13 февраля 2008 г. |
Дело N А65-15422/2007 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 13 февраля 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 13 февраля 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Г.О.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от налогового органа - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7 дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 12 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 ноября 2007 г., по делу N А65-15422/2007 (судья Якупова Л.М.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Тесакова Олега Анатольевича, г. Чистополь, Республика Татарстан
к Межрайонной ИФНС России N 12 по Республике Татарстан, г. Чистополь, Республика Татарстан
третье лицо ГУ УПФ РФ по городу Чистополь, Чистопольскому и Новошеминскому районам Республики Татарстан, г. Чистополь, Республика Татарстан
о возврате излишне уплаченные страховые взносы, проценты.
УСТАНОВИЛ:
Предприниматель Тесаков Олег Анатольевич (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об обязании Межрайонной ИФНС России N 12 по Республике Татарстан (далее налоговый орган) возвратить 20 000 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, взыскании 439 руб. процентов за нарушение срока возврата и 2 000 руб. судебных расходов.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 ноября 2007 г. заявленные требования удовлетворены. На налоговый орган возложена обязанность возвратить заявителю 20 000 рублей излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. С налогового органа в пользу заявителя взысканы 439 руб. процентов, начисленных за нарушение срока возврата излишне уплаченных страховых взносов, а также 2 000 рублей судебных расходов на оплату услуг представителя.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявления.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителем уплачены страховые взносы, направляемые на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 23 890 руб. по платежному поручению N 000009 от 28.01.2005 г.
Сумма излишней уплаты образовалась в результате ошибки банка, зачислившего указанную сумму вместо КБК 18210202010061000160 (страховая часть) как правильно указано в платежном поручении N 000009 от 28.01.2005г. на КБК 18210202020061000160 (накопительная часть), что привело к вышеназванной переплате накопительной части страховых взносов.
Заявитель 28.03.2007 г. обратился в налоговый орган с заявлением N 2007-02 о возврате переплаты по страховым взносам, начисляемым на накопительную часть трудовой пенсии, в сумме 20 000 руб. на расчетный счет заявителя.
Письмом от 17.04.2007 г. N 19 налоговый орган отказал заявителю в возврате излишне уплаченных платежей, мотивируя свой отказ тем, что законодательством не урегулирован порядок зачета (возврата) страховых взносов, которые не отвечают понятию налога и не определен государственный орган, уполномоченный производить зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов.
Данные доводы налогового органа являются ошибочными в связи со следующим.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" с 01.01.2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения страховых взносов в Пенсионный фонд РФ осуществляется налоговыми органами РФ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 25 данного Закона контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов.
Специальный порядок зачета или возврата излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данный Закон не предусматривает.
Правом контроля за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов, а, следовательно, и правом на осуществление зачета и возврата излишне (ошибочно) уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование органы Пенсионного Фонда РФ данным Законом не наделены.
Пунктом 1 ст. 13 Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель для органов Пенсионного фонда Российской Федерации не установил.
Поскольку названный Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 4, 7, 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
В пункте 13 указанной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные ст. 78 Кодекса, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
В то же время ст. 2 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" предусмотрено принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации.
Согласно Приложению 11.1 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 22.12.2005 г. N 176-ФЗ) и Приложению 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114 н, главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - является Федеральная налоговая служба.
Кроме этого, полномочия налоговых органов по осуществлению возврата (зачета) платежей, а также по представлению копий электронных расчетных документов и исполненных органами федерального казначейства заключений налоговых органов на возврат (зачет) по форме, установленной МНС России, в части платежей, относящихся к Пенсионному фонду Российской Федерации, прямо предусмотрены во второй главе "Обязанности органов МНС России" Соглашения по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации от 02.12.2003 г.
Таким образом, утверждение налогового органа об отсутствии у него права по осуществлению возврата либо зачета излишне (ошибочно) уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является несостоятельным, как не основанное на содержании ст.78 НК РФ.
На данные обстоятельства правомерно указано в решении суда первой инстанции.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.02.2007 г. по делу N А12-10878/06, от 29.06.2006 г. по делу N А 12-651/06-С21.
Кроме того, в силу пункта 10 статьи 78 НК РФ в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
При этом процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата. Аналогичная правовая норма содержится в пункте 9 статьи 78 НК РФ.
Поскольку сумма излишне уплаченных страховых взносов не была возвращена заявителю, то начисление процентов в размере 439 руб. в период с 29 апреля 2007 года (истечение месячного срока возврата излишне уплаченных сумм со дня подачи заявления в налоговый орган) по 16.07.2007 г. (день подачи заявления в арбитражный суд) суд первой инстанции правомерно счел обоснованным.
Заявителем в материалы дела представлен договор N 07/20-СА от 01 марта 2007 г., заключенный с предпринимателем Каримовым Р.Р. на оказание юридической помощи, согласно пункту 3.1 которого вознаграждение Каримова за оказание услуг юридической помощи в суде первой инстанции составляет 2 000 руб.
Судебные расходы по указанному договору в сумме 2 000 руб. были уплачены заявителем, что подтверждается платежной квитанцией ОАО "АБ "Девон-Кредит" от 12.09.2007 г.
Во исполнение своих обязательств по договору от 1 марта 2007 года N 07/20-СА, Каримов P.P. составил исковое заявление и представлял интересы заявителя в судебном заседании от 13 сентября 2007 года, судебные расходы, понесенные заявителем, являются обоснованными и документально подтвержденными.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя к налоговому органу.
Проверив в полном объеме иные доводы заявителя апелляционной жалобы, суд считает, что они подлежат отклонению как несостоятельные, не основанные на надлежащем толковании положений действующего законодательства и по существу повторяющие аргументы ответчика по делу, изложенные в отзыве на заявление и уже получившие надлежащую оценку в решении суда первой инстанции.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 ноября 2007 г., по делу N А65-15422/2007оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Н.Ю. Марчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-15422/2007
Истец: ИП Тесаков О.А.
Ответчик: МИ ФНС России N12 по РТ
Третье лицо: ГУ - УПФ РФ по г.Чистополь, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8606/2007