04 июня 2008 г. |
Дело N А55-864/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области - представитель Гришанова М.В., доверенность от 15 января 2008 г. N 9,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - представитель Аверьянова С.В., доверенность от 15 января 2008 г. N 93/3, представитель Рубель Ю.В., доверенность от 15 января 2008 г. N 94/3,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 июня 2008 г. апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31 марта 2008 г. по делу N А55-864/2008, судья Черномырдина Е.В., принятое по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г.Самара, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г.Самара,
о признании незаконными предписаний от 27 ноября 2007 г. N 3647/3, N 3645/3, решений от 27 ноября 2007 г. N 3644/3, N 3646/3,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области (далее - Территориальное управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными предписаний Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - УФАС по Самарской области) от 27 ноября 2007 г. N 3647/3, N 3645/3, решений от 27 ноября 2007 г. N 3644/3, N 3646/3.
Решением суда от 31 марта 2008 г. в удовлетворении заявления Территориального управления Росимущества отказано на том основании, что оспариваемые ненормативные правовые акты приняты УФАС по Самарской области в полном соответствии с требованиями законодательства.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Росимущества просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что расходы Территориального управления Росимущества по больничным листам не превышают в течение квартала указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. Договор обязательного медицинского страхования работающих граждан от 03 марта 2006 г. N 30176 был заключен до введения в действие Федерального закона "О защите конкуренции", предусматривающего осуществление федеральными органами исполнительной власти отбора финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона для оказания определенных финансовых услуг, в том числе при осуществлении личного страхования, включая медицинское страхование. Договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств со сроками страхования с 17 июля 2007 г. по 16 июля 2008 г. являлись продленными в соответствии со ст.10 Федерального закона от 25 апреля 2007 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Отбор Территориальным управлением Росимущества финансовой организации для предоставления услуг обязательного медицинского страхования работающих граждан и услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств путем проведения открытого конкурса до 31 декабря 2007 г. в отсутствие утвержденных лимитов бюджетных обязательств не представлялся возможным и являлся нарушением бюджетного законодательства.
В отзыве на апелляционную жалобу УФАС по Самарской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, поскольку Федеральный закон "О защите конкуренции" не содержит условий, соблюдение которых будет являться основание для отбора финансовых организаций без проведения соответствующих конкурсов или аукционов. Для заключения государственных контрактов открытый конкурс или открытый аукцион по отбору финансовых организаций для оказания финансовых услуг, указанных в ст.18 Федерального закона "О защите конкуренции", необходимо проводить ежегодно. По истечении срока действия договоров и при наличии необходимости федеральные органы исполнительной власти должны осуществлять отбор финансовых организаций путём проведения открытого конкурса или открытого аукциона. Услуги обязательного медицинского страхования оплачиваются путем перечисления единого социального налога в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Сам факт осуществления Территориальным управлением Росимущества хозяйственных операций по уже заключенным договорам обязательного медицинского страхования работающих граждан и обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств опровергает довод заявителя.
В судебном заседании представитель Территориального управления Росимущества поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым заявление Территориального управления Росимущества удовлетворить.
Представители УФАС по Самарской области возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, УФАС по Самарской области на основании приказа от 17 октября 2007 г. N 190 проведена проверка соблюдения Территориальным управлением Росимущества требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135 - ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам проведения проверки УФАС по Самарской области выявлены факты нарушения Территориальным управлением Росимущества законодательства в сфере размещения заказов на оказание услуг для государственных нужд, а именно: заключение договоров обязательного медицинского страхования работающих граждан и обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств без проведения открытого конкурса.
По итогам проведения проверки УФАС по Самарской области 27 ноября 2007 г. приняты решения N 3644/3 и N 3646/3 об устранении нарушений антимонопольного законодательства и 27 ноября 2007 г. выданы соответствующие предписания N 3647/3 и N 3645/3 (т.1, л.д.8-16; т.2, л.д.11-12).
В соответствии с ч.1 ст. 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг: 1) привлечение денежных средств юридических лиц во вклады; 2) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам; 3) предоставление кредита; 4) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц; 5) выдача банковских гарантий; 6) услуги на рынке ценных бумаг; 7) услуги по договору лизинга; 8) страхование имущества; 9) личное страхование, в том числе медицинское страхование; 10) негосударственное пенсионное страхование; 11) страхование ответственности.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования. Договор медицинского страхования должен содержать наименование сторон; сроки действия договора; численность застрахованных; размер, сроки и порядок внесения страховых взносов; перечень медицинских услуг, соответствующих программам обязательного или добровольного медицинского страхования; права, обязанности, ответственность сторон и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия.
Как следует из материалов дела, Территориальным управлением Росимущества 03 марта 2006 г. был заключен договор обязательного медицинского страхования N 30176 с ОАО "Страховая компания АСКОМЕД" со сроком действия - 1 год, который 03 марта 2007 г. был пролонгирован на 2007 год (т.2, л.д.31-32 ).
Согласно доводам Территориального управления Росимущества законодательство о размещении госзаказов предусматривает возможность размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. N 1843-у такой размер установлен в сумме 100 000 рублей). При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.
Принимая во внимание, что расходы Территориального управления Росимущества по больничным листам не превышают в течение квартала указанного предельного размера расчетов наличными деньгами, оснований для проведения открытого конкурса по отбору страховых компаний в целях заключения договора обязательного медицинского страхования, по мнению Территориального управления Росимущества, не имеется.
Данный довод Территориального управления Росимущества суд первой инстанции правомерно признал необоснованным, поскольку положения ст. 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", устанавливающие обязанность по проведению открытого конкурса для оказания услуг по медицинскому страхованию, носят для Территориального управления Росимущества (как федерального органа исполнительной власти) императивный характер без каких-либо оговорок, в том числе, и на возможность заключения договора, сумма услуг по которому не превышает вышеуказанного лимита ЦБ РФ.
При этом положения ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", предусматривавшие возможность размещения заказов для государственных или муниципальных нужд, не превышающих установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, без проведения открытого конкурса или аукциона, утратили свою силу с 23 апреля 2007 г. в связи принятием Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ.
Договор обязательного медицинского страхования на 2007 год заключен (пролонгирован) Территориальным управлением Росимущества 03 марта 2007 г., что исключает возможность применения к спорным правоотношениям вышеуказанных положений законодательства, исключающих необходимость проведения конкурса при размещении заказа по оказанию услуг обязательного медицинского страхования.
Кроме того, довод Территориального управления Росимущества о том, что его расходы по больничным листам не превышают в течение квартала указанного предельного размера расчетов наличными деньгами, какими-либо доказательствами не подтвержден и не может являться обоснованным, поскольку расходы по обязательному медицинскому страхованию не могут носить прогнозируемый характер и могут изменяться, в том числе и в сторону увеличения, что не исключает возможность превышения лимита, установленного ЦБ РФ.
По мнению Территориального управления Росимущества, договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств со сроками страхования с 17 июля 2007 г. по 16 июля 2008 г. в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25 апреля 2007 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" считаются продленными, так как договор обязательного страхования продлевается на следующий год, если страхователь не позднее чем за два месяца до истечения срока действия этого договора не уведомил страховщика об отказе от его продления. Действие продленного договора обязательного страхования не прекращается в случае просрочки уплаты страхователем страховой премии на следующий год не более чем на 30 дней. При продлении договора обязательного страхования страховая премия на новый срок его действия уплачивается в соответствии с действующими на момент ее уплаты страховыми тарифами. В связи с этим, оснований для проведения конкурса для размещения заказа на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, по мнению Территориального управления Росимущества, не имеется. Данный довод судом первой инстанции обоснованно отклонен.
Кроме того, письмом Федеральной антимонопольной службы от 21 февраля 2007 г. N ИА/2168 "О разъяснении применения части 1 статьи 18 Федерального закона "О защите конкуренции" (пункт 2) даны следующие разъяснения: "В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о размещении заказов данный Закон не применяется в случаях, если заказ предусматривает поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (60 тыс. рублей). Статья 18 Закона о защите конкуренции обязывает субъекты, указанные в данной статье, заключать договоры на поименованные финансовые услуги только путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона вне зависимости от каких-либо иных факторов, в том числе от суммы, на которую будут оказываться услуги. При этом положения статьи 18 Закона о защите конкуренции носят отсылочный характер на Закон о размещении заказов в части организации и проведения открытого конкурса и открытого аукциона. Таким образом, для получения финансовых услуг, перечисленных в статье 18 Закона о защите конкуренции, на сумму, не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (60 тыс. рублей), субъектам, перечисленным в данной статье, необходимо проводить открытый конкурс или открытый аукцион по отбору финансовой организации".
Положения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 апреля 2007 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" прямо предусматривают, что срок действия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств составляет один год, за исключением случаев, для которых настоящей статьей предусмотрены иные сроки действия такого договора. Таким образом, в силу прямого указания закона договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является срочным договором и действует в течение одного года.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, что договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств заключен сроком на 1 год.
Возможность продления срока действия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленная положениями ст. 10 Федерального закона от 25 апреля 2007 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", не исключает обязанности Территориального управления Росимущества на проведение открытого конкурса для размещения заказа на оказание услуг по страхованию ответственности, установленной положениями ст. 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В силу положений ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи. В случае, если предметами государственного (муниципального) контракта являются поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более трех лет (одного года - в случае утверждения закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (решения о местном бюджете) на очередной финансовый год), такие государственные (муниципальные) контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели долгосрочными целевыми программами (проектами) и государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации, на срок реализации указанных программ (проектов), а также в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принимаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон (решение) о бюджете вступает в силу с 01 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
Согласно ст. 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 01 января по 31 декабря.
В силу положений п. 3 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательств.
В соответствии с п. 2 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия заключенного договора сохраняют силу и после принятия закона, устанавливающего обязательные требования для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Таким образом, системное толкование вышеуказанных норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что для заключения государственных контрактов открытый конкурс или открытый аукцион по отбору финансовых организаций для оказания финансовых услуг, указанных в статье 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", необходимо проводить ежегодно, а договоры, заключенные до вступления в силу вышеуказанного федерального закона, признаются действующими до окончания определенного в них срока.
По аналогичным основаниям не могут быть признаны обоснованными ссылки на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации в подтверждение того, что проведение открытого конкурса или аукциона не требуется и при размещении заказа на оказание услуг обязательного медицинского страхования в виду его пролонгации и заключения до вступления в силу положений Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, положения Федерального закона от 25 апреля 2007 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", устанавливающие возможность продления срока действия договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утратили силу с 01 марта 2008 г. в связи с принятием Федерального закона от 01 декабря 2007 г. N 306-ФЗ.
Таким образом, судом установлено, что договор обязательного медицинского страхования заключен (пролонгирован) 03 марта 2007 г., а договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств заключен 17 июля 2007 г., то есть после вступления в силу положений Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Довод Территориального управления Росимущества о незаконности выданных предписаний в виду невозможности проведения торгов без утверждения лимитов бюджетных обязательств, также необоснован, поскольку Территориальное управление Росимущества обладает возможностью при заключении договоров по итогам проведения торгов определить порядок расчетов с учетом времени, необходимого для получения соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
Кроме того, сам факт осуществления финансово-хозяйственных операций по уже существующим договорам обязательного медицинского страхования и обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных опровергает вышеуказанный довод Территориального управления Росимущества.
Довод Территориального управления Росимущества о невозможности устранения выявленных нарушений антимонопольного законодательства в сроки, определенные оспариваемыми решениями и предписаниями, суд первой инстанции обоснованно не принял, поскольку в силу положений ст. 52 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу, что свидетельствует о достаточности времени для устранения выявленных нарушений антимонопольного законодательства.
Кроме того, Территориальное управление Росимущества в случае невозможности исполнения предписаний антимонопольного органа в установленный в них срок вправе воспользоваться правами, предусмотренными ст. 43 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и обратиться с ходатайством о продлении срока для устранения выявленных нарушений.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что оспариваемые акты УФАС по Самарской области - предписания от 27 ноября 2007 г. N 3647/3 и N 3645/3, решения от 27 ноября 2007 г. N 3644/3 и N 3646/3 - приняты антимонопольным органом в полном соответствии с требованиями законодательства.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им надлежащую оценку, всесторонне, объективно и полно рассмотрев дело в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 31 марта 2008 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Росимущества - без удовлетворения.
Исходя из положений ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 31 марта 2008 г. по делу N А55-864/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.Г.Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-864/2008
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3130/2008