31 марта 2008 г. |
Дело N А72-6307/2007 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Рогалевой Е.М., судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т., при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В., с участием:
от заявителя - Ломакин О.В. доверенность от 6 февраля 2008 г.;
от заинтересованного лица - Минеева О.А. доверенность от 27 декабря 2007 г. N 45;
от третьих лиц:
от ГОУ Ульяновский государственный университет - не явился, извещен;
от Мэрии г. Ульяновска - Седова Н.П. доверенность от 14 сентября 2007 г. N 5768-01;
от ИП Малышева Д.А. - не явился, извещен;
от ООО "Ульяновск Печать Плюс" - не явился, извещен;
от ООО "Фирма "Надежда и Ко" - не явился, извещен;
от Областного дома народного творчества и досуга - не явился, извещен;
от СУ-74 АО "Треста N 5" - не явился, извещен;
от Городского центра развития и досуга детей им. А. Матросова - не явился, извещен;
от Комитета архитектуры и градостроительства - не явился, извещен;
от Комитета по управлению земельными ресурсами и землеустройству - Седова Н.П., доверенность от 19 ноября 2007 г. N 01-19/5190;
от Территориального межрайонного отдела N 1 Управления Роснедвижимости - не явился, извещен;
от Управления Федеральной регистрационной службы - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 марта 2008 г., в зале N 7, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 декабря 2007 г. по делу N А72-6307/2007, судья Каданцев Ю.А.,
по заявлению ОАО "Институт", г. Ульяновск, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области, г. Ульяновск, третьи лица: Государственное образовательное учреждение Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск, Мэрия г. Ульяновска, г. Ульяновск, ИП Малышев Д.А., г. Ульяновск, ООО "Ульяновск Печать Плюс", г. Ульяновск, ООО "Фирма "Надежда и Ко", г. Ульяновск, Областной дом народного творчества и досуга, г. Ульяновск, СУ-74 АО "Треста N 5", г. Ульяновск, Городской центр развития и досуга детей им. А. Матросова, г. Ульяновск, Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, г. Ульяновск, Комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству мэрии г. Ульяновска, г. Ульяновск, Территориальный межрайонный отдел N 1 Управления Роснедвижимости по Ульяновской области, г. Ульяновск, Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Институт" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области (далее - ответчик, ТУ ФАУФИ по Ульяновской области) в предоставлении в собственность ОАО "Институт" земельного участка по адресу: г. Ульяновск, ул. К. Либкнехта, 19А, изложенного в письме от 13 сентября 2007 г. N 4125, и об обязании ТУ ФАУФИ по Ульяновской области принять решение о предоставлении в собственность на основании договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. К. Либкнехта, 19А.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06 декабря 2007 г. требования заявителя удовлетворены полностью, отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области в предоставлении в собственность ОАО "Институт" земельного участка по адресу: г. Ульяновск, ул. К. Либкнехта, 19А, изложенный в письме от 13 сентября 2007 г. N 4125, признан недействительным.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не нарушена процедура, установленная действующим законодательством при предоставлении земельных участков в собственность, им представлены все необходимые документы, в связи с чем отказ ТУ ФАУФИ по Ульяновской области в предоставлении в собственность земельного участка является незаконным.
Не согласившись с выводами суда, ТУ ФАУФИ по Ульяновской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что оспариваемый отказ от 13 сентября 2007 г. N 4125 соответствует требованиям действующего законодательства и необоснованно судом первой инстанции признан недействительным.
ОАО "Институт" вправе обратиться в соответствующий орган местного самоуправления для изготовления кадастрового плана земельного участка, необходимого для эксплуатации расположенного на нем недвижимого имущества ОАО "Институт", с последующим предоставлением такого кадастрового плана в ТУ ФАУФИ по Ульяновской области.
Кроме того, в границы земельного участка с кадастровым номером 73:24:041808:13 входят земли общего пользования, которые в силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) не подлежат приватизации.
Территориальное управление не обладает полномочиями на утверждение проекта границ, в полномочия Территориального управления входит лишь согласование схемы раздела земельного участка.
Оспариваемый отказ Территориального управления в предоставлении земельного участка в собственность ОАО "Институт" касался земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Карла Либкнехта, 19А, площадью 5996,4 кв.м., тогда как резолютивная часть оспариваемого решения указывает на земельный участок, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. К.Либкнехта, 19А, площадью 5219 кв.м. Земельный участок площадью 5219 кв.м. в силу п. 2 ст. 6 ЗК РФ не может выступать в качестве объекта земельных отношений, поскольку границы его не описаны и не удостоверены в установленном порядке.
В судебном заседании представитель ТУ ФАУФИ по Ульяновской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель Мэрии г. Ульяновска и Комитета по управлению земельными ресурсами и землеустройству мэрии г. Ульяновска считает решение суда законным и обоснованным за исключением указания территории, занятой остановкой.
Представители других третьих лиц в судебное заседание не явились, в связи с надлежащим извещением их о месте и времени судебного разбирательства дело по апелляционной жалобе согласно ст. 156 АПК РФ рассмотрено в их отсутствие.
По делу в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 13 марта 2008 г. до 14 час. 55 мин. 19 марта 2008 г.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает необходимым решение суда первой инстанции изменить по следующим основаниям.
Постановлением мэра г. Ульяновска от 26 октября 1999 г. N 3099 УлГУ был передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 5996,4 кв. м. для строительства поликлиники по ул. К.Либкнехта в Ленинском районе. У заявителя имеется кадастровый план этого земельного участка от 01 июня 2002 г. N 24/02-с-1908, кадастровый номер 73:24:041808:0013. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13 января 2000 г., выданного ДГРП Ульяновской области, было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ГОУ ВПО УлГУ на земельный участок площадью 5996,4 кв.м.; имеется справка УОГУП БТИ от 18 июля 2002 г. N 12, содержащая сведения о незавершенном строительстве строения по адресу: г. Ульяновск, ул. К.Либкнехта, 19А. На основании постановления главы г. Ульяновска от 18 июля 2005 г. N 1411 УлГУ осуществило реконструкцию незавершенного строительством здания поликлиники под торгово-офисный центр с помещениями для диагностического центра. Объект был принят в эксплуатацию согласно акту государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 17 мая 2006 г. и постановлению от 25 мая 2006 г. N 1573. В связи с реализацией инвестиционного контракта право собственности на здание, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. К.Либкнехта, 19А, было зарегистрировано за ОАО "Институт". ОАО "Институт" является собственником торгового центра по адресу: г. Ульяновск, ул. К.Либкнехта, 19А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31 июля 2006 г.
Затем здание было разделено на 4 объекта - помещения, в связи с чем Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области выдало 4 свидетельства о государственной регистрации права от 25 декабря 2006 г.
ГОУ ВПО УлГУ своим письмом от 09 июня 2006 г. N 1613/02-01 просило ответчика исключить из реестра федерального имущества объект по адресу: г. Ульяновск, ул. К.Либкнехта, 19А, ОАО "Институт" также поставило ТУ ФАУФИ в известность о своем праве на объект по указанному адресу в письме от 09 августа 2006 г. N 107. Здание по адресу: г. Ульяновск, ул. К.Либкнехта, 19А расположено на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права от 07 ноября 2006 г.
В адрес Главы муниципального образования "город Ульяновск" Ермакова С.Н. было направлено письмо от 11 августа 2006 г. N 2210/02-01, в котором ГОУ ВПО УлГУ отказалось от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок под вышеуказанным зданием.
Рособразование письмом от 06 июня 2007 г. N 6795/16-02-14 также отказалось от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок по адресу: г. Ульяновск, ул. К.Либкнехта, 19А.
28 августа 2007 г. письмом N 208 ОАО "Институт" обратилось в ТУ Росимущества с заявкой на выкуп земельного участка площадью 5996,4 кв.м., кадастровый номер 73:24:041808:13, на котором расположен объект недвижимости - здание торгово-офисного центра с помещениями для диагностического центра, принадлежащее заявителю на праве собственности.
06 сентября 2007 г. обратилось с заявлением в ТУ ФАУФИ по Ульяновской области с приложением имеющихся дополнительных материалов установления границ (документы межевания и проект границ).
ТУ ФАУФИ по Ульяновской области письмом от 13 сентября 2007 г. N 4125 отказало ОАО "Институт" в предоставлении в собственность земельного участка по следующим основаниям:
- на земельном участке находятся объекты недвижимости, не находящиеся у заявителя на праве собственности;
- не приведены в соответствие границы земельного участка по фактическому использованию под объектом недвижимости, находящимся в собственности ОАО "Институт";
- в границы земельного участка входят земли общего пользования, которые не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 ЗК РФ);
- не представлен подлинник кадастрового плана земельного участка с указанием в форме В3 сведений об объекте недвижимости.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о несоответствии отказа ТУ ФАУФИ по Ульяновской области в предоставлении в собственность земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам на основании решений органов исполнительной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9 ЗК РФ.
Пунктом 5.3 Положения о федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691, Росимущество осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества. Пунктом 4 Положения предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими органами. Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области является таким территориальным органом.
Росимущество принимает решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими лицами, в случае приобретения объектов, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды данных земельных участков.
Согласно ст. 273 Гражданского кодекса РФ, п.п. 1, 2 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно п. 6 ст. 36 ЗК РФ в двухнедельный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка заявителю, а также направляет ему проект договора купли-продажи.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти является обязательным.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти незаконным суд, в соответствии с вышеуказанным Постановлением Пленума ВАС РФ, обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти на основании дежурной карты (плана), содержащей сведения местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект границ.
При этом границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельных участков.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка юридическому лицу. При образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства определяются:
- местоположение границ объектов землеустройства, в том числе границы ограниченных в пользовании частей объектов землеустройства;
- варианты использования земель с учетом размеров земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;
- площади объектов землеустройства и (или) ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
- иные характеристики земель.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства составляются карты (планы) объектов землеустройства. Карта (план) объектов землеустройства составляется с использованием сведений государственного земельного кадастра, имеющегося картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных при съемке объекта землеустройства на местности или при его межевании. Карта (план) объекта землеустройства используется при нанесении его границ на дежурную кадастровую карту (план).
Пунктом 2 ст. 19 Закона "О государственном земельном кадастре" предусмотрено, что для проведения государственного кадастрового учета земельного участка орган государственной власти, заинтересованный правообладатель или уполномоченное правообладателем земельного участка лицо подают в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельного участка.
На основании проекта границ земельного участка за счет заявителя устанавливаются границы земельного участка на местности, и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
На спорном земельном участке отсутствуют иные объекты недвижимости, кроме принадлежащего заявителю торгового центра по ул. К.Либкнехта, 19А. Земельный участок ИП Малышеву Д.А. предоставлялся в аренду до 31 декабря 2005 г. для размещения торгового киоска "Молоко" без права капитального строительства и передачи другим лицам согласно постановлениям мэра г. Ульяновска от 19 декабря 2002 г. N 2025. Земельный участок ООО "Ульяновск Печать Плюс" для размещения торгового киоска не предоставлялся. Документов о регистрации права собственности на торговые киоски в ЕГРП не имеется. Таким образом, два вышеуказанных киоска не являются объектами недвижимого имущества, кроме того, данные киоски находятся на землях общего пользования, что указано в постановлении мэра г. Ульяновска от 19 декабря 2002 г. N 2025 не отрицается ответчиком.
Наличие в границах испрашиваемого земельного участка земель общего пользования порождает обязанность ответчика, предусмотренную п.п. 7, 8 ст. 36 ЗК РФ по образованию новых объектов землеустройства (выделить из земельного участка с кадастровым номером 73:24:041808:13 земельный участок с землями общего пользования) и утверждению проектов их границ, принятию решения о предоставлении земельного участка, не занятого землями общего пользования, но не отказ в предоставлении земельного участка ОАО "Институт". Согласно п. 5.10 Положения Росимущество осуществляет передачу федерального имущества в муниципальную собственность, следовательно, вновь образованный земельный участок с землями общего пользования (дорога, газон с древесной растительностью и тротуар) также подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке п. 8 ст. 36 ЗК РФ.
ОАО "Институт" не имеет права самостоятельно, без решения собственника земельного участка, произвести межевание, разделить федеральный земельный участок, находящийся в федеральной собственности, и прекратить существование земельного участка с кадастровым номером 73:24:041808:13, а затем поставить на государственный кадастровый учет иные земельные участки вместо прекращенного, с учетом требований п. 2 ст. 19 Федерального закона от 02 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
В кадастровом плане от 01 июня 2002 г. N 27/02-С-1908 имеется указание, что вся площадь земельного участка 5996,4 кв.м. находится на землях поселений.
Земельный участок с кадастровым номером 73:24:041808:13 является федеральной собственностью, и ответчик имеет всю необходимую информацию по нему, в том числе кадастровый план. Сведения об объекте недвижимого имущества были предоставлены ответчику сопроводительным письмом ГОУ ВПО УлГУ от 09 июня 2006 г. N 1613/02-01 и письмом заявителя от 09 августа 2006 г. N 107.
Поскольку представленным заявителем свидетельством о собственности подтверждается его право собственности на этот объект недвижимости, исходя из смысла ст. 36 ЗК РФ, основанием для отказа в предоставлении земельного участка, занятого этим объектом недвижимости, мог послужить только прямой запрет в приватизации данного земельного участка, предусмотренный законом.
В данном случае ТУ ФАУФИ не представлены в суд доказательства того, что земельный участок, занятый объектом недвижимости, принадлежащим заявителю на праве собственности, не подлежит приватизации в силу закона.
Не представлены также доказательства того, что на данном земельном участке расположены объекты недвижимости, не принадлежащие ОАО "Институт".
Поскольку Обществом были представлены все необходимые документы и соблюдена предусмотренная законодательством процедура обращения за предоставлением земельного участка в собственность, то у ТУ ФАУФИ по Ульяновской области отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа ОАО "Институт" в предоставлении в собственность земельного участка, занятого объектом недвижимости.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Однако у суда первой инстанции, исходя из анализа положений п. 7 ст. 36 ЗК РФ, отсутствовали основания для указания в резолютивной части решения конкретного размера площади спорного земельного участка - 5219 кв.м.
По смыслу и содержанию п. 3 ст. 33, п. 2 ст. 35, п. 7 ст. 37 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением, и части, необходимой для их использования, определяется в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной и проектной документацией.
В связи с этим общая площадь спорного земельного участка с учетом площади, непосредственно находящейся под указанным нежилым зданием, и площади, необходимой для его использования, подлежит установлению при изготовлении кадастровой карты земельного участка, утверждении уполномоченным органом в установленном порядке его размеров и границ и направлении ТУ ФАУФИ по Ульяновской области в адрес ОАО "Институт" проекта договора купли-продажи указанного земельного участка.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает необходимым в соответствии с п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 270 АПК РФ решение суда первой инстанции изменить и исключить из резолютивной части решения указание на конкретный размер земельного участка - 5219 кв.м.
В остальной части решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе согласно ст. 110 АПК РФ следует возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 декабря 2007 г. по делу N А72-6307/2007 изменить.
Признать недействительным изложенный в письме от 13 сентября 2007 г. N 4125 отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области в предоставлении в собственность открытого акционерного общества "Институт" земельного участка, находящегося по адресу: г. Ульяновск, ул. К. Либкнехта, 19А.
Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области в месячный срок устранить допущенные нарушения.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области, г. Ульяновск, в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1 000 руб.
Исполнительный лист выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-6307/2007
Истец: ОАО "Институт"
Ответчик: ТУ Росимущества по Ульяновской области
Кредитор: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска
Третье лицо: УФРС по Ульяновской области, УФ РС по Ульяновской области, Территориальный межрайонный отдел N1 Роснедвижимости, СУ-74 АО "Треста N5", ООО "Фирма "Надежда и Ко", ООО "Ульяновск Печать Плюс", Областной дом народного творчества и досуга, Мэрия г. Ульяновска, Комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству, Комитет архитектуры и градостроительства Мэрии г. Ульяновска, ИП Малышев Д.А,, ГОУ Ульяновский государственный университет, Государственный центр развития и досуга детей им. А.И. Матросова
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-369/2008