03 апреля 2008 г. |
Дело N А65-25820/2007 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 апреля 2008 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Радушевой О.Н.,
судей Серебряковой Е.А., Селиверстовой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой А.О., с участием:
- от ОАО "Татнефть", г. Альметьевск - представитель Гимадиева Н.С. по доверенности от 09.11.2007 г. N 17056/16-01, представитель Хафизова А.Г. по доверенности от 17.08.2007 г. N 12706/16-01,
- от ОАО "Татэнерго", г. Казань- представитель Склямина И.В. по доверенности от 31.12.2007 г. N 119-12/535, представитель Коломенсковая М.А. не допущена к процессу, в связи с ненадлежащее оформленной доверенностью,
- от Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан, г. Казань- представитель не явился, извещен,
- от Федеральной службы по тарифам, г. Москва- представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 апреля 2008 года в зале N 2 апелляционную жалобу ОАО "Татнефть", г. Альметьевск на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 января 2008 г. по делу N А65-25820/2007 (судья Мельникова Н.Ю.) по иску ОАО "Татэнерго", г. Казань к ОАО "Татнефть", г. Альметьевск, третьи лица: Республиканская энергетическая комиссия Республики Татарстан, г. Казань, Федеральная служба по тарифам, г. Москва о взыскании 388 116 руб. 13 коп. долга
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Татэнерго", г. Казань обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к ОАО "Татнефть", г. Альметьевск о взыскании 388 116 руб. 13 коп. долга.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 января 2008 г. по делу N А65-25820/2007 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением ОАО "Татнефть", г. Альметьевск обратилось с апелляционной жалобой в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, просит решение суда первой инстанции отменить, поскольку судом нарушены нормы материального права.
В судебном заседании апелляционной жалобой представитель ОАО "Татнефть", г. Альметьевск поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ОАО "Татэнерго", г. Казань в судебном заседании с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласился, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан, г. Казань в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель Федеральной службы по тарифам, г. Москва в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия в соответствии с пунктом 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав мнения сторон, изучив и оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
Как усматривается из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор N 0002/14/486 от 01.05.2006 года о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Согласно условиям данного договора , ответчик, ОАО "Татнефть" (исполнитель) принял на себя обязательство оказывать истцу, ОАО "Татэнерго" (заказчику) услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих ответчику на праве собственности или ином установленном федеральном законом основании.
В соответствии с п. 1.3. указанного договора истец заключил настоящий договор в интересах абонентов, которым в соответствии с ранее заключенными договорами энергоснабжения истец обязан организовать передачу электроэнергии.
Согласно условиям договора истец оплачивает услуги ответчика по передачи электроэнергии по сетям ответчика.
Дополнительным соглашением N 7 от 01.11.2006 г. к указанному договору стороны установили, что ответчик возмещает истцу стоимость фактических потерь в электрических сетях ответчика. При этом стоимость фактических потерь определяется по регулируемым и нерегулируемым ценам в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, истцом заявлено требование о взыскании стоимости фактических потерь за период с ноября 2006 г. по август 2007 г. на сумму 388 116,13 руб.
Между сторонами отсутствуют разногласия по объемам фактических потерь в электросетях ответчика в рамках договора о возмездном оказании за период с ноября 2006 г. по август 2007 г., однако имеются разногласия по определению стоимости таких потерь.
Как следует из материалов дела, ОАО "Татнефть" с 2006, 2007 г. относилось к группе базовых потребителей электрической энергии - и должно было осуществлять покупку электроэнергии по тарифам, установленным Постановлениями Правления РЭК от 22.11.2005 г. N 17 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Татэнерго" потребителям Республики Татарстан, на 2006 г." в 2006 г. и от 29.12.2006 г. N 89 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию, поставляемую ОАО "Татэнерго" потребителям Республики Татарстан на 20007 г." в 2007 г.
Ответчик относит себя к категории территориальных сетевых организаций.
Согласно п. 120 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006г. N 530, потери электрической энергии в электрических сетях, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, оплачиваются территориальными сетевыми организациями путем приобретения электрической энергии на розничном рынке у гарантирующего поставщика или у энергосбытовой организации по ценам (тарифам), определяемым в соответствии с методическими указаниями и правилами определения стоимости поставки электрической энергии (мощности) на розничном рынке, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 28.11.2006 N 318-э/15, покупка потерь на розничном рынке через гарантирующего поставщика, энергосбытовую, энергоснабжающую организацию производится по средневзвешенной стоимости покупки данным гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией электроэнергии на оптовом и розничных рынках с учетом сбытовой надбавки, расходов на услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России и электрической энергии (мощности).
Данное нормативное положение было закреплено в подпункте 3.7.1. пункта 3.7. "Особенности расчетов с сетевыми организациями при покупке электрической энергии в целях компенсации потерь" Разъяснений по применению тарифов на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию по группам потребителей на территории Республики Татарстан на 2007 г., утвержденных постановлением Правления Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан от 29 июня 2007 г. N 19.
Судом первой инстанции установлено, что ответчик одновременно осуществляет деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетики с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергией.
Нормативные акты, регламентируемые отношения субъектов в области электроэнергетики содержат разные правовые понятия "территориальная сетевая организация" и "сетевая организация".
В соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" с 1 апреля 2006 года юридическим лицам запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии.
В целях обеспечения реализации указанных требований с 01.04.2006 года не допускается одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.
Как следует из условий договора, заключенного между сторонами, ответчик (исполнитель) принял на себя обязательство оказывать истцу (заказчику) услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих ответчику на праве собственности или ином установленном федеральном законом основании.
Таким образом, суд первой инстанции установлено, что ответчик относится к категории "сетевых организаций".
Таким образом, до 01 апреля 2006 г. деятельность по сбыту электрической энергии должна была быть разделена с деятельностью по ее передаче. При выполнении этих условий организации, занимающиеся передачей электрической энергии, т.е. имеющие на своем балансе электрические сети, приобретают статус территориальной сетевой организации, для которых и устанавливаются средневзвешенные цены.
ОАО "Татнефть" должно было до 01 апреля 2006 г. передать своих субабонентов на прямые расчеты со сбытовой организацией, в связи с чем был бы приобретен статус территориальной (региональной) сетевой организации и установлена средневзвешенная стоимость покупки электроэнергии для компенсации потерь.
Согласно подпункту 3.7.2. пункта 3.7. Разъяснений по применению тарифов на электрическую и тепловую энергию (Постановление Правления РЭК РТ от 29.06.2007 г. N 19), фактические потери электрической энергии оплачиваются сетевыми организациями путем приобретения электрической энергии на розничном рынке у Гарантирующего поставщика по регулируемым ценам (тарифам) и свободным (нерегулируемым) ценам (тарифам). Данное постановление в установленном законом порядке не обжаловалось и не было отменено.
Таким образом, объем собственного потребления электрической энергии ОАО "Татнефть" в 2006, 2007 г.г. должно было оплачивать по тарифам группы "базовые потребители" (в том числе потери), а объем электрической энергии, передаваемый по электрическим сетям ОАО "Татнефть" для субабонентов ( абонентов ОАО "Татнефть" не входящих в группу базовых потребителей) и транзит в ОАО "Сетевая компания" - по тарифам для группы "прочие потребители" на соответствующих уровнях напряжений.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.12.2004гда N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг", сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям.
Для ответчика, являющегося сетевой организацией, а не территориально сетевой организацией, не может быть применен порядок определения стоимости потерь электроэнергии, установленный п. 120 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. N 530, а также п. 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 28.11.2006 N 318-э/15.
В соответствии с положениями абзаца 2 части 1 статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Положения статья 424 Гражданского Кодекса РФ не предоставляют возможности сторонам в случае, когда цена не может быть определена в виду ее неустановления уполномоченным государственным органом, оплачивать исполненный договор по ценам, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (услуги).
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (статья 6 Закона).
Судом первой инстанции установлено, что в период с 01 ноября 2006 года по 31 августа 2007 года на территории Республики Татарстан отсутствовала установленная уполномоченным государственным органом цена на покупку потерь, приобретаемых у гарантирующего поставщика. Региональная энергетическая комиссия Республики Татарстан постановлений об утверждении тарифов на 2006 и 2007 года на покупку фактических потерь, возникающих при передаче электрической энергии, не издавала.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что покупка потерь у Гарантирующего поставщика, ОАО "Татэнерго" должна осуществляться по ценам (тарифам) не учитывающим плату за услуги по передаче электрической энергии в соответствии с п.52 Методических указаний, т.е. как для базового потребителя, несостоятелен, поскольку данный механизм расчетов имел бы место при условии наличия у ответчика точек присоединения на границе раздела с Федеральной сетевой компанией. При наличии процесса передачи электрической энергии от сетей Федеральной сетевой компании до сетей ОАО "Татнефть" по сетям ОАО "Сетевая компания" в расчет средневзвешенной стоимости включаются тарифы на передачу электрической энергии. Тарифы, установленные постановлением Правления РЭК РТ от 22.11.05г. N 17 (в редакции постановления Правления РЭК РТ от 30.12.2005г. N 37) "О тарифах на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Татэнерго" потребителям Республики Татарстан, на 2006 год" и постановлением Правления РЭК РТ от 29.12.06г. N 89 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Татэнерго" потребителям Республики Татарстан, на 2007 год" для ответчика как для "базового" потребителя, могут быть применены при покупке ответчиком электроэнергии у истца, но не для возмещения потерь по договору о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции нарушен принцип состязательности арбитражного судопроизводства, поскольку третье лицо, Федеральная служба по тарифам, Москва, не представила отзыв на исковое заявление и не обеспечила явку своего представителя, несостоятелен, поскольку согласно п.1, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, непредставление отзыва на исковое заявление, а также при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца; судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущены нарушения норм процессуального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены судебной коллегией и признаны несостоятельными, по основаниям, изложенным выше.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы и уплачены им при подаче апелляционной жалобы в сумме 1 000 рублей по платежному поручению N 07693 от 19.02.2008 г.
Руководствуясь ст.ст. 268 - 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 января 2008 года по делу N А65-25820/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.Н. Радушева |
Судьи |
Е.А. Серебрякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-25820/2007
Истец: ОАО "Татэнерго"
Ответчик: ОАО "Татнефть"
Третье лицо: Федеральная служба по тарифам, Республиканская энергетическая комиссия РТ, Комитет РТ по тарифам
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1288/2008