18 апреля 2008 г. |
Дело N А55-14726/2007 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 18 апреля 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 18 апреля 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Г.О.,
с участием:
от заявителя - Жук Е.В., доверенность от 24.12.2007 г.,
от ответчика - Шаталова Е.Н., доверенность от 15.01.2008 г.,
от третьих лиц:
Кряжской КЭЧ района Приволжско-Уральского военного округа - извещена, представители не явились,
ФГДОУ МО РФ детский сад N 382 - Езерский А.В., доверенность от 08.10.2007 г.,
Департамента управления имуществом городского округа Самара - Хайрулова Л.А., доверенность от 16.04.2008 г.,
Министерства Обороны Российской Федерации - извещено, представители не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7 дело по апелляционной жалобе третьего лица Кряжской КЭЧ района Приволжско-Уральского военного округа на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 февраля 2008 г. по делу N А55-14726/2007 (судья Асудуллина С.П.),
принятое по заявлению Военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа, г. Екатеринбург,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Кряжская КЭЧ района Приволжско-Уральского военного округа, г. Самара,
ФГДОУ Министерства обороны Российской Федерации детский сад N 382, г. Самара
Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
Министерство обороны Российской Федерации, г. Москва
о признании недействительным ненормативного акта государственного органа и обязании восстановить нарушенное право.
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Приволжско-Уральского военного округа (далее военный прокурор) обратился в Арбитражный суд Самарской области в интересах Министерства обороны Российской Федерации с заявлением (с учетом уточнений от 05.12.2007 г. т. 1 л.д. 133-134) о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области (далее ответчик) от 04.04.2007 г. N 133-Р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Кряжской квартирно-эксплуатационной частью района, в муниципальную собственность городского округа Самара" и об обязании восстановить право оперативного управления Кряжской квартирно-эксплуатационной части района на относящееся к федеральной собственности имущество - здание дошкольного учреждения детского сада N 382 расположенное в военном городке N 111 в пос. Кряж городского округа Самара по адресу: Долотный переулок, 22 "а" о чем внести соответствующие изменения в территориальную базу данных федерального имущества по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 февраля 2008 г. по делу N А55-14726/2007 в удовлетворении заявления прокурора отказано.
В апелляционной жалобе третье лицо Кряжская КЭЧ района Приволжско-Уральского военного округа просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции, считает, что оспариваемым распоряжением нарушены его права, просит удовлетворить заявление прокурора.
Военный прокурор поддержал в судебном заседании доводы апелляционной жалобы и просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и удовлетворить заявление.
Министерство обороны Российской Федерации считает доводы апелляционной жалобы обоснованными, считает, что его права нарушены, поддерживает доводы апелляционной жалобы и просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и удовлетворить заявление прокурора.
Третье лицо ФГДОУ Министерства обороны Российской Федерации детский сад N 382 доводы апелляционной жалобы считает обоснованными и просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и удовлетворить заявление прокурора, считает, что оспариваемым распоряжением нарушены его права, поскольку здание детского сада единственное место в котором третье лицо может осуществлять свою деятельность.
Ответчик считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Третье лицо Департамент управления имуществом городского округа Самара считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц Кряжской КЭЧ района Приволжско-Уральского военного округа и Министерства бороны Российской Федерации, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 26.11.2003 г. N 6641-р "О закреплении имущества за Кряжской КЭЧ района Минобороны России", здание детского сада, расположенное по адресу: г. Самара. Долотный пер..22 "а", закреплено на праве оперативного управления за Кряжской КЭЧ района в предусмотренном законом порядке.
04.04.2007 г. ответчик Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области издал распоряжение N 133-Р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Кряжской квартирно-эксплуатационной частью района, в муниципальную собственность городского округа Самара".
В соответствии с этим распоряжением в муниципальную собственность города Самара было передано федеральное имущество - здание детского сада N 382 расположенное в военном городке N 111 в пос. Кряж городского округа Самара по адресу: Долотный переулок, 22 "а", находившееся в оперативном управлении Кряжской КЭЧ района Приволжско-Уральского военного округа.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая военному прокурору в удовлетворении заявления исходил из того, что согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). В соответствии с пунктом 3 приложения к указанному выше Постановлению к объектам муниципальной собственности относятся учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта. Арбитражный суд первой инстанции сослался в решении и на положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ в соответствии с которыми находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.
Судом первой инстанции при этом не учтено, что согласно абзацам 3 и 4 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Абзацами 5-8 части 11 статьи 154 указанного выше Федерального закона установлено, что передача имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, осуществляется в следующем порядке. Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В приложении 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 (в редакции Постановления ВС РФ от 27.01.1993 г. N 4375-1 с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 г. N 15-П) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" содержится перечень объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, необходимых для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, среди которых имущество вооруженных сил Российской Федерации, финансирование которых осуществляется из бюджета Российской Федерации.
Таким образом, здание детского сада, находящееся на территории военного городка N 111 в пос. Кряж городского округа Самара по адресу: Долотный переулок, 22 "а", являющееся имуществом вооруженных сил Российской Федерации, может находиться в федеральной собственности.
Это имущество является единственным местом для осуществления деятельности ФГДОУ Министерства обороны Российской Федерации детский сад N 382, оно никогда не использовалось органами местного самоуправления города Самары либо муниципальными предприятиями и учреждениями в целях, указанных в части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ.
Это имущество использовалось исключительно ФГДОУ Министерства обороны Российской Федерации детский сад N 382 и Кряжской КЭЧ района Приволжско-Уральского военного округа, в оперативном управлении которой это имущество находилось в целях обеспечения деятельности воинских частей и учреждений, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации и в целях защиты социальных прав военнослужащих и членов их семей, что не противоречит целям, указанным в абзацах 3 и 4 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ.
В решении суд первой инстанции сослался на Указ Президента Российской Федерации от 25.11.1996 г. N 1592 "О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации" в соответствии с которым, в целях приведения процесса военного строительства в Российской Федерации, в соответствие с реальной социально-экономической и военно-политической обстановкой в государстве Правительству Российской Федерации в срок до 1 января 2005 г. было поручено передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (за исключением объектов социальной инфраструктуры закрытых военных городков, не имеющих органов местного самоуправления), находящиеся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Из материалов дела следует, что в муниципальную собственность г. Самары в 2005 г. было передано имущество, являвшееся федеральной собственностью и находившееся в оперативном управлении Кряжской КЭЧ района согласно распоряжению Правительства Российской Федерации N 1522-р от 28.09.2005 г. при этом здание детского сада N 382 расположенное в военном городке N 111 в пос. Кряж городского округа Самара по адресу: Долотный переулок, 22 "а" в перечень передаваемого в муниципальную собственность г. Самары федерального имущества не вошло.
Арбитражный суд первой инстанции необоснованно отклонил довод военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа о нарушении ответчиком при принятии оспариваемого распоряжения приказа Федеральною агентства по управлению федеральным имуществом от 29.11.2006 г. N 241, предусматривающего, что территориальные органы Росимущества в отношении имущества, закрепленного за федеральными государственными учреждениями, по месту расположения такого имущества принимают решение о передаче в муниципальную собственность зданий детских дошкольных учреждений, за исключением зданий детских дошкольных учреждений, закрепленных за федеральными государственными учреждениями, для которых указанные здания являются единственным местом осуществления их уставной деятельности.
Из материалов дела следует, что здание детского сада N 382 расположенное в военном городке N 111 в пос. Кряж городского округа Самара по адресу: Долотный переулок, 22 "а" было передано в оперативное управление Кряжской КЭЧ района Приволжско-Уральского военного округа исключительно для технического обслуживания и содержания (эксплуатации) этого здания, в соответствии с Положением о Кряжской КЭЧ района. В то же время в этом здании осуществляло образовательную деятельность ФГДОУ Министерства обороны Российской Федерации детский сад N 382 и это здание являлось для него единственным местом осуществления уставной деятельности.
Передача здания детского сада в оперативное управление Кряжской КЭЧ района Приволжско-Уральского военного округа осуществлена в связи с тем, что КЭЧ является единственной военной организацией, созданной специально для обеспечения текущего содержания и ремонта зданий и инженерных сооружений, однако фактическое использование здания детского сада осуществляется ФГДОУ Министерства обороны Российской Федерации детский сад N 382.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства от 27.11.2004 г. N 691. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На основании Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом по Самарской области, утвержденным Приказом Росимущества от 01.02.2005г. N 37, Территориальное управление является территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Согласно п. 5.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 N 691. Росимущество (центральный аппарат) приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность и осуществляет действия по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность.
В соответствии с абзацем 4 пункта 9 раздела 2 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37. Территориальное управление осуществляет данные полномочия по поручению Росимущества.
Абзацем 19 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122 ФЗ от 22.08.2004 г. установлено, что решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 314 в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
В соответствии с п. п. 1, 2, 5, 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. N 1082, Министерство обороны является органом управления Вооруженными силами Российской Федерации и осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 25.11.1996 г. N 1592 передача объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, поручена Правительству Российской Федерации.
Таким образом, в отношении федерального имущества, правомочия собственника которого осуществляет Министерства обороны Российской Федерации, решение о передаче такого имущества полномочно принимать Правительство Российской Федерации, а не территориальный орган управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Правительство Российской Федерации решения о передаче в муниципальную собственность здания детского сада, находящегося на территории военного городка N 111 в пос. Кряж городского округа Самара по адресу: Долотный переулок, 22 "а" не принимало.
Арбитражный суд первой инстанции сделал вывод в решении о пропуске заявителем, установленного п. 4 ст. 198 АПК РФ трехмесячного срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании ненормативного - правового акта.
Этот вывод суда первой арбитражный суд апелляционной инстанции находит необоснованным, поскольку оспариваемое распоряжение не было доведено до сведения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющего правомочия собственника в отношении здания детского сада. Об изданном ответчиком распоряжении Министерству обороны Российской Федерации стало известно только после привлечения его к участию в деле в качестве третьего лица.
В соответствии с п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Поскольку Министерству обороны Российской Федерации, в интересах которого прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением, стало известно о нарушении его прав оспариваемым ненормативным правовым актом только в ноябре 2007 г., суд апелляционной инстанции считает, что срок, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ военным прокурором не пропущен.
Поскольку Кряжская КЭЧ района Приволжско-Уральского военного округа осуществляла техническое обслуживание и содержание (эксплуатации) здания детского сада, а ФГДОУ Министерства Обороны Российской Федерации детский сад N 382 осуществляло в этом здании образовательную деятельность, то есть эти лица осуществляли экономическую деятельность, связанную с эксплуатацией и использованием этого объекта недвижимого имущества, то оспариваемое распоряжение ответчика, которым фактически изъято из оперативного управления и пользования указанных лиц здание детского сада нарушает права этих лиц в сфере экономической деятельности, равно как и права Министерства обороны Российской Федерации, как лица, осуществляющего правомочия собственника этого имущества в сфере экономической деятельности.
Арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции в решении не соответствуют обстоятельствам дела, а поэтому решение следует отменить, заявление военного прокурора удовлетворить.
Государственную пошлину по заявлению в размере 2 000 руб. следует взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области в доход федерального бюджета.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб. взыскать с ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области в пользу Кряжской КЭЧ района Приволжско-Уральского военного округа.
Руководствуясь ст.ст.101, 102, 110, 112, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 февраля 2008 г. по делу N А55-14726/2007отменить.
Признать недействительным распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области от 04 апреля 2007 г. N 133-Р.
Обязать ответчика Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области в месячный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства обороны Российской Федерации, Кряжской КЭЧ района Приволжско-Уральского военного округа и ФГДОУ Министерства Обороны Российской Федерации детский сад N 382, путем восстановления права оперативного управления Кряжской КЭЧ района Приволжско-Уральского военного округа на объект недвижимого имущества - здание детского сада, расположенного на территории военного городка N 111 в пос. Кряж, городского округа Самара по Долотному переулку д. 22 " А", являющегося объектом федеральной собственности.
Государственную пошлину по заявлению в размере 2 000 руб. взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, 443010, г. Самара, ул. Красноармейская 21 в доход федерального бюджета.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб. взыскать с ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, 443010, г. Самара, ул. Красноармейская 21 в пользу Кряжской КЭЧ района Приволжско-Уральского военного округа, 443101, г. Самара, Долотный переулок д. 26.
Исполнительные листы выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14726/2007
Истец: Федеральное агентство по управлению Федеральным имуществом, Военный прокурор Приволжско-Уральского военного округа
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области
Кредитор: ИФНС по Ленинскому району г. Самары
Третье лицо: Федеральное государственное дошкольное образовательное учреждение МО РФ детский сад N 382, ПУрВО МО РФ штаб, Министерство обороны РФ, Кряжская КЭЧ района Приволжско-Уральского военного округа, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Военный прокурор Приволжско-Уральского военного округа 620026 г. Екатеринбург, представитель по доверенности Жук Е.В., заместитель прокурора Самарского гарнизона
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1660/2008