29 апреля 2008 г. |
Дело N А55-257/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей: Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яновой И.С.,
с участием:
от ООО "Торговый дом "Биг-Бен" - Сайфулов И.Г., доверенность от 11 декабря 2007 года,
от УФРС по Самарской области - Зарифов И.Р., доверенность от 01 июня 2007 года N 12-3775,
от ФГУ "Самарский лесхоз" - не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 апреля 2008 г., в зале N 7 апелляционную жалобу
Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2008 года по делу N А55-257/2008, судья Черномырдина Е.В.,
по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Биг-Бен", г. Самара
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара
третье лицо:
ФГУ "Самарский лесхоз", г. Самара
о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда и обязании произвести государственную регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Биг-Бен" г. Самараобратилось в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании отказа в государственной регистрации (сообщение об отказе от 10.11.2007 года N 01/250/2007-275) договора аренды от 10.01.2006 года N 281 земельного участка площадью 4 га, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, квартал N 95 Самарского лесничества Самарского лесхоза, незаконным и обязании осуществить государственную регистрацию вышеуказанного договора аренды.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2008 года заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда от 10.01.2006 года N 281 (сообщение об отказе от 10.11.2007 года N 01/250/2007-275) не соответствует положениям Федерального закона от 21.07.1997 года N 22-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя, а также создает препятствия в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить и принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе УФРС по Самарской области ссылается на несостоятельность вывода суда о необоснованности довода государственного регистратора о невозможности выступления в качестве объекта аренды участка лесного фонда, полагает, что представленный договор противоречит законодательству, действовавшему на момент его подписания, и что ФГУ "Самарский лесхоз" является неправомочным органом при заключении договора аренды земельного участка.
В судебном заседании представитель УФРС по Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ООО "Торговый дом "Биг-Бен" считает решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица - ФГУ "Самарский лесхоз" в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в его отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Как установлено материалами дела и исследовано судом первой инстанции в 2005 году был проведен лесной конкурс по приобретению права аренды участков лесного фонда Самарской области, по итогам которого 10.01.2006 года между заявителем и ФГУП "Самарский лесхоз" был заключен договор аренды N 281 участка лесного фонда площадью 4,00 га, расположенного в квартале N 95 Самарского лесничества сроком на 49 лет для его использования в культурно-оздоровительных целях .
ООО "Торговый дом "Биг-Бен" г. Самара 19.09.2007 года обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка лесного фонда.
Регистрационная служба 10.11.2007 года заявителю в государственной регистрации договора аренды земельного участка отказала, мотивировав отказ следующими обстоятельствами: отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок, что в силу положений п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 года N 22-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и п. 8 Инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда (леса) и прав на участки лесного фонда (леса), утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 23.01.2002 года N 18, является самостоятельным основанием для отказа в государственной регистрации; представленная на регистрацию выписка из протокола лесного конкурса противоречит положениям ст. 45 Лесного кодекса от 29.01.1997 года N 22-ФЗ; к спорным правоотношениям подлежат применению положения Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 года N 200-ФЗ, вступившие в законную силу с 01.01.2007 года. Представленные заявителем на государственную регистрацию документы противоречат положениям действующего законодательства и в силу положений п. 1 ст. 18 ФЗ N 22 не могут служить основанием для проведения государственной регистрации договора аренды земельного участка лесного фонда; сведения о категории испрашиваемого в аренду земельного участка, содержащиеся в Едином государственном земельном кадастре, согласно которому испрашиваемый земельный участок отнесен к землям поселений, не позволяют отнести испрашиваемый земельный участок к землям лесного фонда.
Суд на основании материалов дела установил, что правоотношения по предоставлению испрашиваемого участка лесного фонда возникли в 2005-2006 годах. Конкурс по предоставлению в аренду участка лесного фонда проведен 23.12. 2005 года, договор аренды участка лесного фонда заключен 10.01.2006 года.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации" от 04.12.2006 года N 201-ФЗ Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 года N 200-ФЗ применяется к отношениям, возникшим после дня введения его в действие. Положениями ст. 1 Федерального закона "О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации" от 04.12.2006 года N 201-ФЗ прямо предусмотрено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года. Суд принял во внимание, что поскольку договор аренды участка лесного фонда N 281 заключен 10.01.2006 года, к спорным правоотношениям следует применять положения Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 года N 22-ФЗ.
Исходя из ст. 80 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 года N 22-ФЗ в лесном фонде могут осуществляться виды лесопользования, включая пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных целей.
Заявителю испрашиваемый участок лесного фонда представлен для культурно-оздоровительных целей. Как обоснованно отметил суд, данное обстоятельство полностью подтверждает, что испрашиваемый участок лесного фонда предоставлен заявителю для целей, прямо предусмотренных законодательством, действовавшим на период спорных правоотношений.
В связи с чем, довод заинтересованного лица о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 года N 200-ФЗ, вступившие в законную силу с 01.01.2007 года и представленные заявителем на государственную регистрацию документы противоречат положениям действующего законодательства и в силу положений п. 1 ст. 18 ФЗ N 22 не могут служить основанием для проведения государственной регистрации договора аренды земельного участка лесного фонда, суд правомерно посчитал необоснованным.
Относительно довода заинтересованного лица, названного в качестве основания для отказа в регистрации договора, о том, что объектом аренды согласно ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации могут быть только лесные участки, а не участки лесного фонда, суд руководствовался следующим: в соответствии со статьей 10 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 года N 22-ФЗ в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений - городские леса.
Земельный участок, переданный в аренду по договору от 10.01.2006 года, находится в пределах установленной городской черты, что позволяет в соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации отнести его к категории земель населенный пунктов.
Согласно ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 года N 22-ФЗ лесной фонд находится в федеральной собственности. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются Федеральным законом, а поскольку такой закон в настоящее время не принят, указанные леса, в том числе и арендуемый участок, в соответствии со ст.129 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются государственной собственностью.
Исходя из пункта 2 статьи 214 Гражданского Кодекса Российской Федерации земля и природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований являются государственной собственностью.
Согласно статье 133 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 года N 22-ФЗ леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки.
Статья 18 Закона Самарской области "О лесах Самарской области" N 17-ГД (действовавшая на момент заключения договора аренды) закрепляла полномочия по утверждению такого порядка за Самарской Губернской Думой.
Решением Самарской Губернской Думы от 17.03.1998 года N 30 утверждён Порядок ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, который начинает действовать с момента разделения прав собственности на леса, расположенные на землях городских поселений.
Пункт 3 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относит: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли. Земли, входящие в состав городских лесов, в указанный перечень не включены.
В соответствии с абзацем 2 ст. 22 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 года N 22-ФЗ правами пользования участками лесов, не входящий в лесной фонд, являются безвозмездное пользование и краткосрочное пользование. Содержание этих прав и другие права пользования определяются федеральным законом. Такой закон в настоящее время не принят.
Статья 9 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 года N 22-ФЗ закрепляла право применения положений Лесного кодекса РФ об участках лесного фонда и права применения их к участкам, не входящим в лесной фонд, в том числе к участкам лесов, не входящих в лесной фонд, применяются требования статьи 9 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом. Абзац 3 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что к участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданского права, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно абзацу 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 года N 22-ФЗ сделки с правами пользования участками лесного фонда и правами пользования участками лесов, не входящими в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, гражданским законодательством.
Согласно ст.607 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки, а также другие обособленные природные объекты подлежат передаче в аренду. Статья 447 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает порядок заключения договоров на торгах.
Пунктом 2 статьи 101 Земельного кодекса РФ, статьями 72-74 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 года N 22-ФЗ установлено, что границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства, которые проводятся государственными лесоустроительными организациями.
Суд установил, что в соответствии с материалами лесоустройства Самарского лесхоза, утвержденными в установленном законом порядке до настоящего времени леса г. Самары (включая земельный участок, арендуемый заявителем) фактически не исключены из состава лесного фонда в установленном законом порядке (ст. 63 Лесного кодекса РФ). Материалы лесоустройства Самарского лесхоза являются обязательными нормативно-техническими документами для всех лесопользователей. Решения о проведении нового лесоустройства Правительством Российской Федерации не принималось. Самарский лесхоз городские леса ни органам местного самоуправления, ни каким-либо другим органам не передавал.
Исходя из ст. 8 Земельного кодекса РФ, в договоре аренды земельного участка должна указываться категория земель. Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. В договоре аренды в соответствии с указанными нормами закона указаны: категория земель- участок лесного фонда, и разрешенное использование- для культурно-оздоровительных целей. В то же время арендуемый заявителем участок находится в пределах установленной городской черты г. Самары. В соответствии со ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации возможно отнести его и к категории земель населенных пунктов, в связи с чем возникает различие в указании категории земельного участка в документах Самарского лесхоза и документах, выдаваемых органами государственного земельного кадастра.
Суд указал на то, что при системном толковании положений ст. ст. 7 и 8 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" с учетом изменений, внесенных нормами ст. ст. 25 и 33 Федерального закона от 18.12.2006 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" отнесение к черте поселений (населенных пунктов) земель или земельного участка к общей категории не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в п.1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 19 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 года N 22-ФЗ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 14 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 года N 22-ФЗ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в лесных отношениях участвуют органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Суд первой инстанции исходя их норм Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 года и Положения "Об аренде участков лесного фонда", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345 установил, что договор аренды участка лесного фонда заключается лесхозом Федерального агентства лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организацией органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании результатов лесного конкурса. Суд обоснованно посчитал несостоятельными доводы заинтересованного лица о том, что противоречивые сведения о категории испрашиваемого в аренду земельного участка, содержащиеся в Едином государственном земельном кадастре, согласно которому испрашиваемый земельный участок отнесен к землям поселений, не позволяют произвести государственную регистрацию испрашиваемого участка лесного фонда, и то, что ФГУП "Самарский лесхоз" является ненадлежащим органом по распоряжению испрашиваемого участка лесного фонда.
Доводы, изложенные Управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном истолковании правовых норм и поэтому не могут быть приняты во внимание.
C позиции изложенных обстоятельств, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2008 года по делу N А55-257/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-257/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом"Биг-Бен"
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области
Третье лицо: ФГУП "Самарский лесхоз", ГУСО "Самарский лесхоз"
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2143/2008