11 февраля 2008 г. |
Дело N А65-27214/2007 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Филипповой Е.Г., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Васиной О.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя ООО "Редакция газеты "Вечерняя Казань" - Кадыровой Л.Р. (доверенность от 12.11.2007г.),
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ - Насырова А.Р. (доверенность от 05.02.2008г. N АГ-02/572), (до перерыва), после перерыва не явился,
представитель ООО "Транс Экспресс" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 - 11 февраля 2008 г. в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Редакция газеты "Вечерняя Казань", г.Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 декабря 2007 года по делу N А65-27214/2007 (судья Галиуллин Э.Р.),
принятое по заявлению ООО "Редакция газеты "Вечерняя Казань", г.Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань,
третье лицо: ООО "Транс Экспресс", г.Казань,
об отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Редакция газеты "Вечерняя Казань" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 17.10.2007г. N А069р/06 по делу об административном правонарушении (л.д.2-5).
Определением суда от 16.11.2007г. в соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО "Транс Экспресс" (л.д.49).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.12.2007г. по делу N А65-27214/2007 в удовлетворении требований отказано (л.д.61-62).
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и признать оспариваемое постановление административного органа незаконным (л.д.67-69).
Управление апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
ООО "Транс Экспресс" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя ООО "Транс Экспресс", надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Общества поддержала апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Представитель Управления отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
В соответствии со ст.163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 07.02.2008г. до 11 час. 10 мин. 11.02.2008г., после окончания перерыва судебное заседание продолжено.
Информация о перерыве размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в ходе мониторинга рекламы печатных изданий СМИ Управлением установлены нарушения законодательства о рекламе в газете "Вечерняя Казань" от 14.09.2007г. N 146 (3504). В указанной газете, на странице 4 размещена реклама компании эксплуатации и путешествий Venera-Tur, в которой указаны стоимостные показатели только в иностранной валюте без указания сумм в рублях.
01.10.2007г. Управлением вынесено определение о возбуждении в отношении Общества производства по делу об административном правонарушении. В данном определении представитель Общества приглашался для составления протокола об административном правонарушении на 10.10.2007г. в 15 час. 00 мин. (л.д.30-31).
Указанное определение направлено Обществу заказной почтой с уведомлением о вручении, о чем имеется отметка о его вручении 10.10.2007г.
10.10.2007г. Управлением составлен протокол N А069р/02 об административном правонарушении, в котором зафиксировано нарушение части 7.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) (л.д.32-33). Протокол составлен в отсутствие представителя Общества, так как явившийся для составления протокола представитель Общества - Кондратенко Г.Т. представил доверенность, оформленную не надлежащим образом. В протоколе указано, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 17.10.2007г. в 15 час. Протокол направлен Обществу заказным письмом с уведомлением о вручении, о чем имеется отметка о его вручении 12.10.2007г. (л.д.34).
17.10.2007г. Управлением, по результатам рассмотрения материалов проверки, вынесено постановление N А069р/06 о привлечении Общества к административной ответственности на основании статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 40000 руб. (л.д.35-37).
Общество не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, неправильно применил нормы материального права.
Согласно части 7.1 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.
Данное положение внесено в Закон о рекламе Федеральным законом от 12.04.2007г. N 48-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления требований к указанию стоимостных показателей" и вступило в силу с 01.07.2007г.
В силу части 8 статьи 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 статьи 38, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично проведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Статьей 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.
Из материалов дела видно, что 01.06.2007г. между Обществом (Редакция) и ООО "ТрансЭкспресс" (Заказчик) заключен договор N ЛИ-86, согласно которого Общество принимает на себя следующие обязательства: пункт 2.1 - предоставлять на утверждение Заказчику оригинал-макеты до начала публикации, знакомить Заказчика, по его требованию, с ходом работ по изготовлению рекламы. При этом Заказчик согласно пункту 2.2 договора обязуется предоставлять информацию, необходимую для изготовления рекламы и согласовывает готовые оригинал-макеты до опубликования (л.д.11-12). ООО "ТрансЭкспресс" согласовало изготовленный Обществом рекламный макет (л.д.13).
Изготовленная Обществом реклама опубликована в N 146 газеты "Вечерняя Казань", в которой содержится перечень предлагаемых компанией экскурсий и путешествий Venera-Tur, туристических маршрутов по различным направлениям, стоимость которых указана в иностранной валюте.
Кроме того, в письме Общества от 20.09.2007г. N 150 адресованного Управлению указано, что Обществом наказаны лица ответственные за изготовление рекламы в N 146 газеты "Вечерняя Казань" с нарушением рекламного законодательства РФ (л.д.38).
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, сделал правильный вывод, что административная ответственность за нарушение Закона о рекламе должна возлагаться на Общество.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 62 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица федерального антимонопольного органа и его территориальных органов вправе составлять протоколы об административном правонарушении, которые должны содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
Как видно из представленных в дело документов, производство по делу об административном правонарушении возбуждено Управлением с нарушением указанных норм.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Несоблюдение такого порядка органами, уполномоченными привлекать субъектов к административной ответственности, нарушит право привлекаемого лица на защиту. Протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ в силу статьи 64 АПК РФ, статьи 26.2 КоАП РФ не может быть признан доказательством по делу.
Как следует из пояснений представителя Общества данных в суде апелляционной инстанции, определение от 01.10.2007г. о явке в Управление представителя Общества для составления протокола об административном правонарушении получено курьером Общества Каюмовой А.М. 10.10.2007г. в 15 час. 00 мин. и в 16 час. 00 мин. передано руководителю Общества. Данный факт подтверждается уведомлением о вручении и не опровергнут Управлением. Каких-либо иных доказательств об извещении Общества, Управлением в суд не представлено.
В связи с тем, что в определении от 01.10.2007г. приглашался представитель Общества для составления протокола на 10.10.2007г. к 15 час.00 мин., а получено определение Обществом в это же время, следовательно, Общество было несвоевременно уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, поэтому не имело реальной возможности оформить надлежащим образом доверенность для представителя.
Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Судом апелляционной инстанции установлено, что Общество не извещено в установленном законом порядке, а участвующий при возбуждении производства представитель Кондратенко Г.Т. не имел надлежащих полномочий, что отражено в протоколе об административном правонарушении (л.д.32-33).
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007г. N 46 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ. Доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет соблюдение административным органом установленного порядка привлечения к ответственности.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с тем, что допущенное Управлением вышеуказанное нарушение носит существенный характер, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 декабря 2007 года по делу N А65-27214/2007 отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Редакция газеты "Вечерняя Казань" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N А069р/06 от 17.10.2007г. по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Редакция газеты "Вечерняя Казань".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Е.Кувшинов |
Судьи |
Е.Г.Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27214/2007
Истец: ООО "Редакция газеты "Вечерняя Казань"
Ответчик: УФАС по РТ
Третье лицо: ООО "Транс Экспресс"
Хронология рассмотрения дела:
11.02.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-82/2008