28 мая 2008 г. |
дело N А55-18445/2007 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Захаровой Е.И., судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от заявителя - представитель Косов В.В., доверенность от 10.07.2007 г.,
от ответчика - представитель Князева О.В., доверенность от 21.04.2008 г. N Д05-01/1064,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 мая 2008 г., в помещении суда, в зале N 6, апелляционную жалобу ООО фирма "ВЕЛ", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 апреля 2008 г. по делу N А55-18445/2007 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению ООО фирма "ВЕЛ", г. Самара, к департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о передаче функций застройщика,
УСТАНОВИЛ:
ООО фирма "ВЕЛ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном ст. 49 АПК РФ, об обязании Управления капитального строительства Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара передать функции заказчика на основании существующих Постановления N 1422 от 16.11.1995 года по проектированию административного здания с помещениями культурно-социального назначения и бытового обслуживания населения по улице Тухачевского в 4-м микрорайоне пос. Бр. Кузнецовых в Железнодорожном районе площадью 0,067 га. и на основании Постановления N 1423 от 16.11.1995 г. по проектированию административного здания с помещениями культурно-социального назначения и бытового обслуживания населения по улице Киевской в Железнодорожном районе площадью 0,095 га. с дальнейшим заключением договоров на передачу функций застройщика ООО фирме "ВЕЛ".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.04.2008 года в удовлетворении заявления отказано.
ООО фирма "ВЕЛ", не согласившись с решением суда от 15.04.2008 года, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО фирма "ВЕЛ" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда от 15.04.2008г. отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в судебном заседании просил решение суда от 15.04.2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда от 15.04.2008 года законно и обоснованно, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Главы города Самары N 1422 от 16.11.1995 г. "О разрешении УКСу администрации города при участии ИЧП фирмы "ВЕЛ" проектирования и строительства административного здания с помещениями культурно-социального назначения и бытового обслуживания населения по улице Тухачевского в IV микрорайоне пос. Бр. Кузнецовых Железнодорожного района" УКСу администрации города разрешено проектирование и строительство административного здания с помещениями культурно-социального назначения и бытового обслуживания населения на земельном участке площадью 0,095 га г. Самары по ул. Тухачевского в IV микрорайоне пос. Бр.Кузнецовых Железнодорожного района согласно прилагаемой схеме, на ранее отведённой территории.
Указанным постановлением начальнику УКСа администрации города Дундукову поручено вести разработку проекта административного здания; до начала строительства получить разрешение инспекции Госархстройнадзора на право производства работ; вести строительство по проекту, согласованному с главным архитектором города.
Кроме того, указанным постановлением финансирование разработки проектно-сметной документации и строительства объекта поручено ИЧП фирме "ВЕЛ" (л.д.19).
На основании Постановления Главы города Самары N 1422 от 16.11.1995 г. составлен Акт N 7560 от 27.11.1995г. об отводе границ участка УКС администрации города при участии ИЧП фирмы "ВЕЛ" (т.1, л.д.20).
В соответствии с Постановлением Главы города Самары N 1423 от 15.11.1995 г. "О разрешении УКСу администрации города при участии ИЧП фирмы "ВЕЛ" проектирования и строительства административного здания с помещениями культурно-социального назначения и бытового обслуживания населения по улице Киевской в Железнодорожном районе" УКСу администрации города разрешено проектирование и строительство административного здания с помещением культурно-социального назначения и бытового обслуживания населения на земельном участке площадью 0,067 га по ул.Киевской в Железнодорожном районе согласно прилагаемой схеме, на ранее отведённой территории.
Указанным постановлением начальнику УКСа администрации города Дундукову поручено вести разработку проекта административного здания; до начала строительства получить разрешение инспекции Госархстройнадзора на право производства работ; вести строительство по проекту, согласованному с главным архитектором города.
Указанным постановлением финансирование разработки проектно-сметной документации и строительства объекта поручено ИЧП фирме "ВЕЛ" (л.д.38).
На основании Постановления Главы города Самары N 1423 от 16.11.1995 г. составлен Акт N 7561 от 27.11.1995г. об отводе границ участка УКС администрации города при участии ИЧП фирмы "ВЕЛ" (т.1, л.д.39).
Также на основании Постановления Главы города Самары N 1423 от 16.11.1995 г. между ИЧП "ВЕЛ" и УКС администрации города Самары был заключён договор на передачу функций заказчика по проектированию N б/н от 03.06.1997г. (т.1, л.д.40-41).
В соответствии с указанным договором УКС администрации города Самары обязуется выполнить функции заказчика по разработке (корректировке) проектно-сметной документации здания бытового обслуживания по ул. Киевской; производить оплату за предпроектные работы (постановление, АПЗ, ТУ и т.д.); подготовить все исходные данные на проектирование объекта.
ИЧП "ВЕЛ" обязуется перечислять по запросу УКСа администрации города Самары средства для расчётов за выполненные предпроектные и проектно-изыскательские работы; при завершении проектно-изыскательских работ ИЧП "ВЕЛ" заключает договор с УКСом администрации города Самары на передачу функций заказчика по строительству здания бытового обслуживания по ул. Киевской.
В соответствии с особыми условиями договора он вступает в силу с момента его подписания, поступления средств на счёт УКСа и действует до полного взаиморасчёта сторон.
Заявитель, обратившись в арбитражный суд с заявлением, указывает, что в течение продолжительного времени УКСом г. Самара не предпринимались никакие действия по исполнению заключенного договора, в связи с чем ООО фирма "ВЕЛ" была вынуждена фактически исполнять взятые УКСом обязательства в одностороннем порядке. Так ООО фирма "ВЕЛ" своими силами и средствами, без участия УКСа Администрации г. Самара, выполнила работы по получению АПЗ заключения; заключения городской СЭС; заказан и оплачен эскизный проект; сделаны геологические и геодезические изыскания; оплачен проект фасадов зданий и планировка помещений; получены технические условия всех соответствующих организаций, за исключением Самарских городских электрических сетей, так как горсети без участия УКСа Администрации г. Самары не дали разрешения на прокладку кабеля в патерне от ТП в сторону ул. Киевской; оформлены, в надлежащем виде и полном объеме землеустроительные дела по Постановлениям N 1422 и 1423 16.11.1995 г.; с ООО "Кровпром" был заключен предварительный договор N 18 от 01 августа 2005 г. строительного подряда по проектированию и строительству административных зданий с помещениями культурно-социального назначения и бытового обслуживания населения по вышеназванным адресам.
Как указывает заявитель, УКС Администрации г. Самара не предпринял никаких попыток исполнить взятые на себя обязательства по Договору и предписанные Постановлениями Главы г. Самары N 1422 и N 1423 от 16.11.1995 г.
По мнению заявителя, вследствие бездействия должностных лиц УКСа г.о. Самара и нежелания исполнять взятые на себя обязательства по условиям заключенного Договора, ООО фирма "ВЕЛ" не имеет никаких законных возможностей осуществить завершение проектирования и начать строительство по вышеуказанным адресам административных зданий с помещениями культурно-социального назначения и бытового обслуживания населения, с тем чтобы впоследствии заключить в надлежащем виде договора аренды земельных участков.
Заявленные требования ООО фирма "ВЕЛ" основывает на положениях ст.51 Градостроительного кодекса РФ, Постановлений Главы г. Самары N 1422 и N 1423 от 16.11.1995 г., Договора на передачу функций заказчика по проектированию б/N от 03.06.1997г.
Ответчик, возражая против заявленных требований, утверждает, что Департамент является правопреемником в полном объеме УКСа. Департамент является юридическим лицом. Каких либо договоров или дополнительных соглашений к указанному договору от 03.06. 1997 г. Департамент с ИЧП "ВЕЛ" не заключал, на расчетный счет Департамента денежные средства от ИЧП "ВЕЛ" в рамках договора не поступали, проектно изыскательские работы Департаментом не проводились, следовательно требования Заявителя в рамках договора не законны.
Ответчик также заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Доводы заявителя суд первой инстанции правомерно счёл необоснованными и неподтвержденными имеющимися в деле доказательствами по следующим основаниям.
В соответствии со ст.4 Закона РФ от 14 июля 1992 г. N 3295-1 "Об основах градостроительства в Российской Федерации" (действовавшего в 1995-1997гг.) субъектами (участниками, партнерами) градостроительной деятельности в Российской Федерации являются граждане, их объединения, общественные и другие организации, учреждения, предприятия, иные юридические лица, являющиеся заказчиками, инвесторами, застройщиками, разработчиками градостроительной документации, исполнителями работ и пользователями объектов инвестиционной и градостроительной деятельности, независимо от форм собственности, а также государства, международные организации, иностранные физические и юридические лица; органы государственной власти и управления, подведомственные им органы архитектуры и градостроительства, а также органы местного самоуправления, осуществляющие градостроительную деятельность в соответствии со своей компетенцией.
Согласно ст.7 Закона РФ от 14 июля 1992 г. N 3295-1 "Об основах градостроительства в Российской Федерации" заказчиками градостроительной документации являются органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, организации, учреждения и другие юридические лица.
Заказчик имеет право заключать и расторгать договор (контракт) на предусмотренных им условиях о выполнении градостроительной документации, осуществлять контроль за ходом ее разработки и проводить экспертизу, а также участвовать в согласовании и реализации градостроительной документации.
Заказчик (застройщик) в соответствии с утвержденной градостроительной документацией самостоятельно определяет объекты градостроительной деятельности, направление, объемы работ, размеры капитальных вложений, по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной, основе (в том числе через аукционы и торги подряда) физических и юридических лиц для реализации градостроительной документации.
Исходя из содержания обязанностей сторон в соответствии Постановлениями Главы города Самары N 1422 от 16.11.1995 г. и N 1423 от 15.11.1995 г. с учётом вышеуказанных положений Закона РФ от 14 июля 1992 г. N 3295-1 "Об основах градостроительства в Российской Федерации", органом местного самоуправления на УКС Администрации г. Самара возложены функции заказчика-застройщика, а на ИЧП фирмы "ВЕЛ" - функции инвестора.
Учитывая, что распределение функций субъектов градостроительной деятельности осуществлено ненормативным правовым актом органа местного самоуправления, обязанности, указанные сторонами в Договоре на передачу функций заказчика по проектированию б/N от 03.06.1997г., являются производными от указанных в Постановлениях Главы города Самары N 1422 от 16.11.1995 г. и N 1423 от 15.11.1995 г. и могут изменяться лишь в том же порядке, в соответствии с которым они приобретены.
Доказательства того, что каким-либо Постановлением Главы города Самары на заявителя возложены функции заказчика-застройщика, в материалы дела не представлены.
Суд первой инстанции правомерно не принял ссылка заявителя на договор на передачу функций заказчика по проектированию б/н от 03.06.1997г. как необоснованную, поскольку данный договор не предусматривает порядка и оснований передачи функций заказчика по проектированию от УКС Администрации г. Самара к ИЧП фирмы "ВЕЛ".
Пунктом 2.4 Договора предусмотрено, что при завершении проектно-изыскательских работ ИЧП "ВЕЛ" заключает договор с УКСом администрации города Самары на передачу функций заказчика по строительству здания бытового обслуживания по ул.Киевской.
Однако условия для наступления указанного события сторонами не выполнены.
Более того, как обоснованно указал суд первой инстанции в решении, отсутствуют условия, с которыми стороны связали сам факт вступления договора в силу - поступление денежных средств на счёт УКСа.
Доказательства перечисления денежных средств на счёт УКСа для предпроектных и проектно-изыскательских работ заявителем не представлены.
Учитывая, что стороны самостоятельно предусмотрели особые условия вступления договора в силу и не изменяли их, отсутствуют основания считать договор вступившим в силу.
Кроме того, указанный договор основан лишь на Постановления Главы города Самары N 1423 от 16.11.1995 г. и не имеет отношения к Постановлению Главы города Самары N 1422 от 16.11.1995 г.
Требования истца в рамках ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, также не обоснованны, так как согласно требований ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, устанавливается порядок выдачи разрешения на строительство, а не передача функций заказчика от одного лица к другому.
Ссылку на иную правовую норму, предусматривающую возможность удовлетворения требований заявителя, ООО фирма "ВЕЛ" не приводит.
Таким образом, апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции относительно того, что отсутствуют правовые основания для возложения арбитражным судом на Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обязанности передать функции заказчика с дальнейшим заключением договоров на передачу функций застройщика ООО фирме "ВЕЛ".
Кроме того, суд считает обоснованным довод ответчика о пропуске заявителем срока исковой давности.
Как полагает, заявитель Департамент не исполнил свои обязательства в рамках ст. 309 ГК РФ, по договору.
Согласно ст. 155 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, ст. 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности, в три года.
В соответствии со статьей 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Довод заявителя апелляционной жалобы относительно того, что ему стало известно о нарушении его прав в 2005 году суд апелляционной инстанции не принимает, поскольку данный довод не подтверждается как обстоятельствами дела так и надлежащими доказательствами.
Судом первой инстанции при данных обстоятельствах правомерно отказано Обществу в удовлетворении заявленных требований.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 15.04.2008г. принято с соблюдением норм процессуального и материального права, является обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Доводы, приведенные ООО фирмой "ВЕЛ" в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно ст. 110 АПК РФ следует отнести на ООО фирму "ВЕЛ".
Руководствуясь ст.ст.101,110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15.04.2008 года по делу N А55-18445/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО фирма "ВЕЛ", г. Самара, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18445/2007
Истец: Общество с ограниченной ответственностью фирма "ВЕЛ"
Ответчик: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2809/2008