16 мая 2008 г. |
Дело N А55-18891/2007 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марчик Н.Ю., судей Бажана П.В., Холодной С.Т., при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В., с участием:
от заявителя - Шамилина Е.Ю., доверенность от 16.04.2008 г. N 1759,
от ответчика - Зарифов И.Р., доверенность от 01.06.2007 г. N 12-3775,
от третьих лиц:
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области - не явился, извещен,
от Министерства имущественных отношений - Кизельбашева А.А., доверенность от 20.12.2007 г. N 703,
от Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области - не явился, извещен,
от Поволжского управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 мая 2008 г., в зале N 7, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 марта 2008 г. по делу N А55-18891/2007 (судья Бойко С.А.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, город Самара,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, город Самара,
третьи лица: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, город Самара,
Министерство имущественных отношений Самарской области, город Самара, Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, город Самара,
Поволжское управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, город Самара,
о признании недействительным отказа в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - ответчик, Управление) о признании недействительным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок площадью 375 315 кв.м., расположенный по адресу: гор. Самара, ул. Ново-Садовая, 150, содержащегося в сообщении от 02.10.2007 г. N 01/246/2007-186.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство имущественных отношений Самарской области, Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, Поволжское управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Решением суда первой инстанции от 14 марта 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что Управление правомерно отказало в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок, поскольку заявителем не представлены правоустанавливающие документы, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 г. N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю".
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Департамента. По мнению заявителя, спорный земельный участок является муниципальной собственностью в силу прямого указания закона, а именно, Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и архитектуры) народов Российской Федерации"
В отзывах на апелляционную жалобу ответчик и третье лицо - Министерство имущественных отношений Самарской области, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ответчика и третьего лица - Министерства имущественных отношений Самарской области отклонили доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенных в отзывах.
Представители третьих лиц - Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, Поволжского управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия в судебное заседание не явились.
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 266 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие указанных представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает доводы апелляционной жалобы обоснованными, а решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области на предмет государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на земельный участок площадью 375 315 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Ново-Садовая, 150.
Земельный участок по указанному адресу занят Центральным парком культуры и отдыха ("Загородный парк"). Данное обстоятельство подтверждено Постановлениями Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.07.2007 г. по делу А55-18224/2006, от 02.08.2007 г. по делу А55-4682/2006.
В качестве основания для государственной регистрации права муниципальной собственности на рассматриваемый земельный участок Департаментом указан Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ.
Сообщением Управления от 02.10.2007 г. N 01/246/2007-186 в государственной регистрации было отказано на основании абзаца 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Отказ мотивирован тем, что заявителем не представлены документы, подтверждающие наличие оснований для регистрации права муниципальной собственности на земельный участок.
Заявитель, полагая, что отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности на данный земельный участок является незаконным, обратился с настоящим заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судом первой инстанции не были приняты во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 3 ст. 3.1. Федерального Закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 г. N 53-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю, к собственности поселений городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казённым предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Как указано выше, основанием для регистрации Департаментом указан Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Согласно ст. 50 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения.
Статьей 85 данного Закона предусмотрена обязанность Правительства РФ обеспечить безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося в собственности РФ имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения.
Таким образом, рассматриваемый объект недвижимости является земельным участком общего пользования, обеспечивающим решение вопросов местного значения, предусмотренных ст. 16 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а именно создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организации культуры, а также создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.
Согласно письма Поволжского управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 12.12.2006 г. N 4-0-3-1720 на рассматриваемом земельном участке располагается памятник археологии федерального значения: "Стоянка, поселение, 1 тыс. - XIV-IV вв. н.э.", расположенный по адресу, г. Самара, Овраг Подпольщиков. (Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. N 176).
Согласно положения п.2 ст. 63 Федерального Закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в перечни объектов, на которые предлагается оформить право собственности муниципальных образований, не могут включаться объекты культурного наследия, используемые для федеральных нужд, за исключением объектов, предназначенных для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры и подлежащих передаче в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Таким образом, Федеральный закон N 73-ФЗ от 25.06.2002 года не только не запрещает нахождение в собственности муниципального образования объектов недвижимости, на которых располагаются памятники археологии федерального значения, но и напрямую предусматривает, что основанием для передачи их в муниципальную собственность является Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ.
Данное положение также подтверждает обоснованность указания Департаментом Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в качестве правоустанавливающего документа для государственной регистрации права муниципальной собственности на рассматриваемый земельный участок.
Кроме того, Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", государственная собственность в Российской Федерации разграничена на федеральную, субъектов РФ и муниципальную.
В соответствии с Приложением 3 к данному Постановлению объекты внешнего благоустройства отнесены исключительно к муниципальной собственности. Пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991 года предусмотрена передача объектов государственной собственности, указанных в Приложении N 3 к Постановлению, независимо от того, на чьём балансе они находятся, в муниципальную собственность городов.
Согласно Информационному письму Президиума ВАС РФ от 11.06.1997 г. N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в Приложении N 3 к указанному Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991 года, являются муниципальной собственностью непосредственно в силу прямого указания закона.
Объекты, отнесенные к муниципальной собственности Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 года, рассматриваются таковыми независимо от того, оформлено ли право муниципальной собственности на них в установленном законом порядке или нет.
Указание суда первой инстанции, что ссылка на названное Постановление не может быть признана обоснованной, поскольку оно не касается вопросов разграничения прав на земельные участки, суд апелляционной инстанции признает ошибочным.
Согласно ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.
Вывод суда первой инстанции о правомерности отказа Управления в государственной регистрации права в связи с непредставлением заявителем правоустанавливающих документов, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 г. N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю", также следует признать ошибочным. Данное Постановление не распространяется на земельные
участки, разграниченные в силу закона.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемый отказ в государственной регистрации не соответствует требованиям ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что привело к нарушению прав и законных интересов заявителя. В связи с чем требования Департамента управления имуществом городского округа Самара подлежат удовлетворению.
При указанных обстоятельствах выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу ст. 270 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 марта 2008 г. по делу N А55-18891/2007 отменить.
Требования Департамента управления имуществом городского округа Самара удовлетворить.
Признать недействительным отказ в виде сообщения от 02.10.2007 г. N 01/246/2007-186 Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок площадью 375 315 кв. м, расположенный по адресу: город Самара, ул. Ново-Садовая, 150.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в сумме 2 000 руб.
Взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области в пользу Департамента управления имуществом городского округа Самара судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины по апелляционной жалобе, в сумме 1 000 руб.
Исполнительные листы выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18891/2007
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области
Третье лицо: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, Поволжское управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Министерство имущественных отношений Самарской области, ИФНС России по Ленинскому району г. Самары
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2193/2008