Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 ноября 1999 г. N КА-А40/3801-99
(извлечение)
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ТОО коммерческий банк "Мост-Банк" о взыскании 100.085 руб. пени за просрочку перечисления страховых взносов, перечисленных наркологической больницей N 17 по платежным поручениям N 935 от 07.09.98 и N 1030 от 06.10.98.
Решением от 05.07.99, оставленным без изменения постановлением от 17.09.99 апелляционной инстанции, Арбитражный суд г. Москвы частично удовлетворил исковые требования истца в размере 88.691 руб. 46 коп., поскольку материалами дела подтверждается просрочка перечисления платежа не за 14, а за 10 дней.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 171 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Мост-Банка, в которой ответчик ссылается на неправомерное применение к нему пени за просрочку перечисления страховых взносов.
Истец возражает против заявленных требований по мотивам, изложенным в судебных актах.
Третье лицо поддерживает ходатайство ответчика о направлении запроса в Конституционный Суд РФ по вопросу применения действующего пенсионного законодательства.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" признан утратившим силу с 1 января 1999 года Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением п. 2 ст. 18 и статей 19, 20 и 21.
Указанные статьи закона содержат перечень налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, в который не включены взносы в государственные социальные внебюджетные фонды.
Данные взносы включены в перечень федеральных налогов и сборов лишь в ст. 13 части первой нового Налогового кодекса РФ, которая в соответствии со ст. 3 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" вводится в действие лишь со дня введения в действие части второй Налогового кодекса РФ, однако последняя в настоящее время в действие не введена.
В связи с этим не имеется законных оснований распространять действие статей части первой Налогового кодекса РФ, регулирующих ответственность за налоговые правонарушения, на нарушения, ответственность за которые установлена специальным законодательством о пенсионных взносах. Поэтому в настоящее время не может быть применена ст. 133 НК РФ, предусматривающая за нарушение банком установленного Кодексом срока исполнения поручения налогоплательщика о перечислении налога в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центробанка РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки.
Ответчик ссылается на то, что в п. 5 ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" содержится упоминание о зачислении федеральных налогов не только в бюджет, но и во внебюджетный фонд.
Суд кассационной инстанции исходит из системного толкования данной нормы права, и поскольку в ст. 19 названного Закона в перечне федеральных налогов не указаны взносы в Пенсионный фонд РФ, общее упоминание о зачислении вообще всех федеральных налогов как в бюджет, так и во внебюджетный фонд, не может расцениваться судом как молчаливое согласие законодателя расценивать взносы в пенсионный фонд как вид налога.
Ряд федеральных налогов, например, указанных в п. 1 "м" ст. 19 данного Закона, зачисляются в дорожные фонды, о чем и содержится указание в п. 5 ст. 19 Закона.
Поскольку действие Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", таким образом, не распространялось на взносы в пенсионный фонд, нельзя к соответствующим правоотношениям применить смягчающие установленную этим Законом ответственность нормы нового Налогового кодекса РФ.
В настоящее время действует утвержденный Верховным Советом РФ п. 6 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), согласно которому за несвоевременное зачисление или перечисление по вине банков страховых взносов в доход ПФР ими уплачивается пеня за каждый день просрочки в размере 1 процента сумм этих взносов.
Из текста данной нормы права видно, что пеня взыскивается с банка лишь при наличии вины, поэтому не соответствует буквальному изложению указанной нормы права утверждение ответчика об обратном. По этой же причине не имеется оснований направлять запрос в Конституционный Суд РФ на предмет соответствия п. 6 "Порядка уплаты..." положениям Конституции РФ о виновной ответственности.
Поскольку при принятии судебных актов судом не установлена степень вины ответчика в неперечислении страховых платежей в пенсионный фонд, решение и постановление следует отменить, передать дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела ответчик вправе заявить ходатайство о направлении в Конституционный Суд РФ запроса на предмет соразмерности установленного "Порядком уплаты..." размера пени совершенному правонарушению в виде неперечисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Что касается природы страхового взноса в пенсионный фонд, то для решения этого вопроса не имеется необходимости направления запроса в Конституционный Суд РФ, высказавшийся по данному предмету в постановлении от 24.02.98 N 7-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 05.02.97 "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов.
В соответствии с п. 2 названного постановления страховые взносы работодателей в Пенсионный фонд РФ в отличие от налоговых платежей имеют ряд особенностей и представляют собой обязательную составную часть расходов по найму рабочей силы, материальную гарантию государственного пенсионного обеспечения для граждан.
Подобная же позиция изложена в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 41/9 от 11.06.99 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ".
При наличии у ответчика сомнений в правомерности включения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды в ст. 13 НК РФ, вступающую в силу с принятием ч. 2 НК РФ, он вправе обратиться с соответствующим запросом в Конституционный Суд РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 171, 173-178 АПК РФ, постановил:
решение от 05.07.99 и постановление от 17.09.99 по делу N А40-19668/99-33-338 Арбитражного суда г. Москвы отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 ноября 1999 г. N КА-А40/3801-99
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании