28 января 2008 г. |
Дело N А55-13601/2007 |
г. Самара
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Г.О.,
с участием:
от заявителя - Пащенко А.П., доверенность от 25.12.2007 г., Свистун С.А., доверенность от 25.12.2007 г.,
от налогового органа - Иванова Т.В., доверенность от 25.07.2007 г., Погоняева Е.Н., доверенность от 07.11.2007 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 января 2008 г. апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 ноября 2007 г. по делу N А55-13601/2007 (судья Мальцев Н.А.),
по заявлению
ЗАО "Юкос-Транссервис", г. Новокуйбышевск
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара
о признании недействительным решения от 17.07.2007 г. N 12-24/4620/168,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Юкос-Транссервис" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области о признании недействительными решения N 12-24/4620/168 от 17.07.07 г. о возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Решением суда 1 инстанции от 13.11.2007 г. заявление Общества удовлетворено, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным по мотиву несоответствия положениям ст.164,165,171,172 НК РФ.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить как принятое при неправильном применении норм материального права.
При этом налоговый орган повторяет доводы, приведенные в оспариваемом налогоплательщиком решении, и ссылается на то, что Общество при подтверждении ставки 0 % в перечень затрат по транспортно-экспедиционному обслуживанию экспортных грузов неправомерно включило затраты по аренде вагоноцистерн и работы по ремонту вагоноцистерн, поскольку услуги по аренде и ремонту не относятся к услугам по сопровождению и экспедированию товаров. В связи с этим, по мнению налогового органа, обороты по сдаче в аренду цистерн и реализации ремонтных работ подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18 %., а сумма НДС по аренде цистерн и ремонту вагоноцистерн может быть предъявлена к вычету в соответствии со ст.ст.171-172 НК РФ.
Заявитель в отзыве просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение суда 1 инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, по результатам проведенной камеральной проверки представленной ЗАО "Юкос-Транссервис" 06.03.2007 г. уточненной налоговой декларации по НДС по ставке 0 % за июнь 2006 г. Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области было принято решение N 12-24/4620/168 от 17.07.2007 г., которым признано необоснованным применение налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС в сумме 8 959 428 руб., налогоплательщику отказано в возмещении НДС в сумме 8 959 428 руб. (л.д.8-12 т.1).
Решение налогового органа мотивировано тем, что оказываемые Обществом услуги по аренде и работы по ремонту цистерн не относятся к услугам по сопровождению и экспедированию экспортируемых товаров. Обороты по данным услугам и работам в сумме 111 399 595 руб. подлежат обложению НДС по налоговой ставке 18 %, а налоговые вычеты в сумме 11 092 498,82 руб. должны производиться в соответствии со ст.ст.171-172 НК РФ. Налогообложение реализации данных услуг по ставке 0 % в соответствии с пп.2 п.1 ст.164 НК РФ налогоплательщиком произведено неправомерно.
Таким образом, согласно решению сумма подтвержденного экспорта за июнь 2006 г. составляет 115 344 670 руб. (226 744 265 руб.-111 399 595 руб.) - общая сумма заявленной реализации за минусом суммы реализации по аренде цистерн и ремонту вагоноцистерн. Сумма отказанных налоговых вычетов по неподтвержденной реализации составляет 11 092 498,82 руб. (111 399 595 руб. х 9,957396 %). По мнению налогового органа, у ЗАО "Юкос-Транссервис" при оказании транспортно-экспедиционных услуг не могут возникать затраты, связанные с арендой цистерн и ремонтом вагоноцистерн. В связи с этим налогоплательщиком неправомерно применена ставка 0 % на сумму реализации 111 399 595 руб. и не начислен налог в сумме 20 051 927 руб. Неуплата налога составила 8 959 428 руб. (20 051 927 руб.-11 092 498,82 руб.).
Между тем данные выводы налогового органа являются ошибочными.
Из материалов дела и содержания оспариваемого решения налогового органа следует, что в представленной 19.07.2006 г. основной налоговой декларации за июнь 2006 г. заявитель отразил реализацию услуг по ставке 0 % в размере 226 744 265 руб. и налоговые вычеты по операциям при оказании услуг, связанных с перевозкой (транспортировкой) экспортируемых товаров, по ставке 0 % в размере 22 577 824 руб.
В представленной 06.03.2007 г. уточненной декларации за июнь 2006 г. заявитель увеличил налоговые вычеты на 18 236 144 руб.
При подтверждении ставки 0 % в перечень затрат по транспортно-экспедиторскому обслуживанию экспортных грузов ЗАО "Юкос-Транссервис" включило затраты по аренде вагоноцистерн в сумме 29 893 746 руб. (НДС в сумме 4 560 062,84 руб.) работы по ремонту вагоноцистерн в сумме 81 505 849 руб. (НДС в сумме 12 433 096 руб.).
В решении налогового органа отражено, что для подтверждения реального экспорта по представленной налоговой декларации налогоплательщик представил документы, предусмотренные ст.165 НК РФ, в том числе копии договоров транспортной экспедиции, копии грузовых таможенных деклараций, копии товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов "выпуск разрешен" и "товар вывезен полностью", копии поручений на погрузку экспортируемых товаров с указанием порта разгрузки и отметками "погрузка разрешена", копии коносамента на перевозку экспортируемого товара.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.164 НК РФ при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст.165 НК России, налогообложение производится по налоговой ставке 0 %.
Данное положение распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых товаров за пределы территории РФ.
Таким образом, факт реального экспорта товаров, в отношении которых заявителем по договорам транспортной экспедиции были оказаны транспортно-экспедиционные услуги, представленными налогоплательщиком для проведения камеральной налоговой проверки документами применительно к положениям ст.165 НК РФ подтвержден.
Налоговым органом данное обстоятельство ни в оспариваемом заявителем решении, ни в апелляционной жалобе не опровергается.
Вместе с тем при принятии оспариваемого решения налоговым органом не были учтены следующие обстоятельства.
Согласно положениям ст.801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
При этом договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Кроме того, в качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон.
Таким образом, экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение любых услуг, связанных с перевозкой груза, при этом перечень таких услуг законодателем не ограничен.
В соответствии со ст.805 ГК РФ экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.
В соответствии с п.2 ст.1 ГК РФ стороны свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора.
Таким образом, закон не содержит норм, запрещающих сторонам в рамках договоров транспортной экспедиции заключать договоры аренды цистерн и выполнения работ по их ремонту.
Поскольку оказанные Обществом услуги по договорам транспортной экспедиции, в том числе услуги по аренде и ремонту цистерн, согласно представленным договорам транспортной экспедиции и аренды цистерн (л.д. 77-101 т.1) непосредственно связаны с работами по сопровождению, транспортировке товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, то в соответствии с пп.2 п.1 ст.164 НК РФ обложение оказанных исполнителем и оплаченных заказчиком услуг налогом на добавленную стоимость должно производиться по ставке 0%, о чем правомерно сделан вывод судом 1 инстанции.
Следовательно, вывод налогового органа о том, что обороты по сдаче в аренду цистерн и реализации работ по их ремонту в указанных размерах подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18 % является необоснованным.
ЗАО "Юкос-Транссервис" имело право на применение налоговой ставки 0 процентов.
Данные выводы соответствуют единообразию судебной практики, сложившемуся по делам данной категории по аналогичным спорам между теми же сторонами, и неоднократно подтверждены постановлениями кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Поволжского округа (л.д.66-76 т.1).
Таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания для признания необоснованным применения налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС в размере 8 959 428 руб. и отказа Обществу в возмещении НДС в сумме 8 959 428 руб. по уточненной декларации по НДС за июнь 2006 г.
На данные обстоятельства правомерно указано в решении суда 1 инстанции.
С учетом изложенного доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе, являются ошибочными и во внимание приняты быть не могут.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно удовлетворил требования налогоплательщика, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 ноября 2007 г. по делу N А55-13601/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13601/2007
Истец: ЗАО "Юкос-Транссервис"
Ответчик: МИФНС России по КНП по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8378/2007