г. Самара
27 февраля 2008 г. |
Дело N А55-14440/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 21 февраля 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 27 февраля 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В.,
с участием:
от заявителя - Исламгазиева Ж.О., доверенность от 23.07.2007 г.,
от таможенного органа - Юртаева К.Р., доверенность от 23.10.2007 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7 дело по апелляционной жалобе Самарской таможни на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 декабря 2007 г. по делу N А55-14440/2007 (судья Степанова И.К.),
принятое по заявлению ООО "Самара-Лидер", г. Самара
к Самарской таможне, г. Самара
о признании незаконным отказа в возврате денежных средств и обязании возвратить денежные средства
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Самара-Лидер" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным (неправомерным) отказа Самарской таможни (далее таможенный орган) в возврате остатков денежных средств по авансовым платежам, уплаченным по платежным поручениям N 150 от 10.11.2005 г., N 157 от 17.11.2005 г., N 173 от 20.12.2005 г. на общую сумму 175 359, 43 руб. и о возложении на таможенный орган обязанности по возврату денежных средств по авансовым платежам в общей сумме 175 359, 43 руб., уплаченных Обществом с ограниченной ответственностью "Самара-Лидер" по платежным поручениям N 150 от 10.11.2005 г., N 157 от 17.11.2005 г., N 173 от 20.12.2005 г.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 декабря 2007 г. по делу N А55-14440/2007 удовлетворено заявление о возложении на Самарскую таможню обязанности по возврату денежных средств по авансовым платежам в общей сумме 175 359, 43 руб., уплаченных Обществом с ограниченной ответственностью "Самара-Лидер" по платежным поручениям N 150 от 10.11.2005 г., N 157 от 17.11.2005 г., N 173 от 20.12.2005 г. В удовлетворении заявления о признании незаконным (неправомерным) отказа Самарской таможни (далее таможенный орган) в возврате остатков денежных средств по авансовым платежам, уплаченным по платежным поручениям N 150 от 10.11.2005 г., N 157 от 17.11.2005 г., N 173 от 20.12.2005 г. на общую сумму 175 359, 43 руб. отказано.
Таможенный орган в апелляционной жалобе просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции в части удовлетворения заявленного требования о возложении на Самарскую таможню обязанности по возврату денежных средств по авансовым платежам в общей сумме 175 359, 43 руб., поскольку считает, что судом неправильно применены нормы материального права, а выводы суда первой инстанции в этой части противоречат обстоятельствам дела.
Заявитель считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. От лиц, участвующих в деле не поступило возражений.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение арбитражного суда первой инстанции в части возложения на Самарскую таможню обязанности возвратить денежные средства в сумме 175 359, 43 руб., уплаченные в виде авансовых платежей обществом с ограниченной ответственностью "Самара-Лидер" по платежным поручениям от 10.11.2005 г. N 150, от 17.11.2005 г. N 157, от 20.12.2005 г. N 173 отменить, в удовлетворении заявления в этой части отказать, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что заявителем по платежным поручениям N 150 от 10.11.2005 г. на сумму 500 000 руб., N 157 от 17.11.2005 г. на сумму 32 000 руб., N 173 от 20.12.2005 г. на сумму 145 305, 64 руб. перечислены на счет таможенного органа авансовые платежи в указанных в платежных поручениях суммах.
Наличие остатков авансовых платежей на счете таможенного органа в общей сумме 175 359, 43 руб. подтверждается актом выверки авансовых платежей по состоянию на 15.08.2007 г., и таможенным органом не оспаривается.
Из акта выверки расчетов по авансовым платежам следует, что за счет авансовых платежей, уплаченных по платежному поручению N 150 от 10.11.2005 г. в сумме 500 000 руб. произведена оплата таможенных платежей по следующим ГТД: N 10412060/251105/0015149 на сумму 86 763, 96 руб., N 10412060/251105/0015150 на сумму 3 029, 82 руб., N 10412060/051205/0015534 на сумму 236 786, 93 руб., N 10412060/120106/0000144 на сумму 32 097, 95 руб., N 10412060/260107/0000916 на сумму 1 830, 84 руб. За счет авансовых платежей, уплаченных по платежному поручению N 157 от 17.11.2005 г. в сумме 32 000 руб. уплата таможенных платежей не производилась. За счет авансовых платежей, уплаченных по платежному поручению N 173 от 20.12.2005 г. в сумме 145 305, 64 руб. произведена оплата таможенных платежей по ГТД N 10412060/120106/000143 на сумму 141 436, 71 руб.
Заявитель 29.08.2007 г. направил в таможенный орган заявление о возврате остатка авансовых платежей, уплаченных по платежным поручениям N 150 от 10.11.2005 г., N 157 от 17.11.2005 г., N 173 от 20.12.2005 г. в размере 175 359, 43 руб.
Таможенный орган 13.09.2007 г. направил заявителю письмо за исходящим номером N 03-01-08/8820 в котором сообщил заявителю о необходимости предоставления в таможенный орган в соответствии с приказом ГТК России N 607 от 25.05.2004 г. оригиналов платежных поручений N 150 от 10.11.2005 г. и N 173 от 20.12.2005 г. зарегистрированных в отделе таможенных платежей для решения вопроса о возврате авансовых платежей.
Арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о том, что таможенный орган не отказывал заявителю в возврате остатков денежных средств по авансовым платежам, уплаченным по платежным поручениям N 150 от 10.11.2005 г., N 157 от 17.11.2005 г., N 173 от 20.12.2005 г. на общую сумму 175 359,43 руб., в связи с чем письмо таможенного органа не может быть признано несоответствующим требованиям ст. 330 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 330 Таможенного кодекса Российской Федерации авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Авансовые платежи могут быть внесены в кассу или на счет таможенного органа в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле. Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со ст. 353 Таможенного кодекса Российской Федерации. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей. Возврат авансовых платежей осуществляется по правилам. предусмотренным Кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.
В соответствии со ст. 355 Таможенного кодекса российской Федерации излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Приказом ГТК Российской Федерации N 608 от 25.05.2004 г., зарегистрированном в Минюсте РФ 23.06.2004 г. за N 5865, изданным в соответствии со ст. 63 и 355 Таможенного кодекса Российской Федерации, действующим до настоящего времени и не признанным в установленном порядке незаконным, утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения о возврате (зачете) таможенных пошлин, налогов и возврате авансовых платежей.
К числу таких документов отнесены платежные документы, подтверждающие поступление денежных средств в кассу или на счет таможенного органа, открытый для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что заявитель в нарушение положений, указанного выше приказа ГТК РФ не приложил к заявлению платежные документы, ссылаясь на их утрату.
Довод заявителя об утрате документов опровергается материалами дела, из которых следует, что платежные поручения N 150 от 10.11.2005 г., N 157 от 17.11.2005 г., N 173 от 20.12.2005 г. находятся у таможенного брокера, осуществляющего таможенное оформление в интересах заявителя. Таможенный брокер в письме на имя начальника Самарской таможни от 06.12.2007 г. за N 136 выразил готовность предоставить заявителю подлинники платежных поручений.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление в обжалованной части и обязывая таможенный орган возвратить заявителю остаток авансовых платежей сделал вывод о том, что положения Приказа ГТК Российской Федерации N 608 от 25.05.2004 г. ограничивают право заявителя на возврат авансовых платежей и не должны применяться, а ссылку таможенного органа на этот приказ признал необоснованной.
Этот вывод суда первой инстанции нельзя признать правильным, поскольку установленный этим приказом порядок возврата авансовых платежей, перечень документов, представляемых вместе с заявлением о возврате, необходимых для принятия решения о возврате, не противоречат положениям таможенного законодательства. Этот вывод противоречит выводу, сделанному в этом же деле о том, что таможенный орган не отказывал заявителю в возврате авансовых платежей, а следовательно правомерно потребовал от заявителя предоставления документов, предусмотренных приказом ГТК РФ N 607 от 25.05.2004 г.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Таможенного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии с законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах.
Приказ ГТК РФ N 607 от 25.05.2004 г., как нормативный правовой акт федерального органа, уполномоченного в области таможенного дела не признан в установленном судебном порядке недействующим и подлежит применению.
Поскольку решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части принято при неправильном применении норм материального права, а заявителем не соблюден порядок возврата авансовых платежей, не представлены подлинные платежные поручения с отметками таможенных органов о произведенных списаниях денежных средств по этим платежным поручениям, решение суда первой инстанции следует отменить в обжалуемой части и отказать в этой части в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 декабря 2007 г. по делу N А55-14440/2007 в части возложения на Самарскую таможню обязанности возвратить денежные средства в сумме 175 359, 43 руб., уплаченные в виде авансовых платежей обществом с ограниченной ответственностью "Самара-Лидер" по платежным поручениям от 10.11.2005 г. N 150, от 17.11.2005 г. N 157, от 20.12.2005 г. N 173 отменить.
В удовлетворении заявленного требования в этой части отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14440/2007
Ответчик: Самарская таможня
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-263/2008