15 мая 2008 г. |
Дело N А65-28444/2007 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Захаровой Е.И., при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 56 комбинированного вида" - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от 3-их лиц: Отдела образования управления образования исполнительного комитета муниципального образования г.Казани по Кировскому району - представитель не явился, извещен,
от Казанской квартирно-эксплуатационная части Приволжско - Уральского военного округа Министерства обороны Российской Федерации - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 мая 2008 г. апелляционную жалобу
муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 56 комбинированного вида", г.Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2007 г. по делу N А65-28444/2007, судья Хамитов З.Н., принятое по заявлению муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N56 комбинированного вида", г. Казань, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, г. Казань,
3-и лица: Отдел образования управления образования исполнительного комитета муниципального образования г.Казани по Кировскому району, г. Казань,
Казанская квартирно-эксплуатационная часть Приволжско - Уральского военного округа Министерства обороны Российской Федерации, г.Казань,
о признании недействительным и отмене постановления от 11 апреля 2007 г. N 2498/с о назначении административного наказания по ст.6.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 56 комбинированного вида" (далее - МДОУ "Детский сад N 56 комбинированного вида", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) от 11 апреля 2007 г. N 2498/с о назначении административного наказания по ст.6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Отдел образования управления образования исполнительного комитета муниципального образования г.Казани по Кировскому району (далее - Отдел образования), Казанская квартирно-эксплуатационная часть Приволжско - Уральского военного округа Министерства обороны Российской Федерации (далее - Казанская КЭЧ).
Решением суда от 10 декабря 2007 г. в удовлетворении заявления МДОУ "Детский сад N 56 комбинированного вида" отказано на том основании, что факт административного правонарушения подтверждается представленными доказательствами; выявленное правонарушение угрожает здоровью детей и способствует появлению неблагоприятных последствий, в связи с чем не может быть признано малозначительным.
В апелляционной жалобе МДОУ "Детский сад N 56 комбинированного вида" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемое постановление признать недействительным и отменить, ссылаясь на отсутствие вины в совершении правонарушения, отсутствие финансовых возможностей для устранения допущенных нарушений.
В отзыве на апелляционную жалобу Отдел образования поддержал доводы апелляционной жалобы, просит отменить решение суда и отменить оспариваемое постановление Управления Роспотребнадзора ссылаясь на то, все расходы по эксплуатации объекта должна нести Казанская КЭЧ, детский сад не мог устранить указанные в предписании недостатки самостоятельно, поскольку не имеет самостоятельного финансирования.
Отзывы на апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора и Казанская КЭЧ не представили, что в соответствии с ч.1 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 05 апреля 2007 г. Управлением Роспотребнадзора была проведена проверка, в ходе которой установлено, что МДОУ "Детский сад N 56 комбинированного вида" нарушает требования Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.4.1 1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений", СанПиН 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и обороноспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", СанПиН 3.5.2. 1376-03 "Санитарно- эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных пунктов", СанПин 2.2.1/2.1.1. 1278-03 и других СанПиН, что образует состав правонарушения предусмотренного ст. 6.7 КоАП РФ.
Административным органом 05 апреля 2007 г. в присутствии законного представителя МДОУ "Детский сад N 56 комбинированного вида" - заведующей детского сада Романовой Л.В. Управлением Роспотребнадзора был составлен протокол об административном правонарушении в отношении Учреждения по ст.6.7 КоАП РФ (л.д.103, 104).
Постановлением от 11 апреля 2007 г. N 2498/с МДОУ "Детский сад N 56 комбинированного вида" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 20 000 руб. (л.д.3-5).
В соответствии со ст. 6.7 КоАП нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В ходе проверки Управлением Роспотребнадзора выявлен ряд нарушений требований Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), СанПиН "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений" и других вышеперечисленных СанПиН. В частности, Учреждением были допущены нарушения требований к условиям воспитания детей, что выразилось в неудовлетворительном санитарно - техническом состоянии санитарных узлов, теневых навесов, игрового оборудования на территории, деревянного покрытия навесов, санитарных узлов, скамеек прогнившее, повреждении поверхностного слоя краски игрового оборудования; отсутствии договора на вывоз ЖБО (жидких бытовых отходов); отсутствии тамбуры при входах в детский сад; отсутствии заградительных устройств на окнах и светильниках в физкультурном зале; в раздевальной младшей комнаты совмещены 2 типа светильников (люминесцентные и лампы накаливания). Занижены уровни искусственной осветительности на 11-93 лк в групповой группе N 1, в раздевальной и буфетной группы N 2. Согласно результатам лабораторных исследований воздуха закрытых помещений в воздухе групповых выявлено превышение содержания аммиака в 1,75 раза, что может свидетельствовать о некачественном проведении ревизии вытяжных каналов или о несоблюдении режимов проветривания; не предусмотрена механическая вытяжная вентиляция в прачечной, в производственных помещениях пищеблока, кроме горячего цеха, которая на момент проверки не исправна; не предусмотрена централизованная подача горячей воды в прачечную, медицинский блок, пищеблок, умывальные и ногомойки в туалетных группах; не предусмотрены нагревательные приборы в шкафах для сушки одежды в раздевальной младшей группы; надежно не закреплены ограждения на отопительных приборах в групповых; не соблюдаются минимальные разрывы при расстановке кроватей: отсутствуют расстояния между изголовьями и от отопительных приборов при норме 0,3 м и 0,2 м, соответственно, между длинными сторонами кроватей в младшей группе в младшей группе 0,15 м при норме 0,65 м; неудовлетворительное санитарно-техническое состояния здания; отлетает штукатурка на фасаде местами до кирпичной кладки, местами видны трещины; отсутствуют водосточные трубы, разрушены отмостки; изношены трубы системы водоснабжения канализации; в постирочиом помещении щели шириной 1 см между стеной и полом, прогиб пола; при физкультурном зале не исправны смывные бачки, разбита умывальная раковина; отсутствует душирующие устройства на вторых моечных ваннах в буфетных групповых ячеек, в моечной кухонной посуды, в пищеблоке; не организована ежегодная химическая чистка постельных принадлежностей и ковров; в прачечной нарушается поточность поступления грязного и выдачи чистого белья (осуществляется в одну дверь); режим дня не соответствует требованиям санитарных норм: в младшей группе дети (до 3 лет) предусмотрен дневной сон длительностью 2, 5 часа при норме не менее 3 часов, прогулки - 3 часа при норме 4-4,5 часа, учебные занятия по 15 минут до и после обеда при норме 8-10 минут, в старшей группе (дети 5-7 лет) дневной сон 1 ч. 50 мин. при норме 2-2,5 часа, прогулки 3 час.35 мин. при норме 4-4,5 часа, занятия по 15-20 мин. при норме не более 20 мин. для детей 5-го года жизни, не организован контроль за температурным режимом в физкультурном зале, отсутствует контроль за выходом блюд, фактически вес обеда занижен на 25 г данных по раскладке, соответственно занижена калорийность обеда на 7,3 % при норме +/- 5 не учтены физиологические нормы потребления пищевых веществ, рекомендуемые объемы порций для разных возрастов детей в виде занижения веса и калорийности обеда.
Перечисленные нарушения, допущенные Учреждением, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.7 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона N 52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
На основании Федерального закона N 52-ФЗ и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N44 введены в действие Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года (далее - Санитарные правила).
Санитарные правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно - гигиенические требования к размещению общеобразовательного учреждения; участку общеобразовательного учреждения; зданию общеобразовательного учреждения; оборудованию помещений общеобразовательного учреждения; воздушно - тепловому режиму общеобразовательного учреждения; естественному и искусственному освещению; водоснабжению и канализации; помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях; режиму образовательного процесса; организации медицинского обслуживания обучающихся; санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения; организации питания обучающихся.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина МДОУ "Детский сад N 56 комбинированного вида" в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом лабораторных исследований воздуха закрытых помещений от 15 марта 2007 г. N 325 (л.д.27), в соответствии с которым норма содержания аммиака в воздухе превышена в 1,75 раза, что свидетельствует о несоблюдении режимов проветривания или не эффективности систем вытяжной вентиляции (не соблюдения кратности очистки вытяжных каналов и пр.); протоколом измерений искусственной освещенности от 13 марта 2007 г. N 89/04-0 (л.д.26), в соответствии с которым санитарно - эпидемиологическая оценка результатов измерений 5 фактов замеров не соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1. 1278-03, СанПиН 2.4.1 1249-03. и Санитарных Правил; актом по результатам мероприятий по контролю от 05 апреля 2007 г.; протоколом об административном правонарушении от 05 апреля 2007 г.
Добровольное устранение допущенных нарушений не освобождает Учреждение от ответственности.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что МДОУ "Детский сад N 56 комбинированного вида" не предприняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством правил и норм, что свидетельствует о его вине в совершении административного правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии надлежащего финансирования не свидетельствуют об отсутствии вины Учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения, поскольку ряд выявленных нарушений не требовали значительного дополнительного финансирования (несоблюдение режимов проветривания, необеспечение ежегодной химической чистки постельных принадлежностей и ковров; нарушение в прачечной поточности поступления грязного и выдачи чистого белья (осуществляется в одну дверь); несоответствие режима дня требованиям санитарных норм и др.).
Доводы о финансировании расходов Учреждения Самарской КЭЧ не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно уставу МДОУ "Детский сад N 56 комбинированного вида" является муниципальным учреждением. Его учредителем является Комитет по управлению коммунальным имуществом администрации г.Казани, а не Самарская КЭЧ.
Исходя из вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности факта административного правонарушения, выразившегося в непринятии МДОУ "Детский сад N 56 комбинированного вида" мер по устранению и недопущению неблагоприятного воздействия на организм детей вредных факторов и условий, и вины Учреждения в совершении данного правонарушения.
Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется также Конституцией Российской Федерации (ст. 41, 42, 45 Конституции Российской Федерации), поэтому недостаточное финансирование из средств местного бюджета не может служить обстоятельством, исключающим вину Учреждения в совершении указанного правонарушения.
Исходя из того, что выявленные нарушения угрожают здоровью детей и способствуют появлению неблагоприятных последствий, в том числе заболеваний желудочно-кишечного тракта. В этой связи оснований для признания совершённого МДОУ "Детский сад N 56 комбинированного вида" административного правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ суд первой инстанции обоснованно не усмотрел.
С учетом изложенных обстоятельств МДОУ "Детский сад N 56 комбинированного вида" правомерно привлечено к административной ответственности по ст. 6.7 КоАП РФ и ему обоснованно назначено административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной статьи, - 20 000 руб.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
На основании изложенного решение суда от 10 декабря 2007 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу МДОУ "Детский сад N 56 комбинированного вида" - без удовлетворения.
В соответствии со ст.ст.204, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2007 г. по делу N А65-28444/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 56 комбинированного вида" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-28444/2007
Истец: МДОУ "Детский сад N56 комбинированного вида Кировского района г.Казани"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по РТ
Третье лицо: Управление образования Исполнительного комитета МО г.Казани по Кировскому району, Казанская КЭЧ ПУрВО МО РФ
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-363/2008