02 июня 2008 г. |
Дело N А55-1772/2007 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марчик Н.Ю., судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т., при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В., с участием:
от заявителя - Нескоромнов Н.Н., доверенность от 20.12.2007 г. N 697
от ответчиков:
от Администрации Кировского района городского округа Самара - Громова К.Б., доверенность от 19.12.2007 г. N 09-23/4587,
от Администрации городского округа Самара - Максимова О.В., доверенность от 28.12.2007 г. N 01/04-1261
от третьих лиц:
от ЗАО "Печать" - Скуратов А.А., доверенность от 29.11.2007 г. N 614,
от Главы городского округа Самара - Максимова О.В., доверенность от 28.12.2007 г. 01/04-1260,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 мая 2008 г., в зале N 7, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 февраля 2008 г. по делу N А55-1772/2007 (судья Стенина А.В.),
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, город Самара,
к Администрации Кировского района городского округа Самара, город Самара, Администрации городского округа Самара, город Самара,
третьи лица: ЗАО "Печать", город Самара,
Глава городского округа Самара, город Самара,
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением Администрации Кировского района городского округа Самара о признании незаконными действий, выразившихся в непредставлении мотивированного с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель, заключения о возможности либо о невозможности обеспечения изготовления и утверждения проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Ташкентская, 95, площадью 8,4 кв. м. под установку пункта распространения печатной продукции и обязании изготовления и утверждения проекта границ испрашиваемого земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 08 мая 2007 г. в удовлетворении требований заявителя отказано.
Постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2007 г. решение суда от 08 мая 2007 г. отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку требования заявлены к ненадлежащему ответчику.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 октября 2007 г. решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции от 12 июля 2007 г. отменены с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении судом согласно ст.ст. 47, 51 АПК РФ в качестве второго заинтересованного лица привлечена Администрация городского округа Самара, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Глава городского округа Самара.
В соответствии со ст. 49 АПК РФ заявитель изменил требования: просит признать незаконными действия Администрации городского округа Самара, Администрации Кировского района городского округа Самары, выразившиеся в непредоставлении мотивированного с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель, заключения о возможности либо о невозможности обеспечения изготовления и утверждения проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Ташкентская, 95, площадью 8,4 кв. м. под установку пункта распространения печатной продукции, а также об обязании Администрацию городского округа Самара обеспечить изготовление и утвердить проект границ испрашиваемого земельного участка либо предоставить мотивированное с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключение о невозможности его изготовления и утверждения.
Решением суда первой инстанции от 19 февраля 2008 г. в удовлетворении требований Министерства отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что требования предъявлены к ненадлежащему ответчику - Администрации Кировского района городского округа Самара.
В апелляционной жалобе заявитель, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Администрации Кировского района городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, Главы городского округа Самара, считая решение суда законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ЗАО "Печать" в судебном заседании просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает что решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании заявления ЗАО "Печать" от 26.07.2006 г. о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу г. Самара. Кировский район, ул. Ташкентская, 95, площадью 8,4 кв. м. под установку пункта распространения печатной продукции, заявителем 10.08.2006 г. направлено в адрес Администрации городского округа Самара обращение об изготовлении и утверждении проекта границ испрашиваемого земельного участка.
Вышеуказанное обращение передано в Администрацию Кировского района городского округа Самара (далее - администрация района).
14.09.2006 г. Администрация Кировского района г. Самары отказала заявителю в изготовлении и утверждении проекта границ указанного земельного участка, указав на отсутствие межевого дела. На повторное обращение от 20.10.2006 г. администрация района также письмом от 19.12.2006 г. отказала в изготовлении и утверждении проекта границ.
24.10.2006 г. заявитель вновь направил в Администрацию городского округа Самара обращение об изготовлении и утверждении проекта границ испрашиваемого земельного участка, указав, что выдача мотивированных заключений о возможности либо о невозможности изготовления и утверждения проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, не входит в компетенцию администраций районов городского округа Самара.
Заявитель, считая, что срок на изготовление мотивированного заключения и срок на изготовление и утверждение проекта границ земельного участка истек, 14.02.2007 г. обратился с настоящим заявлением в суд.
Статьей 34 ЗК РФ и п.п. 2.5, 2.7 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность которых не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74 предусмотрено, что уполномоченный орган местного самоуправления обязан в месячный срок с момента поступления указанного обращения с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами застройки, целевым назначением земель подготовить и направить в Министерство мотивированное заключение о возможности либо о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения; в месячный срок обеспечить изготовление и утверждение проекта границ земельного участка.
В соответствии с п. 1.2 Постановления Главы городского округа Самара от 19.09.2006 года N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" на момент получения ответа на обращение Министерства уполномоченным органом по утверждению проектов границ указанных земельных участков являлась Администрация городского округа Самара.
Таким образом, анализ правовых актов Самарской области, городского округа Самара в вышеуказанной сфере свидетельствует, что уполномоченным органом (в соответствии со ст. 34 ЗК РФ) по утверждению проектов границ земельных участков данной категории для целей, не связанных со строительством, является именно Администрация городского округа Самара, и данный орган местного самоуправления является надлежащим ответчиком по данному делу.
Распоряжением Главы администрации городского округа Самара от 27.09.2006 г. N 486-р "Об осуществлении отдельных полномочий по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, администрациями районов городского округа Самара" вышеуказанные полномочия от имени Администрации городского округа Самара осуществляют администрации районов городского округа Самара, на территории которых находятся соответствующие земельные участки.
Исходя из норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", администрация района городского округа Самара не вправе самостоятельно принимать решения, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, несмотря на наличие указанного распоряжения Главы администрации городского округа Самара, поскольку не является органом местного самоуправления, уполномоченным на решение вопросов по результатам обращения об изготовлении и утверждении проектов границ земельных участков.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконными действий Администрации Кировского района городского округа Самара, поскольку она не является надлежащим ответчиком по делу.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дела судом первой инстанции в качестве второго ответчика лица привлечена Администрация городского округа Самара.
В соответствии со ст. 49 АПК РФ заявитель изменил требования и просил признать, помимо уже заявленных и принятых к рассмотрению требований к Администрации Кировского района городского округа Самара, также незаконными действия Администрации городского округа Самара, выразившиеся в не предоставлении мотивированного с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель, заключения о возможности либо о невозможности обеспечения изготовления и утверждения проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Ташкентская, 95, площадью 8,4 кв. м. под установку пункта распространения печатной продукции, а также об обязании Администрацию городского округа Самара обеспечить изготовление и утвердить проект границ испрашиваемого земельного участка либо предоставить мотивированное с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключение о невозможности его изготовления и утверждения.
Вместе с тем, судом первой инстанции не дана правовая оценка действиям Администрации городского округа Самары.
Из материалов дела следует, что Администрация городского округа Самара возложенную на нее обязанность, предусмотренную ст. 34 и п.п. 2.5, 2.7 Порядка, по предоставлению заявителю мотивированного с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключения о возможности либо о невозможности изготовления и утверждения проекта границ земельного участка, не исполнила. В связи с чем, требования Министерства к Администрации городского округа Самара подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции - изменению. В остальной части решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 февраля 2008 г. по делу N А55-1772/2007 изменить.
Признать незаконными действия Администрации городского округа Самары, выразившиеся в не предоставлении мотивированного с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель, заключения о возможности либо о невозможности изготовления и утверждения проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Ташкентская, 95, площадью 8,4 кв. м под установку пункта распространения печатной продукции.
Обязать Администрацию городского округа Самара в месячный срок обеспечить изготовление и утвердить проект границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Ташкентская, 95, площадью 8,4 кв. м под установку пункта распространения печатной продукции либо предоставить мотивированный с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель, заключение о невозможности его изготовления и утверждения.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1772/2007
Истец: Министерство имущественных отношений Самарской области
Ответчик: Администрация Кировского района городского округа Самара, Администрация городского округа Самара
Третье лицо: ОСП Ленинского района г. Самары, ЗАО "Печать", Глава городского округа Самара
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-1772/2007
11.09.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-1772/2007
02.06.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4504/2007