г. Самара
31 января 2008 г. |
Дело N А65-12283/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола судебного заседания Суворовым Д.В.,
с участием:
от заявителя - Жук Е.В. доверенность от 24 декабря 2007 г. N 4/9392/48;
от Федерального агентства по управлению федеральным имуществом - не явился, извещен;
от Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - не явился, извещен;
от третьих лиц:
от Кабинета Министров Республики Татарстан - не явился, извещен;
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан - не явился, извещен;
от Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан -не явился, извещен;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Татарстан - не явился, извещен;
от Муниципального учреждения Комитет по земельным и имущественным отношениям Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани - не явился, извещен; от Казанской КЭЧ - не явился, извещен;
от Военной прокуратуры Казанского гарнизона - не явился, извещен;
от ООО Фирма "Свей" -не явился, извещен;
от ЗАО "Рента" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа, г. Екатеринбург,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 октября 2007 г. по делу N А65-12283/2007 (судья Сальманова Р.Р.),
по заявлению
Военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа, г. Екатеринбург, в интересах
Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, г. Москва,
к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, г. Казань,
третьи лица:
Кабинет Министров Республики Татарстан, г. Казань,
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан (Управление Роснедвижимости по Республике Татарстан), г. Казань,
Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Татарстан, г. Казань,
Муниципальное учреждение Комитет по земельным и имущественным отношениям Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани, г. Казань,
Казанская КЭЧ, г. Казань,
Военная прокуратура Казанского гарнизона, г. Казань,
ООО Фирма "Свей", г. Казань,
ЗАО "Рента", г. Казань,
о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Приволжско-Уральского военного округа (далее - заявитель, Прокурор) в интересах Федерального агентства по управлению федеральным имуществом обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан к Администрации города Казани (далее - ответчик, администрация) с заявлением о признании недействительным постановления от 18 октября 2001 г. N 2206.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 октября 2007 г. в удовлетворении заявления отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что прокурором не представлено доказательств того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы конкретных граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратившихся в суд с соответствующим требованием; кроме того, ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления удовлетворению не подлежит.
Не согласившись с выводами суда, Военный прокурор Приволжско-Уральского военного округа подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что из самого текста постановления Главы администрации г. Казани от 18 октября 2001 г. N 2206 следует, что участок площадью 3 га перед передачей ООО "Фирме "Свей" был включен в черту города Казани, то есть ранее не входил в черту данного города; постановлением Главы администрации г. Казани от 18 октября 2001 г. N 2206, с согласия ООО "Фон", земельный участок площадью 3 га, изъятый у Казанской КЭЧ постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 августа 1996 г. N 680, был отведен ООО "Фирме "Свей", данное обстоятельство при вынесении решения судом учтено не было; Глава администрации г. Казани постановлением от 18 октября 2001 г. N 2206 распорядился земельным участком, являющимся федеральной собственностью; ФАУФИ, г. Москва (его Руководитель) и ТУ ФАУФИ по Республике Татарстан могли узнать о выявленных нарушениях Закона только из полученной почтой копии заявления военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа за исх. N 2/1/4238 от 28 мая 2007 г.
В судебном заседании представитель Военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители других лиц, участвующих в деле, в заседание суда не явились, в связи с надлежащим извещением их о месте и времени судебного разбирательства дело по апелляционной жалобе согласно ст. 156 АПК РФ рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя прокурора, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
18 октября 2001 г. Главой администрации г. Казани вынесено постановление N 2206 "О передаче Обществу с ограниченной ответственностью фирме "Свей" в собственность земельного участка по ул. Оренбургский тракт (т. 1 л.д. 10).
При принятии решения об отказе в удовлетворении требований прокурора о признании этого постановления недействительным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Исполнительным комитетом Лаишевского районного Совета народных депутатов на основании протокола N 21 заседания исполкома Лаишевского Совета народных депутатов ТАССР от 14 ноября 1984 г. (т. 1 л.д. 62) выдан государственный акт от 18 сентября 1984 г. КЭЧ Казанского района о пользовании землей в границах военного городка N 34 (А-I N 899690) в размере 6 964, 26 га согласно земельному плану (т. 1 л.д. 63, 66).
На указанный земельный участок 13 сентября 2005 г. Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан выдано свидетельство о государственной регистрации права, основанием которого является Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", субъектом прав считается Российская Федерация, месторасположение земельного участка за кадастровым номером 16:24:00 00 00:0028: Лаишевский район, около г. Казани, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1 л.д. 57) и кадастровым планом земельного участка (т. 1 л.д. 70-71).
В соответствии с п. 3 Положения "О структуре и порядке учета кадастровых номеров земельных участков и других объектов недвижимости", утвержденного Кабинетом Министров Республики Татарстан от 20 января 1998 г. номер Республики Татарстан в Российской Федерации, устанавливаемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации - 16; далее предусмотрен двухразрядный номер административного района или города республиканского подчинения, утверждаемый постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан.
Согласно Перечню кадастровых номеров административных районов и городов республиканского подчинения Республики Татарстан, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 января 1998 г. N 19 Лаишевскому району присвоен кадастровый номер 16:24, городу Казани присвоен кадастровый номер 16:50.
В порядке п. 7 Положения "О структуре и порядке учета кадастровых номеров земельных участков и других объектов недвижимости" кадастровый номер земельного участка и другого объекта недвижимости остается неизменным в течение всего времени их существования. При переходе прав к другому правообладателю, а также при изменении вида прав кадастровый номер данного объекта не меняется.
Из материалов дела следует, что земельный участок 16:50:17 13 02:0016, переданный в собственность ООО фирма "Свей" на основании оспариваемого постановления Главы администрации г. Казани от 18 октября 2001 г. N 2206, договора купли продажи между Службой земельного кадастра и ООО фирма "Свей" от 27 ноября 2003 г. и принадлежавшего ООО фирма "Свей" согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30 декабря 2003 г. (т. 1 л.д. 49, 50, 51) продано ЗАО "Рента" и принадлежит обществу на основании договора купли-продажи от 21 января 2004 г. (т. 1 л.д. 86) и свидетельства о государственной регистрации права от 05 февраля 2004 г. (т. 1 л.д. 85).
В соответствии с п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность Республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В п. 2 Приложения к указанному постановлению указано, что к объектам, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, относятся: имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Земельного кодекса РФ (введенного в действие с 25 октября 2001 г. на основании Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В порядке ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Земельного кодекса Республики Татарстан органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Уполномоченный орган, обладающий правом предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, определяется органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ч. 2 ст. 31 Земельного кодекса Республики Татарстан порядок и правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам определяются Земельным кодексом Российской Федерации.
Суд на основании кадастровых планов-схем границ земельных участков пришел к правильному выводу о том, что земельный участок 16:24:00 00 00:0028, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, и земельный участок за кадастровым номером 16:50:17 13 02:0016, принадлежащий в настоящее время ЗАО "Рента", имеет разные месторасположения.
Земельный участок с кадастровым номером 16:24:00 00 00:0028 относится к Лаишевскому району, имеет несколько обособленных участков: 16:24:15 03 04:0059 размером 296.78605 кв.м., 16:24:15 03 05:0089 - 6668914,97 кв.м., 16:24:15 03 05:0090 -23793384,2 кв.м., 16:24:15 03 05:0091 - 716080.948 кв.м., 16:24:15 03 06:0030 - 3011126,82 кв.м., 16:24:15 03 01:0014 - 32288236 кв.м., 16:24:15 03 02:0025 - 20258,47 кв.м. (т. 1 л.д. 143), которые ни по конфигурации плана земельного участка, ни по размеру обособленных земельных участков не соответствуют земельному участку под кадастровым номером 16:50:17 13 02:0016, находящемуся в городе Казани, Приволжский район, Оренбургский тракт и имеющему размер 30000 кв.м.
Из письма Управления Роснедвижимости по Республике Татарстан от 24 августа 2007 г. N 4724 следует, что земельный участок N 16:24:00 00 00:0028 расположен в черте Лаишевского района Республики Татарстан, в городскую черту населенного пункта муниципального образования г. Казани не входит, земельный участок, предоставленный ООО фирма "Свей" на основании постановления Главы администрации г. Казани от 18 октября 2001 г. N 2206 расположен на городских землях в пределах городской черты. Пересечений и накладок с земельным участком с кадастровым номером 16:24:00 00 00:0028 не имеет (т. 1 л.д. 84).
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что прокурор не доказал, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, при подаче в суд заявления о признании недействительным постановления Администрации города Казани от 18 октября 2001 г. N 2206 пропущен установленный ГК РФ срок исковой давности (3 года), а также предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обращение в суд.
Поскольку прокурор вправе обратиться в суд в защиту чьих-либо интересов, начало течения срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должно происходить с момента, когда лицо, в чьих интересах прокурор обратился в суд, узнало о нарушении его прав, течение срока исковой давности должно исчисляться с того момента, когда о нарушении своих прав оспариваемым ненормативным актом ответчика узнало или должно узнать Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, а не прокурор.
Судом правомерно отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока, поскольку заявителем не представлены доказательства наличия у Федерального агентства по управлению федеральным имуществом уважительных причин пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Кроме того, пропущенный срок исковой давности, предусмотренный ГК РФ, может быть восстановлен только при условии пропуска его по уважительным причинам физическим лицом, в данном случае прокурор обратился в суд в защиту интересов юридического лица.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине согласно ст. 110 АПК РФ следует возложить на прокурора, в связи с освобождением прокурора при подаче заявлений в суд от уплаты судебных расходов госпошлина в доход федерального бюджета не взыскивается.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 октября 2007 года по делу N А65-12283/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Н.Ю. Марчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-12283/2007
Истец: Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Военный прокурор Приволжско-Уральского военного округа
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РТ (Управление Роснедвижимости по РТ) , ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РТ, ООО "Фирма "Свей", МУ "Комитет по земельным и имущественным отношениям Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани", Казанская КЭЧ, Кабинет Министров РТ, Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, ЗАО "Рента", ГУ ФРС по РТ, Военная прокуратура Казанского гарнизона
Третье лицо: Управление Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по РТ ( управление роснедвижимости по РТ) , ЗАО "Рента", Военный прокурор Приволжско-Уральского Военного Округа (Военнная прокуратура Казанского гарнизона)
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8315/2007