30 мая 2008 г. |
Дело N А65-2509/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Е.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 мая 2008 г. в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 апреля 2008 г. по делу N А65-2509/2008 (судья Назырова Н.Б.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Айдар", Республика Татарстан, Алькеевский район, с. Юхмачи,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Нурлат,
третье лицо: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Алькеевском районе Республики Татарстан, Республика Татарстан, Алькеевский район, с. Базарные Матаки,
об обязании произвести зачет,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Айдар" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об обязании Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Татарстан (далее- налоговый орган) произвести зачет и переброску ошибочно перечисленных суммы 4376 руб. с КБК 18210202030061000160 на КБК 18210202010061000160 и суммы 2520 руб. с КБК 18210202020061000160 на КБК 18210202010062000160 (л.д.2-3).
В качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Алькеевскому району Республики Татарстан (далее - Пенсионный фонд) (л.д.17).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.04.2008г. по делу N А65-2509/2008 заявление удовлетворено. Суд обязал налоговый орган произвести зачет (переброску) ошибочно перечисленных Обществом суммы 4376 руб. с КБК 18210202030061000160 на КБК 18210202010061000160 и суммы 2520 руб. с КБК 18210202020061000160 на КБК 18210202010062000160 (л.д. 25-26).
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 34).
Общество и Пенсионный фонд отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, платежным поручением от 15.05.2007г. N 2 Обществом ошибочно перечислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 2520 руб. по коду бюджетной классификации КБК N 18210202020061000160 (Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии) (л.д. 11).
Платежным поручением от 22.01.2008г. N 2 Общество ошибочно перечислило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 4376 руб. по КБК N 18210202030061000160 (Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии) (л.д. 12).
29.01.2008г. Общество обратилось в налоговый орган с заявлениями о зачете (переброске) ошибочно перечисленных: суммы 4376 руб. с КБК N 18210202030061000160 на КБК N 18210202010061000160 (Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии) и суммы 2520 руб. с КБК N 18210202020061000160 на КБК N 18210202010061000160 (л.д. 5-6).
Письмами от 01.02.2008г. (л.д. 8) и от 05.02.2008г. N 08-01-19/01309 (л.д. 7) налоговый орган отказал Обществу в зачете ошибочно перечисленных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, мотивировав данный отказ отсутствием соответствующих полномочий, поскольку Федеральным законом N 167-ФЗ от 15.12.2001г. не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов.
Отказ в зачете страховых взносов явился основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001г. N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов согласно пункта 1 статьи 25 Федерального закона.
Поскольку Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004г. N 116h (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений.
Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15.08.1996г. N 115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.12.2004г. N 174-ФЗ)) и Приложению 11 к указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина Российской Федерации от 10.12.2004г. N 114н администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Кроме того, в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" предусмотрено принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных платежей администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 78 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату (зачету) налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В пункте 13 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные статьей 78 НК РФ, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Предусмотренный данной статьей порядок зачета (возврата) не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете, в связи с чем, довод налогового органа о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам НК РФ, является неправомерным.
В соответствии со статьей 78 НК РФ решение о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного налога (платежей) выносится при условии отсутствия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов, или задолженности по пеням, начисленных тому же бюджету (внебюджетному фонду).
Как видно из материалов дела, что наличие у Общества ошибочной уплаты в сумме 4376 руб. по КБК N 18210202030061000160 и в сумме 2520 руб. по КБК N 18210202020061000160 налоговым органом не оспаривается.
При таких обстоятельствах налоговый орган необоснованно отказал Обществу в зачете излишне уплаченных сумм страховых взносов, ошибочно уплаченных на N 18210202030061000160 и КБК N 18210202020061000160.
Следовательно, вывод налогового органа, что действующим законодательством территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право проводить зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, а не налоговым органам, является ошибочным.
Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по данному вопросу, изложенной в постановлении Президиума от 05.09.2006г. N 2776/06.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод налогового органа о том, что Общество не обращалось с заявлением в налоговый орган о проведении зачета по страховым взносам.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции. В настоящей апелляционной жалобе налоговый орган не представил доказательств, опровергающих выводы решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил Обществу заявленные требования.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 апреля 2008 г. по делу N А65-2509/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-2509/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Айдар", с. Юхмачи
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Республике Татарстан,г.Нурлат
Третье лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Нурлатском районе и г.Нурлат Республики Татарстан, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Алькеевском районе Республики Татарстан
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2979/2008