18 января 2008 г. |
Дело N А55-4748/2007 |
г. Самара
Резолютивная часть объявлена 16 января 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2008 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Селиверстовой Н.А.,
судей Липкинд Е.Я. и Радушевой О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черновой Е.А.,
с участием:
от истца ОАО "Российские железные дороги", г. Москва в лице филиала ОАО "РЖД" "Куйбышевская железная дорога", г. Самара - представитель Вандышева О.Н., доверенность от 17.10.2007 г. N НЮ-46/285;
от ответчика Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва - представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, г. Москва - представитель не явился,
Министерства труда и социального развития Российской Федерации, г. Москва - представитель не явился,
Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, г. Самара - представитель Платонова Н.Б., доверенность от 10.01.2007 г. N 21;;
Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара - представитель не явился, извещен;
Управления Федерального казначейства по Самарской области - представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 января 2008 г. в помещении арбитражного суда, в зале N 2 апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, Самарская область на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 октября 2007 года по делу N А55-4748/2006 (судья Хмелев С.П.) по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва в лице филиала ОАО "РЖД" "Куйбышевская железная дорога", г. Самара к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва при участии третьих лиц: Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, г. Москва, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, г. Москва, Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, г. Самара, Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", г. Москва в лице филиала ОАО "РЖД" "Куйбышевская железная дорога", г. Самара обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва при участии третьих лиц: Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, г. Москва, Министерства труда и социального развития Российской Федерации г. Москва, Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, г. Самара, Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара о взыскании убытков.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 октября 2007 г. исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации г. Москва за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО "Российские железные дороги", г. Москва, в лице филиала "Кубышевская железная дорога", г. Самара взыскано 304.435 ру.44коп., составляющих сумму убытков, вызванных представлением предприятием в 2004 г. льгот по Федеральным Законам "О ветеранах" , "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". С ОАО "РЖД" в лице филиал "Куйбышевская железная дорога" в доход федерального бюджета взысканы расходы по государственной пошлине в сумме 8 817 руб.42 коп.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что в пользу истца подлежит взысканию документально подтвержденный размер убытков, возникших у истца в связи с реализацией Федеральных Законов о представлении льгот отдельным категориям граждан по оплате услуг связи.
Министерство финансов Российской Федерации, г. Москва не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 25 октября 2007 г., в удовлетворении исковых требований отказать. Считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. При вынесении судебного акта неправильно применены нормы материального права.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва в лице филиала ОАО "РЖД" "Куйбышевская железная дорога", г. Самара в судебном заседании пояснил, что согласен с решением суда, а апелляционную жалобу ответчика считает неправомерной.
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в судебном заседании пояснил, что согласен с решением суда по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, своевременно и надлежащим образом извещенных о дате и месте судебного заседания.
Выслушав участников процесса, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Самарской области от 25 октября 2007 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что структурное подразделение филиала ОАО "Российские железные дороги", являясь оператором связи, представляло отдельным категориям граждан, проживающим на территории Самарской области в 2004 году право 50-процентной абонентской оплаты за услуги телефонной связи в связи с реализацией льгот, предусмотренных Федеральными Законами "О ветеранах" , "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Суд первой инстанции признал обоснованными требования истца на сумму 304 435 руб.44 коп.
Данный вывод суда является правильным .
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.
Так, Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статьи 15, 28) установлено, что инвалиды имеют льготы по оплате абонентской платы за телефон, за установку квартирного телефона.
Следуя предписанию закона, истец в 2004 году оказал услуги данной категории граждан по заниженной цене, в связи с чем, понес определенные расходы.
Порядок возмещения расходов операторам связи на предоставление льгот по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 2000 году установлен Правилами возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2004 года N 80 срок действия настоящих Правил продлен на 2004 год.
В пункте 2 Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 (с изменениями), указано, что финансирование расходов инвалидам, имеющим льготы по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами и инвалидами, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы ОАО "Российские железные дороги". В этой части материальные потери являются для истца убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у организации убытков.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Арбитражный суд, установив факт неисполнения Российской Федерацией своей обязанности по возмещению расходов по предоставлению льгот по оплате услуг связи отдельным категориям граждан, обоснованно взыскал убытки с Министерства финансов Российской Федерации как органа, выступающего от имени казны.
Доводы апелляционной жалобы о том, что распорядителем денежных средств по оказанию услуг связи являлось Министерство труда и социального развития Российской Федерации, а Министерство финансов Российской Федерации не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, несостоятельны, так как распоряжением Правительства Российской Федерации N 799-р от 11 июня 2004 г. названное Министерство упразднено и до настоящего времени не установлено, на кого возложены обязанности главного распорядителя средств федерального бюджета, направленных на погашение расходов за оказанные услуги связи отдельным категориям граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 г. предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2001 г. N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации органом, призванным выступать от имени казны Российской Федерации при возмещении вреда за ее счет, является Министерство финансов Российской Федерации.
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Самарскую область - финансовыми средствами для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанных федеральных законов, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 октября 2007 года по делу N А55-4748/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Н.А. Селиверстова |
Судьи |
Е.Я. Липкинд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4748/2006
Истец: ОАО "РЖД" (фил. "Куйбышевская железная дорога"), ОАО "РЖД"
Ответчик: Министерство финансов РФ (представитель УФК по Самарской области), Министерство финансов РФ
Третье лицо: Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, ОАО "РЖД" (Дорожная дирекция связи), Министерство управления финансами Самарской области, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области