Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 18 мая 2004 г. N КА-А40/2852-04
(извлечение)
Внешнеэкономическое закрытое акционерное общество "Автоэкспорт" (далее - ЗАО "Автоэкспорт") обратилось в арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Центральному административному округу г. Москвы (далее - Налоговой инспекции) о признании недействительным заключения от 27.12.03 г. N 574 в части отказа в возмещении суммы НДС за августа 2002 г. в размере 1 063 181 руб. и об обязании осуществить осуществить возврат НДС в указанной сумме.
В качестве третьего лица участие в деле принимает Отделение Федерального казначейства по ЦАО г. Москвы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.103.03 г. по делу N А40-38020/03-33-457, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.01.04 г., заявленные ЗАО "Автоэкспорт" требования удовлетворены, признано недействительным как не соответствующие требованиям ст.ст. 165, 176 Налогового кодекса РФ оспариваемое решение налогового органа в части отказа в возмещении суммы НДС за август 2002 г. в размере 1 063 181 руб., на Налоговую инспекцию возложена обязанность возместить ЗАО "Автоэкспорт" сумму НДС в размере 1 063 181 руб. путем возврата.
На указанные решение и постановление Налоговой инспекцией подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об их отмене в связи с нарушением судом норм материального права. В обоснование чего приводятся доводы о том, что заявителем не представлен пакет документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса РФ и с заявлением о возврате НДС ЗАО "Автоэкспорт" в Налоговую инспекцию не обращалось.
В судебном заседании представитель Налоговой инспекции поддерживал доводы кассационной жалобы, представитель ЗАО "Автоэкспорт" приводил возражения относительно них по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах и отзыве на кассационную жалобу, представитель третьего лица в выступлении указал, что налоги перечисляются налогоплательщиком на счет по учету налогов и сборов УФК, открытый в учреждении Банка России.
Отзыв на кассационную жалобу третьим лицом не представлен.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон и третьего лица, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судом установлено, что заявителем в Налоговую инспекцию представлена налоговая декларация по налоговой ставке 0% за август 2002 г. с документами, предусмотренными ст. 165 НК РФ, для обоснования применения данной налоговой ставки.
Оспариваемым заключением Налоговой инспекции ЗАО "Автоэкспорт" отказано в возмещении из федерального бюджета НДС за август 2002 г. в сумме 1 063 181 руб., уменьшена сумма налога, заявленная к вычету в декларации за август 2002 г. на указанную сумму. Основаниями для отказа послужили обстоятельства: отсутствия в коносаментах отметок капитана судна, непредставление документов, подтверждающих полномочия агента перевозчика, несовпадение номеров товаросопроводительных документов с номерами товаросопроводительных документов, указанных в ГТД, несовпадение веса, указанного в ГТД (нетто - 2 440 кг) с весом, указанным с CMR (нетто - 2 395 кг).
Принимая судебные акты о признании недействительным названного заключения налогового органа и об обязании произвести возмещение налога, судебные инстанции исходили из признания обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения, неправомерными и признания за ЗАО "Автоэкспорт" права на возмещение налога из бюджета в заявленной сумме.
Кассационная инстанция находит вывод суда по делу правильным.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ на орган или лицо, которые приняли решение.
Судом полно и всесторонне исследованы доказательства по делу и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.ст. 64-68, 71, 271 АПК РФ, правильно применены соответствующие нормы материального закона - ст.ст. 164, 165, 176 Налогового кодекса РФ.
Выводы суда мотивированы в обжалуемых судебных актах с приведением положений норм закона, подлежащих применению в данном случае, а доводы Налоговой инспекции отклонены с указанием правовых оснований их несостоятельности.
Обстоятельства, которые послужили основанием для вынесения заключения Налоговой инспекции, были предметом проверки суда и получили надлежащую правовую оценку, обоснованно признаны судом неправомерными.
Доводы кассационной жалобы представляют собой повторение Налоговой инспекцией прежних выводов, изложенных в названном заключении налогового органа.
Так, довод кассационной жалобы о том, что в коносаментах присутствует отметка агента перевозчика, а не капитана судна, не представлены документа, подтверждающие полномочия агента, рассмотрен судом.
Разрешая данный довод, суд правомерно сослался на положения п.п. 4 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса РФ, согласно которым при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляется копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Следовательно, вывод суда о том, что требований о проставлении на коносаменте отметки капитана судна или представления документов, подтверждающих полномочия агента перевозчика, законодательство о налогах и сборах в спорном отношении не предъявляет.
Утверждение налогового органа о том, что суд не дал надлежащей оценки доводу Налоговой инспекции об отсутствии отметок на товаросопроводительных документах, является необоснованной.
Довод кассационной жалобы о том, что номера товаросопроводительных документов не совпадают с номерами товаросопроводительных документов, указанных в ГТД, имеется несовпадение в весе нетто, также был предметом рассмотрения судебных инстанции.
Судом обоснованно указано, что в самих товаросопроводительных документах - поручениях на отгрузку указаны соответствующие ГТД, наименование и вес груза, что в совокупности позволяет соотнести все представленные документы.
Суд также указал, что в ГТД с добавочными листами и CMR вес нетто товара идентичен и составляет 2 395 кг.
В кассационной жалобе не содержится указаний на то, в чем состоит ошибочность вывода суда.
Довод кассационной жалобы о том, что суд оценивал и добавочные листы к ГТД, однако в налоговый орган они представлены не были, является безосновательным.
Суд правильно отметил, что из сопроводительного письма ЗАО "Автоэкспорт" К 0351202/56110, содержащим отметку Налоговой инспекции о принятии документов, видно, что ГТД направлена на 12 листах, то есть с добавочными листами. Обратного налоговым органом не доказано.
В кассационной жалобе приводится также довод о том, что судебными актами на Налоговую инспекцию возложена обязанность возместить путем возврата ЗАО "Автоэкспорт" НДС в размере 1 063 181 руб., однако с письменным заявлением в налоговый орган, как это требуется законом - п. 3 ст. 176 Налогового кодекса РФ, заявитель не обращался, поэтому неправомерно его требование о возврате налога. Ранее этот довод Налоговой инспекцией при рассмотрении дела не приводился.
Между тем, суд обоснованно применил не п. 3 ст. 176 Налогового кодекса РФ, а п. 4 названной статьи, согласно которому суммы, предусмотренные статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 и 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Довод Налоговой инспекции со ссылкой на п. 3 ст. 176 Налогового кодекса РФ не относим к рассмотренному судом спорному правоотношению.
Таким образом, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судом установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана правовая оценка в соответствии со ст. 71 АПК РФ, применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования процессуального закона соблюдены.
С учетом вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых решения и постановления суда не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 20.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 14.01.2004 по делу N А40-38020/03-33-457 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ N 4 по ЦАО г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 мая 2004 г. N КА-А40/2852-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании