. Бутлерова 22, литер А), а в соответствии с п.3.7 договора покупатель обязан зарегистрировать переход права собственности. Пунктом 6.3 Договора предусмотрено, что вопросы оформления прав на земельный участок определяются отдельным договором, заключаемым покупателем в установленном законом порядке.
Исполнение договора сторонами подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права собственности на приобретенные здания, актами приема-передачи, копиями платежных поручений.
Дополнительным соглашением от 10.03.2004 г. к договору N 118, заключенным между Комитетом по управлению коммунальным имуществом администрации г.Казани и РОФ СКИБ г.Казани "Форум" предусмотрено, что после регистрации права собственности на приобретенные здания покупатель обращается с заявлением о предоставлении прав на аренду земельного участка, на котором расположены приобретенные объекты недвижимости.
Решением комиссии по чрезвычайным ситуациям Вахитовского района г. Казани N 9 от 12.04.2004 г. РОФ СКИБ г.Казани "Форум" предписано в срок до 25.04.2004 г. произвести разбор зданий, расположенных по адресу: г. Казань, ул.Бутлерова, д.22 и д.24, поскольку здания представляют реальную угрозу жизни и здоровью граждан города. Решение истцом исполнено.
Копиями платежных поручений подтверждается, что истцом в период 2004-2006 г.г. (по апрель) уплачивался земельных налог за объекты недвижимости, находящиеся по адресу: г. Казань, ул. Бутлерова, д.д. 22 и 24.
В апреле 2006 г. истец обратился в Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома МО г. Казань с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства жилого дома с подземными гаражами на спорном земельном участке.
Письмом от 22.05.2006 г. ответчик отказал истцу в предоставлении земельного участка ввиду отсутствия на участке объектов недвижимости и в соответствии со статьей 39 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности судебного решения являются несостоятельными.
Как правильно указано в решении суда первой инстанции обязанность ответчика заключить договор аренды земельных участков предусмотрена пунктом 6.3 Договора купли-продажи от 10.02.2002 г. N 118 и пунктом 1.6 Дополнительного соглашения к этому же договору от 10.03.2004 г.
В силу этого в соответствии с положениями пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации у истца возникло право требовать от ответчика заключить с ним договор аренды на спорные земельные участки.
Содержащееся в апелляционной жалобе утверждение ответчика о том, что предложение истца о заключении договоров аренды нельзя рассматривать как оферту ввиду несоответствия предложения требованиям статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации не влияет и не может повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции по делу судебного решения.
В соответствии с положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 того же кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 этого Кодекса, готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка.
На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
Таким образом, утверждение ответчика в апелляционной жалобе о том, что истцом нарушен досудебный порядок разрешения спора материалами дела опровергается.
Правильно судом признаны необоснованными и возражения ответчика со ссылкой на положения статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку ко времени отказа в аренде земельных участков не прошел установленный данной нормой закона трехлетний срок, у истца отсутствует право постоянного пользования спорными земельными участками, а проводить какие-либо работы по восстановлению снесенных зданий он не может именно в силу отсутствия какого-либо оформленного права на землю.
Правильно судом дана и оценка действиям ответчика, фактически обязавшего истца снести приобретенные здания, при этом не предоставившего суду обоснования для принятия такого решения, а также не возместившего истцу в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1996 г. N 1094 понесенных расходов, связанных со сносом зданий.
По изложенным обстоятельствам апелляционная жалоба ответчика не подлежит удовлетворению.
В соответствии с положениями статей 101 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, понесенные заявителем апелляционной жалобы по уплате государственной пошлины в связи с подачей жалобы, подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 1 ноября 2007 года по делу N А65-10262/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.А.Терентьев |
Судьи |
Е.М.Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-10262/2007
Истец: Региональный общественный фонд содействия культуре и бизнесу г.Казани "Форум"
Ответчик: Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета МО г.Казани, Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г.Казани
Третье лицо: Исполнительный комитет МО г.Казани, Главное управление архитектуры и градостроительства г.Казани
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8493/2007