17 марта 2008 г. |
Дело N А55-19040/2006 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Рогалевой Е.М., судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т., при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В., с участием:
от заявителя - Орлов И.А. доверенность от 7 марта 2008 г.;
от Министерства имущественных отношений - Литвинова И.Г. доверенность от 20 декабря 2007 г. N 694;
от третьих лиц:
от Департамента управления имуществом - Шамилина Е.Ю. доверенность от 14 февраля 2008 г. N 601;
от ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 марта 2008 г., в зале N 7, апелляционную жалобу ООО "Самторг", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 декабря 2007 г. по делу N А55-19040/2006, судья Асадуллина С.П.,
по заявлению ООО "Самторг", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, третьи лица: Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Самторг" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом дополнений (т. 1 л.д. 116) о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области по заключению договора купли-продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, площадью 2668,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Революционная, 70, и обязании устранить допущенные нарушения путем подготовки и направления проекта договора купли-продажи земельного участка в адрес ООО "Самторг" в двухнедельный срок.
Решением суда первой инстанции от 23 января 2007 г. требования заявителя удовлетворены полностью, бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в неподготовке проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 2668,2 кв.м., расположенного в г. Самаре, Октябрьский район, ул. Революционная, д. 70, и ненаправлении проекта договора заявителю признано незаконным, суд обязал Министерство направить в двухнедельный срок ООО "Самторг" проект договора купли-продажи земельного участка с предложением заключить указанный договор (т. 1 л.д. 145-146).
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2007 г. решение суда первой инстанции изменено. Признано незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в неподготовке проекта договора купли-продажи земельного участка, занятого объектами недвижимости, принадлежащими на праве собственности ООО "Самторг" и расположенного в г. Самаре, Октябрьский район, ул. Революционная, д. 70, и в ненаправлении проекта договора заявителю. В остальной части решение суда оставлено без изменения (т. 2 л.д. 55-56).
Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 04 октября 2007 г. решение суда от 23 января 2007 г. и постановление от 16 апреля 2007 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение (т. 2 л.д. 103-104).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 декабря 2007 г. в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 2 л.д. 145-147).
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что заявителем нарушен Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74, в частности, не представлены копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок предыдущего собственника зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке; ООО "Самторг" ни с заявлением от 24 октября 2006 г., ни в суд не представлена кадастровая карта (план) испрашиваемого земельного участка, доказательств обращения ООО "Самторг" с заявлением об изготовлении кадастровой карты не представлено.
Не согласившись с выводами суда, ООО "Самторг" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что вывод суда об отсутствии бездействия со стороны Министерства не соответствует обстоятельствам дела; вывод суда о наличии на испрашиваемом земельном участке иных объектов недвижимого имущества, не принадлежащих заявителю, не соответствует имеющимся в деле доказательствам, указанные в решении объекты недвижимости располагаются на смежных земельных участках, право собственности на которые заявителем не испрашивалось; вывод суда о том, что действия Министерства обоснованны, поскольку ООО "Самторг" к заявлению не был приложен кадастровый план земельного участка, является неправомерным.
В судебном заседании представитель ООО "Самторг" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Министерства имущественных отношений Самарской области и Департамента управления имуществом городского округа Самара считают решение суда законным и обоснованным.
Представитель Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Самарской области в заседание суда не явился, в связи с надлежащим извещением его о месте и времени судебного разбирательства дело по апелляционной жалобе согласно ст. 156 АПК РФ рассмотрено в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 24 июня 2003 г. (т. 1 л.д. 11) ООО "Самторг" является собственником нежилого здания мастерской, литера КК1, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Революционная, д. 70.
11 октября 2006 г. ООО "Самторг" на основании пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением (с приложением правоустанавливающих документов) о приобретении в собственность земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, в целях использования земельного участка под нежилым зданием, принадлежащим ему на праве собственности (т. 1 л.д. 10).
По результатам рассмотрения данного заявления Министерство имущественных отношений Самарской области возвратило ООО "Самторг" прилагаемый к заявлению пакет документов в связи с его несоответствием установленным требованиям, указав в письме от 20 ноября 2006 г., что заявитель не представил документы, подтверждающие право собственности на другие строения, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, а также документы о правах на испрашиваемый земельный участок предыдущего собственника объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке (т. 1 л.д. 98-99).
В установленный законом срок решение по заявлению ООО "Самторг" Министерством принято не было.
Судом первой инстанции сделан вывод об отсутствии оснований для признания бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, выразившегося в неподготовке проекта договора купли-продажи земельного участка, незаконным.
При этом судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13 июня 2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками на территории городского округа Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды данных земельных участков.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в двухнедельный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка заявителю, а также направляет ему проект договора купли-продажи.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти является обязательным.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти незаконным суд, в соответствии с вышеуказанным Постановлением Пленума ВАС РФ, обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
С учетом этого, поскольку указанная предусмотренная законом обязанность Министерством имущественных отношений Самарской области не была исполнена, требования заявителя о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, выразившегося в неподготовке проекта договора купли-продажи земельного участка, занятого объектами недвижимости, принадлежащими на праве собственности ООО "Самторг", и расположенного по адресу: город Самара, Октябрьский район, улица Революционная, 70, и в ненаправлении проекта договора заявителю ООО "Самторг", а также об обязании Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, направить в 2-х недельный срок ООО "Самторг", г. Самара, проект договора купли-продажи земельного участка, занятого объектами недвижимости, принадлежащими на праве собственности ООО "Самторг", расположенного по адресу: город Самара, Октябрьский район, улица Революционная, 70, подлежат удовлетворению.
При этом с учетом положений пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для указания в резолютивной части решения конкретного размера площади спорного земельного участка - 2668,2 кв.м.
По смыслу и содержанию пункта 3 статьи 33, пункта 2 статьи 35, пункта 7 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением, и части, необходимой для их использования, определяется в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной и проектной документацией.
В связи с этим общая площадь спорного земельного участка с учетом площади, непосредственно находящейся под указанным нежилым зданием, и площади, необходимой для его использования, подлежит установлению при изготовлении кадастровой карты земельного участка, утверждении уполномоченным органом в установленном порядке его размеров и границ и направлении Министерством в адрес ООО "Самторг" проекта договора купли-продажи указанного земельного участка.
С учетом этого отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя в части указания на конкретный размер земельного участка - 2668,2 кв.м.
Ссылка Министерства имущественных отношений в письме от 20 ноября 2006 г. (т. 1 л.д. 98-99) в обоснование возврата приложенного Обществом к заявлению пакета документов на то обстоятельство, что заявитель не представил документы, подтверждающие право собственности на другие строения, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, а также документы о правах на испрашиваемый земельный участок предыдущего собственника объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке, не может быть признана обоснованной в связи со следующим.
В порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ подлежало рассмотрению заявление юридического лица о предоставлении земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему объект недвижимости.
Поскольку представленным заявителем свидетельством о собственности подтверждается его право собственности на этот объект недвижимости, исходя из смысла статьи 36 Земельного кодекса РФ, основанием для отказа в предоставлении земельного участка, занятого этим объектом недвижимости, мог послужить только прямой запрет в приватизации данного земельного участка, предусмотренный законом.
В данном случае Министерством не представлены в суд доказательства того, что земельный участок, занятый объектом недвижимости, принадлежащим заявителю на праве собственности, не подлежит приватизации в силу закона.
Не представлены также доказательства того, что на данном земельном участке расположены объекты недвижимости, не принадлежащие ООО "Самторг".
Нахождение каких-либо объектов недвижимости по адресу: Революционная, 70, совпадающим с адресом объекта недвижимости, принадлежащего заявителю, не может служить доказательством нахождения этих объектов именно на земельном участке, занятом объектом недвижимости Общества.
Правоустанавливающие документы на объект недвижимости - нежилое здание мастерской литера КК1 - Обществом были представлены.
Недвижимое имущество приобретено заявителем по договору купли-продажи от 06 июня 2003 г. N 2 у Автоколонны 1817 (т. 1 л.д. 12-13).
Права предыдущего собственника - Автоколонны N 1817 "Самараавтотранс" на землю под приобретенным заявителем зданием подтверждены свидетельством от 14 июля 1992 г. N 458, выданным Земельным комитетом г. Самары (т. 1 л.д. 31).
У Общества имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности на здание мастерской литера КК1 от 24 июня 2003 г. серии 63-АА N 876374 (т. 1 л.д. 11).
К заявлению ООО "Самторг" свидетельство о государственной регистрации права, а также копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок прежнего собственника объектов недвижимости были приложены, что подтверждается указанием на них в приложении к заявлению (т. 1 л.д. 10).
С учетом этого у Министерства имущественных отношений Самарской области отсутствовали предусмотренные законом основания для возврата Обществу документов, а также для непринятия в установленный законом срок решения о предоставлении в собственность земельного участка, занятого объектом недвижимости.
Вывод суда первой инстанции о том, что позиция Министерства имущественных отношений Самарской области является правомерной в связи с тем, что при обращении в министерство заявителем не была приложена кадастровая карта (план) земельного участка, является неправильным в связи со следующим.
Как указано в постановлении суда кассационной инстанции от 04 октября 2007 г. по настоящему делу, согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При применении указанной нормы закона следует учитывать, что на территории городского округа Самара порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", утвердившим Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
Согласно п. 2.1 указанного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Департамент имущественных отношений Самарской области (в настоящее время - Министерство имущественных отношений Самарской области) заявление о предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.4. Порядка в течение трех рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка Министерство имущественных отношений Самарской области направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об изготовлении проекта границ земельного участка и его утверждении с учетом зонирования территории и целевого назначения земель. При наличии утвержденного проекта границ земельного участка либо кадастровой карты (плана) земельного участка, оформленной в установленном порядке и удостоверенной Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, обращение об изготовлении проекта границ земельного участка и его утверждении в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара не направляется.
Согласно Регламенту взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области в сфере предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74), постановка земельных участков на государственный кадастровый учет осуществляется на основании решений об их предоставлении гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством. В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 02 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" заявки на постановку земельных участков на кадастровый учет могут быть поданы заинтересованными правообладателями таких участков.
Таким образом, в соответствии с действующим на территории Самарской области законодательством заявление об изготовлении кадастровой карты в орган местного самоуправлении в соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ должен был направлять исполнительный орган, уполномоченный на предоставление земельного участка, то есть Министерство имущественных отношений Самарской области, на основании заявления Общества о предоставлении земельного участка.
С учетом изложенного Министерство имущественных отношений Самарской области проявило бездействие, которое в соответствии со ст. 201 АПК РФ следует признать незаконным.
В связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела решение согласно пункту 3 части 1 статьи 270 АПК РФ следует отменить и заявление Общества удовлетворить в части признания незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, выразившегося в неподготовке проекта договора купли-продажи земельного участка, занятого объектами недвижимости, принадлежащими на праве собственности ООО "Самторг", и расположенного по адресу: город Самара, Октябрьский район, улица Революционная, 70, и в ненаправлении проекта договора заявителю ООО "Самторг", а также обязать Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара, направить в 2-х недельный срок ООО "Самторг", г. Самара, проект договора купли-продажи земельного участка, занятого объектами недвижимости, принадлежащими на праве собственности ООО "Самторг", расположенного по адресу: город Самара, Октябрьский район, улица Революционная, 70.
Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе согласно ст. 110 АПК РФ следует возложить на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 декабря 2007 г. по делу N А55-19040/2006 отменить.
Требования ООО "Самторг", г. Самара, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, выразившееся в не подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка, занятого объектами недвижимости, принадлежащими на праве собственности ООО "Самторг", и расположенного по адресу: город Самара, Октябрьский район, улица Революционная, 70, и в не направлении проекта договора заявителю ООО "Самторг".
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара, направить в 2-х недельный срок ООО "Самторг", г Самара, проект договора купли-продажи земельного участка, занятого объектами недвижимости, принадлежащими на праве собственности ООО "Самторг", расположенного по адресу: город Самара, Октябрьский район, улица Революционная, 70.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить ООО "Самторг", г. Самара, из федерального бюджета расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 руб.
Справку на возврат госпошлины выдать.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, в пользу ООО "Самторг", г. Самара, расходы по уплате госпошлины в сумме 1 000 руб.
Исполнительный лист выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19040/2006
Истец: ООО "Самторг"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: ФГУ "Земельная кадастровая палата" , ФГУ "Земельная кадастровая палата", Департамент управления имуществом городского округа Самара