14 февраля 2008 г. |
Дело N А55-15897/2007 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Глущенко Е.И.,
с участием:
от заявителя - Корнеев В.В. доверенность от 15 февраля 2006 г. N 127;
от Управления - Тихоненко Н.В. доверенность от 9 января 2008 г. N 5,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 декабря 2007 г. по делу N А55-15897/2007 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению
Администрации муниципального района Кинельский, г. Кинель, Самарская обл.,
к Управлению Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального района Кинельский (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Самарской области (далее - Управление) по возврату Администрации муниципального района Кинельский исполнительного листа N 062279 по делу N А55-8399/2007.
Кроме того, просила обязать Управление Федерального казначейства по Самарской области в порядке восстановления нарушенного права Администрации принять к исполнению исполнительный лист.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 декабря 2007 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что судебным актом по делу N А55-8399/2007 установлено, что спор имел экономическую основу, по своему характеру являлся публично-правовым спором, возникшим из налоговых правоотношений, поэтому подлежал разрешению в соответствии со ст.ст. 27 и 29 АПК РФ и с учетом положений, содержащихся в ст. 53 АПК РФ и ст. 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В рамках настоящего дела Администрация обратилась в арбитражный суд в защиту экономических интересов местного самоуправления с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Самарской области, выразившихся в возврате исполнительного листа, обязывающего Управление Федерального казначейства по Самарской области перечислить денежные средства в размере 4 151 942, 44 руб., без исполнения.
По делу N А55-8399/2007 ответчиком - должником было Управление Федерального казначейства по Самарской области. Именно Управление Федерального казначейства по Самарской области, а не Министерство финансов РФ, которое не являлось участником процесса, суд обязал осуществить перечисление названной суммы заявителю.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федерального казначейства по Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление ссылается на то, что из решения Арбитражного суда Самарской области от 15 августа 2007 г. по делу N А55-8399/2007 следует, что обязательства возникли у Российской Федерации, а не у Управления Федерального казначейства по Самарской области как федерального бюджетного учреждения и субъекта договорных отношений.
Администрация Кинельского района Самарской области не предъявляла исполнительный лист к исполнению ни в порядке, предусмотренном ст. 242.2 БК РФ, ни в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", а, следовательно, у суда отсутствовали правовые основания для обязания Управления Федерального казначейства по Самарской области исполнить исполнительный лист N 062279 по делу N А55-8399/2007.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал, просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
Представитель Администрации доводы апелляционной жалобы не признал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Арбитражный суд Самарской области 15 августа 2007 г. по делу N А55-8399/2007 по заявлению Администрации муниципального района Кинельский к Управлению Федерального казначейства по Самарской области принял решение об обязании Управления Федерального казначейства по Самарской области перечислить денежные средства в размере 4 151 942 руб. 44 коп. в бюджет Кинельского района за счет казны Российской Федерации.
На основании ходатайства Администрации муниципального района Кинельский Самарской области от 18 сентября 2007 г. (л.д. 46) исполнительный лист от 08 октября 2007 г. N 062279 по делу N А55-8399/2007 (л.д. 43) был направлен Арбитражным судом Самарской области в адрес Управления Федерального казначейства по Самарской области.
Письмом от 18 октября 2007 г. N 15-25/5124 Управление возвратило указанный исполнительный лист заявителю (л.д. 41-42). Причиной возврата исполнительного листа послужило то обстоятельство, что Управление не является органом, осуществляющим исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 318, 319 АПК РФ принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено нормами АПК РФ.
Принудительное исполнение судебных актов производится в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", а обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - в порядке главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В соответствии со ст. 165 БК РФ полномочия по организации исполнения федерального бюджета в бюджетном процессе возложены на Министерство финансов Российской Федерации.
По смыслу и содержанию ст. 166.1 БК РФ бюджетные полномочия Федерального казначейства не предусматривают возможности перечисления казначейством денежных средств непосредственно из федерального бюджета в местные бюджеты в порядке исполнения судебных решений.
В соответствии со ст. 242.3 БК РФ исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации исполнительные листы и документы, предусмотренные п. 2 ст. 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.
При этом в силу п.п. 5, 7 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом о бюджете, Министерство финансов РФ ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.
Как следует из исполнительного листа от 08 октября 2007 г. N 062279, решением Арбитражного суда Самарской области от 15 августа 2007 г. по делу N А55-8399/2007 суд обязал Управление Федерального казначейства по Самарской области перечислить денежные средства в размере 4 151 942, 44 руб. в бюджет Кинельского района Самарской области за счет казны Российской Федерации.
Таким образом, указанное решение не подлежит исполнению в порядке ст. 242.3 БК РФ органами Федерального казначейства, поскольку решение должно исполняться за счет казны Российской Федерации.
С учетом этого Управление Федерального казначейства по Самарской области правомерно возвратило исполнительный лист заявителю с указанием на предусмотренный законом порядок исполнения.
Администрация Кинельского района Самарской области не предъявляла исполнительный лист к исполнению ни в порядке, предусмотренном ст. 242.2 БК РФ, ни в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", вследствие чего у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для обязания Управления Федерального казначейства по Самарской области исполнить исполнительный лист от 08 октября 2007 г. N 062279 по делу N А55-8399/2007.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ следует отменить, в удовлетворении заявления Администрации Кинельского района Самарской области отказать полностью.
Расходы по уплате госпошлины распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 декабря 2007 г. по делу N А55-15897/2007 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15897/2007
Ответчик: Управление Федерального Казначейства по Самарской области
Третье лицо: ОАО "Самаранефтегаз"